ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 664
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Процесс Диккенса: во что вам обходятся ваши убеждения?
Процесс Диккенса» (иногда его называют «моделью Диккенса») имеет отношение к повести «Рождественская песнь» Чарльза Диккенса. Это одно из упражнений, которое я выполнял в течение нескольких дней на семинаре Тони Роббинса «Раскрой свой скрытый потенциал» (Unleash the Power Within, UPW).
Мой друг Навин Туккарам – миллионер и любимец фортуны. Он посещал UPW 11 раз и сказал, что занятия, посвященные процессу Диккенса, пропускать ни в коем случае нельзя. Именно ради них он приезжает сюда каждый год. Для него это своего рода ежегодное обновление и перезагрузка. В этой главе вы найдете примерное и упрощенное описание моего опыта.
В повести «Рождественская песнь» Скруджа навещают духи прошлых, нынешних и будущих Святок. В «процессе Диккенса» вы должны изучить ограничивающие убеждения – скажем, ваши два‑три основных таких убеждения, – в каждом времени. Тони помогает подробно проанализировать каждое из них, и я помню, как отвечал и представлял себе ответы на следующие вопросы и их варианты:
► Во что каждое ваше убеждение обходилось вам в прошлом, и во что оно обходилось вашим близким в прошлом? Чего вы лишились из‑за этого убеждения? Узрите это, услышьте это, прочувствуйте это.
► Во что каждое ваше убеждение обходится вам и вашим близким в настоящем? Узрите это, услышьте это, прочувствуйте это.
► Во что каждое ваше убеждение будет обходиться вам и вашим близким через год, 3, 5 и 10 лет? Узрите это, услышьте это, прочувствуйте это.
Почему это упражнение так эффективно? Я спросил об этом Тони через несколько месяцев, когда заметил ощутимые личные результаты, и он отправил мне следующий пример аудиосообщением:
«Если человек кашляет и задыхается [от рака легких], то почему он продолжает курить? Он говорит себе: “Я курил много лет, и никогда никаких проблем у меня от этого не было”. Или он говорит: “В будущем все наладится. В конце концов, Джодж Бёрнс дожил до 102 лет, куря сигары”. Они находят исключения из правил
, потому что никто не знает, что ждет его в будущем. Мы можем придумать будущее, можем убедить себя, что все будет хорошо. Или можем вспоминать прошлое, в котором все было хорошо. Так люди избегают правды.
Когда мы чувствуем боль в одной временной зоне – то есть в прошлом, настоящем или будущем – мы просто переключаемся на другую временную зону вместо того, чтобы изменить ситуацию. Ведь перемены приносят слишком большую неопределенность, нестабильность и страх».
«Процесс Диккенса» не позволяет избежать ни одной временной зоны.
Разумеется, одно дело – читать о плавании, а совсем другое – отправиться плавать. Процесс занял не менее 30 минут, когда Тони стоял на сцене, а в зале сидели 10 тысяч человек. Я слышал, как сотни и даже тысячи людей плакали. Это стало последней каплей, переполнившей чашу и сломавшей сопротивление. Яркие и болезненные образы позволили зрителям (включая вашего покорного слугу) перестать оправдывать или мириться с разрушительными «правилами» их жизни. Как Тони позже мне объяснил, «нет ничего эффективнее групповой динамики полного погружения, когда ничто вокруг не в силах вас отвлечь. Вы полностью сосредоточены на прорыве и переходе на следующий уровень, и именно благодаря этому «процесс Диккенса» так эффективен».
После того, как вы прочувствуете острую боль своих нынешних ограничивающих убеждений, вы формулируете 2‑3 новых убеждения для замены старых. Это делается для того, чтобы «вас не втянули в [старые убеждения] старые формулировки». Одним из трех моих основных ограничивающих убеждений было то, что «Я не создан для счастья», которое я заменил следующим: «Счастье – мое естественное состояние». После семинара я использовал подход Скотта Адамса (стр. 261) к самовнушению по утрам, чтобы закрепить новые убеждения. Я прекрасно понимаю, насколько глупо все это выглядит на бумаге. Тем не менее в следующие 3‑4 недели в моей жизни произошли огромные перемены. Прошел примерно год, и я могу сказать, что никогда еще за всю свою взрослую жизнь я не испытывал столь продолжительного постоянного ощущения счастья.
Возможно, вам пора на какое‑то время прекратить добиваться достижения поставленных целей и попробовать найти узлы на садовом шланге, после устранения которых все станет гораздо проще и лучше? Вы не представляете, сколько невероятных событий могут произойти в вашей жизни, когда вы перестанете ездить на ручном тормозе.
a Быть предпринимателем – значит быть готовым выполнять работу, от которой отказываются все остальные, чтобы
иметь возможность всю оставшуюся жизнь заниматься тем, чем хочешь. 99
Как правило, я понимаю, что нахожусь на верном пути, если мне становится немного страшно.
Я думаю: “Ух ты, а ведь я мог бы все испортить”. 99
Кевин Костнер
Кевин Костнер (TW: @modernwest) – всемирно известный актер, продюсер и режиссер. Костнер выступал в качестве продюсера, режиссера и (или) исполнителя главных ролей в таких картинах, как «Танцующий с волками», «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», «Телохранитель», «Поле его мечты», «Жестяной кубок», «Дархэмский бык», «Открытый простор», «Хэтфилды и МакКои», «Черное или белое» и многих других. Он удостоен двух премий «Оскар», двух премий «Золотой глобус» и премии «Эмми». Кроме того, он является соавтором книги «Гильдия исследователей» (The Explorers Guild).
Ясность перед лицом смерти и перекладывание бремени
Кевин рассказал, как он ехал в старом пикапе Datsun на свои первые в жизни пробы (для постановки пьесы «Румпельштильцхен» в местном любительском театре). Акселератор сломался, и педаль провалилась, а стрелка спидометра подскочила до 130 км/ч. Он увидел, как загорелись стоп‑сигналы автомобиля впереди:
«В какой‑то момент я вдруг осознал, что не хочу умирать, и смог сосредоточиться. Я врубил сцепление. Раздался кошмарный визг, но [удалось переключить скорость]. <...> Я выключил зажигание, на нейтралке докатился до остановки, свернув на аварийную полосу, и никого не убил. Я выпрыгнул из этой проклятой машины, перемахнул через забор и автостопом добрался до театра, потому что не хотел пропустить пробы. А машину бросил на шоссе.
Просто я обязан был попасть на пробы. Я чувствовал, что [там] меня ждет что‑то грандиозное, <...> и, разумеется, ничего не произошло. Я был недостаточно хорош. Мне недоставало навыков. И я совершенно ничего не знал о «Румпелыптильцхене». <.. .> Но при мысли обо всех возможностях мое воображение разыгралось не на шутку.
Я начал влюбляться в эту профессию. Я не знал, смогу ли зарабатывать этим на жизнь, но я наконец избавился от внутренних голосов, [появившихся из‑за моих родителей,] которые нашептывали: “Кем же ты станешь?” Я решил: “Вас это не касается. Я стану тем, кем захочу”.
Когда я объявил себе и миру, что мне плевать, кто что думает о том, чем я занимаюсь в жизни, словно тяжесть всего мира спала с моих плеч, и все вдруг стало возможным. Я переложил бремя волнений на всех остальных. Пусть они беспокоятся. А я же стал совершенно свободным».
Предположим...
Участвуя в съемках фильма «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», Кевин не хотел переборщить с догадками и теориями. Чтобы защитить себя и свою репутацию, он придумал элегантное решение:
«Если я в чем‑то не был уверен и другие люди хотя бы немного в этом сомневались, я говорил: “Оливер [Стоун], мне некомфортно это говорить”. Мне комфортнее сказать: “Предположим” вместо “Это действительно произошло”. “Предположим” позволяет увидеть одну теорию. Если свидетелей события не было, лучше сказать: “Предположим, что произошло вот это”. И надо отдать Оливеру должное, он со мной на эту тему не спорил. Он говорил: “Хорошо. Давайте нарисуем именно такую картину, потому что именно такой я ее вижу”».
О риске
Кевин описал на редкость откровенный разговор с отцом, который скептически относился к актерскому мастерству как профессии. К тому моменту Кевин был уже взрослым и добился определенных успехов. Во время того разговора его отец принимал ванну:
«Он посмотрел на меня и сказал: “Знаешь, я ни разу в жизни не рисковал”. Это была практически сцена из фильма “Поле его мечты”, но наяву. Я прослезился. А он продолжил: “Я выбрался из этого драного Пыльного котла73, и когда я получил работу, Кевин, я не хотел ее терять. Я держался за нее, чтобы на столе у моей семьи всегда была еда”. И я ответил: “Она была... Она была...” Это был совершенно волшебный момент, тот наш разговор с отцом».
На каком‑то уровне мудрость –
это лишь способность прислушиваться к собственным советам. Давать
хорошие советы другим на самом деле очень просто. А вот следовать хорошему совету очень тяжело. <...> Если бы ко мне пришел человек со списком проблем, аналогичных моим проблемам, я бы запросто ему помог. 99
Сэм Харрис
Сэм Харрис (TW: @samharrisorg, samharris.org) получил ученую степень по философии в Стэнфордском университете и докторскую степень по нейробиологии в Калифорнийском университете в Лос‑Анджелесе. Он автор таких бестселлеров, как «Конец веры», «Письмо к христианской нации» (Letter to a Christian Nation), «Моральный ландшафт», «Свобода воли», «Ложь», «Пробуждение» (Waking Up) и «Ислам и будущее толерантности: Диалог» (Islam and the Future of Tolerance: A Dialogue, соавтор – Мааджид Навас). Кроме того, он ведет популярный подкаст «Пробуждение с Сэмом Харрисом» (Waking Up with Sam Harris).