Файл: Психологическое консультирование по проблемам тревожности подростков.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 478
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СМК Ф 7.5.0-01-34
минобрнауки россии федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Череповецкий государственный университет» |
Институт | педагогики и психологии |
Кафедра | психологии |
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: | «Психологическое консультирование» |
на тему: | «Психологическое консультирование по проблемам тревожности подростков» |
Выполнил студент(ка) группы |
4ПСД-01-1оп-19 |
направления подготовки (специальности) |
37.05.02 Психология служебной деятельности |
шифр, наименование |
Чахоян Карина Артуровна |
фамилия, имя, отчество |
Руководитель |
Апуневич Оксана Александровна |
фамилия, имя, отчество |
доцент |
должность |
Дата представления работы |
«__» _______ 2022г. |
|
Заключение о допуске к защите |
|
|
|
|
Оценка _______________, _______________ |
количество баллов |
Подпись преподавателя_________________ |
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы тревожности. 6
1.1 Подходы к определению понятия тревожность в отечественной и зарубежной литературе 6
1.2 Специфика проявления тревожности в подростковом возрасте 11
1.3 Способы преодоления тревожности в подростковом возрасте…………...18
Выводы по первой главе 20
Глава 2.Классификация запросов и консультационные сценарии по проблеме тревожности 23
2.1 Классификатор проблем 23
2.2 Разработка консультационных сценариев 26
2.2.1 Консультационный сценарий №1………………………………………...26
2.2.2 Консультационный сценарий №2………………………………………...45
2.2.3 Консультационный сценарий №3………………………………………...69
Список литературы 99
Список литературы для клиента………………………………………………102
Введение
Психологическое консультирование является важным направлением в деятельности практического психолога. Психологическое консультирование – это непосредственная работа с людьми, направленная на разрешение различного ряда психологических проблем, связанных с трудными межличностными отношениями, где основным средством воздействия является определённым образом выстроенная беседа. При этом клиент занимает активную роль. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь профессиональными знаниями, создаёт условия, в которых тот переживает свои новые возможности в решении новых психологических задач. То есть даётся некая перезагрузка картины мира. Психолог помогает клиенту взглянуть на жизненную ситуацию под другим углом и изменить к ней отношение, а в определённых случаях и поведение. При этом психолог изучает личность клиента и повышает её психологическую грамотность. Психологическое консультирование решает целый набор проблем: глубинно личностные, вопросы развития и обучения детей, разрешения семейных конфликтов, проблемы в выборе профессии и т.д. То есть можно сказать, что на психологическом консультировании могут быть затронуты проблемы из любой сферы жизни клиента, что делает психологическое консультирование очень ценным.
Наибольшую актуальность составляют вопросы по проблеме тревожности в подростковом возрасте. Это связано с тем, что в данном возрасте возникают стрессы и психологические проблемы, обусловленные психосексуальным развитием, эмоциональной неуравновешенностью, статусной неопределённостью и неустойчивостью социальных ценностей. У подростка возникает чувство взрослости, то есть он хочет быть независимым, самостоятельным. В связи с этим проявляется девиантное поведение, конфликты с родителями, возможна плохая успеваемость в школе. Таким образом, проблема тревожности в подростковом возрасте рассматривается как одна из наиболее сложных и значимых проблем в практике консультирования.
Феномену тревожности уделяется большое внимание в психологии, так как она занимает важное место в различных теориях и исследованиях. Среди авторов, которые посветили свои труды проблеме тревожности, можно назвать следующих: З.Фрейд, О.Х Маурер, Ван Эгерен, К.Хорни. В психологии можно назвать следующих авторов, которые посветили свои работы изучению именно подростковой тревожности: А.М. Прихожан, В. Амен, М. Раттер. У каждого автора свой взгляд на определение тревожности, но если объединить все их точки зрения, то получится, что тревожность – это психологическая черта, свойственная индивиду, которая проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. В психологии выделяют различные виды, формы, уровни и причины возникновения тревожности, которые очень важно учитывать психологу-консультанту при проведении психологического консультирования.
