Файл: Использование речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Автономная некоммерческого организация профессионального образования

«ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

Психолого-педагогическая коррекция
на тему:

Использование речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Выполнена: обучающимся группы «440419/3»

заочной формы обучения

Наименования специальности:

44.02.04 Специальное дошкольное образование

Выполнил: З.Р.Каралысова

(инициалы, фамилия)
Руководитель курсовой работы:

Кандидат психологических наук, доцент

(уч степень, звание)

Слюсарская Татьяна Вадимовна

(фамилия, имя, отчество)

Тула, 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..... 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.……................................................................................................... 5
    1. Общая характеристика адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению…………………... 5

    2. Организация процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.................................... 9


ГЛАВА 2. Практические основы использования речевых игр в период адаптации детей раннего возраста ……………………………………..….….. 14

    1. Экспериментальный аспект по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению ………………………. 14

    2. Рекомендации по использованию речевых игр для детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению………………………………………………………………... 18

Заключение……………………………………………………………………… 22

Список используемых источников и литературы…………………………….. 23

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что детям раннего возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Наступают и волнения, и тревоги у родителей. Как примут ребёнка в детском коллективе? Какие отношения сложиться у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется к новой среде? Ранний возраст — это период наиболее интенсивного развития организма, это период, когда у ребёнка происходит активное усвоение разговорного языка, что является одним из основных новообразований периода раннего детства, происходит становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.


Целью данной работы является системный анализ использования речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению. Для выполнения поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

  1. Проанализировать адаптацию детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

  2. Раскрыть и рассмотреть организацию процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.

Объектом курсовой работы является процесс использования речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Предмет работы – речевое развитие детей раннего возраста в период адаптации детей раннего возраста.

Исследование проведено на основе методов диалектического, комплексного, системно-структурного анализа научной и специальной педагогической литературы, нормативных и инструктивно-методических материалов.

Теоретическую основу данного исследования составляют труды: Андросова М.И., Блонский П. П., Крившенко Л. П., Микляева Н. В., Петровой О. А., Подласый И. П.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

    1. Общая характеристика адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Адаптация детей к дошкольному образовательному учреждению – это привыкание, приспособление организма к новым условиям дошкольной организации. Кроме того, в этот процесс вовлечён не только ребёнок, но и вся его семья. В период адаптации вся семья испытывает стресс, у родителей возникают волнения и тревога за своего малыша: «Как ребёнок поведёт себя в детском коллективе? Как быстро адаптируется к новой жизненной ситуации? Как воспитатель будет относиться к нему? Будет ли ребёнок часто болеть? Но нельзя забывать о воспитателе, принимающим в группу малышей, перед которым встают практически такие же проблемы»1. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как низкая сопротивляемость организма к заболеваниям и его повышенная ранимость. Особое значение в период привыкания ребёнка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т.д. На это следует обращать постоянное внимание в семье. К концу первого года жизни у ребёнка необходимо сформировать умение садиться на стул, самостоятельно пить из чашки. С 1 года 2 месяцев необходимо учить ребёнка пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, разнообразные блюда, хорошо пережёвывать пищу, после еды задвигать свой стул.



Адаптационный период может оказаться серьёзным испытанием для детей раннего возраста: вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Врачи и психологи различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

  1. Лёгкая степень адаптации.

  2. Средняя степень адаптации.

  3. Тяжёлая степень адаптации2.

При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. Настроение бодрое заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются ребёнок поддаётся ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребёнок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют3.

При средней степени адаптации нарушения у ребёнка в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким - эмоционально-возбуждённое (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребёнок не пользуется приобретёнными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определённых условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щёчки, шелушение кожи (диатез) - в течение двух недель.


При тяжёлой степени адаптации ребёнок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребёнок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким - эмоционально-возбуждённое, лишённое практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой малыш - медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Если ребёнок умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

Причины тяжёлой адаптации к условиям ДОУ:

– отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;

– наличие у ребёнка своеобразных привычек;

– неумение занять себя игрушкой;

– несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков;

– отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми4.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что взрослым необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны, впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и должны использоваться вами при подготовке ребёнка в детский сад. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.

    1. Организация процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации


Адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации является очень важной и актуальной проблемой, так как в современных условиях, начинают пользоваться спросом группы для детей от 1 года до 3- х лет. В сложившихся условиях, необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей. При поступлении ребёнка в дошкольную образовательную организацию, у него происходит ломка привычных стереотипов: из хорошо знакомой повседневной домашней обстановки малыш попадает в незнакомую среду дошкольной организации. У детей раннего возраста, как правило, возникают проблемы адаптации к новым условиям, это связано с ограниченными адаптационными возможностями. У ребёнка может возникнуть «адаптационный синдром», который является прямым следствием неготовности психической и физиологической к вхождению в детский сад и выходу из семьи.

Как же проходит адаптация детей раннего возраста в дошкольной образовательной организации? Этот вопрос широко освещён в работах Н.М. Аксариной, Л.Г. Голубевой, Р.В. Ямпольской, Н.Г. Ватутиной и др. Вышеуказанная проблема является объектом многочисленных исследований, особенно там, где совершенствуются формы общественного воспитания т.е. в дошкольных образовательных организациях, домах ребёнка. В условиях семейного воспитания ребёнок с рождения находится в определённом режиме, он привыкает к способу питания, к особенностям семейных взаимодействий и конкретному способу общения с ним. Постепенно, у ребёнка вырабатывается модель поведения в семье (вырабатываются привычки, навыки и т.п.)5. Изменение в ежедневном порядке жизни ребёнка, молниеносно сказываются на его поведенческой реакции. Это напрямую связано с маленьким жизненным опытом ребёнка и вызывает определённые трудности в адаптации к новым условиям. Быстрое и значимое изменение в жизни ребёнка, например переход в дошкольное образовательное учреждение, может привести к серьёзным нарушениям в его поведении и как следствие отрицательные реакции. Любые изменения в состоянии здоровья ребёнка влияют на его психику и нервную систему. Вхождение в новый режим дня, непривычные требования взрослых, изменённая окружающая обстановка, необходимость постоянно контактировать со сверстниками – становятся для ребёнка источником стрессовых ситуаций. Научно доказано, что адаптационные процессы связаны с возрастом ребёнка. Вышеуказанные процессы легче проходят у детей до 6-ти месяцев, у которых ещё мало стереотипов поведения, или старшие дети (старше 2-х лет), у которых уже имеется некоторый жизненный опыт. При поступлении ребёнка в группу детского сада воспитатель, зная какие проблемы могут быть у ребёнка, наблюдает за ним под руководством психолога и старшего воспитателя. Все особенности отмечаются в листе адаптации, где отражено поведение ребёнка в первый, второй и т.д. дни, пока он не адаптируется к новым условиям. Наблюдение за ребёнком ведётся по следующим параметрам: настроение, аппетит, сон, активность в речи, игре, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Адаптационный лист оформляется на каждого поступившего ребёнка.