Как мы можем заметить, феномен тревожности с одной стороны достаточно хорошо изучен в психологической литературе (то есть изучены виды, причины возникновения), однако количество тревожных людей, в том числе и подростков с повышенным уровнем тревожности всё возрастает и возрастает. Всё это говорит о том, что есть потребность в прикладных разработках консультационных технологий в практико-ориентированной деятельности практического психолога по проблеме повышенной тревожности у подростков.
Цель курсовой работы: изучить феномен тревожности и на основании этого составить классификатор проблем с тремя развёрнутыми консультационными сценариями.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Проанализировать теоретическую литературу в рамках проблемы тревожности
2) Составить классификатор проблем по повышенной тревожности у подростков
3) Смоделировать три сценария консультационного интервью по проблеме повышенной тревожности у подростков
Объект работы- решение психологических проблем, связанных с тревожностью в подростком возрасте.
Предмет работы- разработанный классификатор и три сценария.
В качестве основных методов выступили: методы теоретического анализа, метод моделирования.
Работа состоит из двух глав, вывода по первой главе и 2 литературных списков: источников для написания работы; и списка литературы для клиента.
Глава 1. Теоретические основы проблемы тревожности
1.1 Подходы к определению понятия тревожность в отечественной и зарубежной литературе
Тема тревожности в нашем мире является актуальной и достаточно хорошо изученной не только в психологии, но и в медицине, физиологии, и даже социологии. Сейчас почти каждый человек встречается с тревожностью, но выражена она у каждого по-разному. Как известно тревожность вызывают только такие ситуации, которые очень важны для человека. Проявление этого термина можно встретить повсюду: и на работе, и в школе, и в университете, и даже на отдыхе. Можно сказать, что тревожность преследует человека всю его жизнь. У каждого человека существует свой желательный уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. На психологическом уровне реакции тревожности проявляются у человека в беспокойстве, напряжении, нервозности и переживаются в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, одиночества, неудачи. На физиологическом уровне тревожность выражается в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления.
В психологии очень важно различать такие понятия как «тревога» и «тревожность». Тревога– это тревожное состояние, при котором человек испытывает страх опасности в ходе непредвиденного исхода событий. В отличии от тревоги, тревожность- «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. [17]. Рассматривается как личностное образование и или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [20]. Отметим, что личностная тревожность представляет собой устойчивое образование, проявляющееся в разлитом, хроническом переживании соматического и психического напряжения, к склонности к раздражительности и беспокойству даже по незначительным поводам, в чувстве внутренней скованности и нетерпеливости [1]. Тревожность как черта личности отражает частоту переживаний человеком состояния тревоги. Высоко тревожные индивиды переживают состояние тревоги с большей интенсивностью и частотой, чем низко тревожные.
Существует достаточно много определений тревожности, потому что разные авторы высказывали своё мнение по поводу данного термина. В.С. Мерлин и его последователи интерпретируют тревожность как обобщенную характеристику психической деятельности, связанную с инертностью нервных процессов, то есть как психодинамическое свойство темперамента. А.М. Прихожан объясняет тревожность как личностное свойство, которое формируется в результате фрустрации межличностной надежности со стороны ближайшего окружения [13]. По определению С.С. Степанова "тревожность - переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи"[18].
Психологи выделяют устойчивую тревожность в какой-либо сфере: эта тревожность может быть или частной, то есть «связанной» (например, школьная, экзаменационная, межличностная) или общей, которая свободно меняет объекты тревожности в зависимости от изменения их значимости для человека. Ещё отмечают адекватную тревожность, которая является отражением неблагополучия человека в той или иной области, и тревожностьнеадекватную, или собственно тревожность - в благополучных для человека обстоятельствах действительности [20]. Многие авторы заметили, что тревожность имеет большинство проявлений (поведенческих, психических, психофизиологических), и все они создают определённую систему и обнаруживаются у человека. Так Ван Эгерену рассматривал тревожность как систему, состоящую из следующих частей: