Файл: Использование речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.docx
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задача воспитателя в этот сложный период, заключается в создании максимума усилий для того, чтобы ребёнок безболезненно прошёл все этапы адаптации к условиям дошкольной организации, но, для быстрого и лёгкого протекания процесса адаптации, необходимо соблюдать следующие условия:
1. Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, для более лёгкого прохождения адаптационного периода к условиям дошкольной образовательной организации.
2. Формирование у детей навыков здорового образа жизни, содействие всестороннему психофизическому развитию детей раннего возраста. В своей деятельности, педагог, применяет необходимые приёмы, направленные на нейтрализацию отрицательных проявлений у вновь поступивших детей.
3. Создание условий направленных на эмоциональное благополучие воспитанников. Важно с самого начала формировать у ребёнка положительную реакцию на дошкольную организацию. Необходимо, чтобы ребёнок чувствовал доброжелательное отношение к себе, только в таком случае период адаптации должен пройти легче. Чтобы ребёнок спокойно и с желанием шёл в детский сад, необходимо создать домашнюю обстановку, в зависимости от потребностей ребёнка создаём уголки уединения, в которых находятся любимые вещи или игрушки. Как пройдёт адаптационный период напрямую зависит от имеющегося опыта ребёнка раннего возраста, то есть от того насколько стабильна, и его нервная система и как проходит процесс приспособления к изменяющимся условиям. Дети из многодетных семей, или семей с многочисленными родственниками, быстрее и легче привыкают к новым условиям, чем дети, которые находятся в изолированной, однообразной обстановке и ограничены в общении. Для благоприятного эмоционального фона ребёнка, необходимо использовать метод музыкотерапии. Ласково обращаться к ребёнку, малыша по необходимости можно брать на руки.
4. Формирование у воспитанников чувства уверенности в своих возможностях. Важной задачей в адаптационный период является помощь ребёнку в возможности быстро и безболезненно освоиться в новой жизненной ситуации, почувствовать уверенность в своих возможностях. Для этого необходимо провести знакомство малыша с группой (со всеми групповыми пространствами - игровая, спальня, раздевалка, туалет); знакомить с детским садом (музыкальный зал, спортивный зал); познакомить детей друг с другом. Формировать доброжелательное, положительное отношение между воспитателем и ребёнком. Важным условием является то, что чтобы ребёнок чувствовал себя уверенно и защищено в первые дни в детском саду он находится вместе с мамой.
5. Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности. В раннем возрасте игровая деятельность тесно связана с познавательной. Часто происходит так, ребёнок приходит в детский сад, но не интересуется игрушками, не хочет знакомиться с детьми, это связано с тем, что малыш испытывает стресс и его познавательная деятельность заторможена. Игровая деятельность направлена на формирование положительных эмоциональных контактов между ребёнком и взрослым, а также между детьми и обязательно включает игры и упражнения. Первые игры необходимо организовывать фронтально, для того чтобы дети не чувствовали себя обделёнными вниманием. Воспитатель должен всегда выступать инициатором игр. Игры, надо выбирать с учётом возможностей детей и их интересов. Как правило, положительное эмоциональное общение может возникнуть на основе совместных действий, которые сопровождаются улыбкой, спокойной интонацией, проявлением заботы к каждому ребёнку.
6. Работа с родителями. Перед приходом малыша в детский сад необходимо проводить работу с родителями т.к. не только детям тяжело в период адаптации, но и их родителям. Поэтому важна работа воспитателя с родителями. Ребёнок наиболее подвержен влиянию родителей, в связи с чем, чтобы облегчить синдром адаптационного периода, в дошкольной организации должен быть разработан комплексный подход:
1. Первичная диагностика семьи:
– характеристика родителями поведения своего ребёнка в семье;
– анкетирование родителей;
– оценка психоэмоционального состояния ребёнка в ДОО;
– заполнение индивидуального адаптационного листа6.
2. Психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на снятие проблем, которые могут возникнуть в начальном адаптационном периоде у ребёнка к условиям дошкольной образовательной организации. Работа с родителями направлена на профилактику и коррекцию отклонений в поведении ребёнка. При работе с семьёй необходимо использовать различные формы работы: тематические и итоговые родительские собрания, консультации по запросу родителей, беседы, индивидуальное консультирование (по результатам диагностики), оформление информационных стендов для родителей, рекомендации.
Таким образом, комплекс мероприятий с использованием современных методов и технологий должен помочь ребёнку раннего возраста быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, нельзя забывать о личности воспитателя, так как он играет огромную роль в период адаптации ребёнка. Педагог, находящийся рядом с детьми должен быть хорошим специалистом в области дошкольного воспитания, должен уметь наблюдать, анализировать, учитывать в своей деятельности все факторы для положительной и быстрой адаптации воспитанников. Кроме того, он должен любить детей, быть отзывчивым и внимательным по отношению к каждому ребёнку.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ИГР В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
-
Экспериментальный аспект по адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменно сложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребёнка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослыми. Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин7.
Анализ уровня адаптации детей в группе дошкольного образовательного учреждения за последние годы показал низкий процент уровня лёгкой адаптации и преобладающий процент уровня средней. Цель моей работы: создать максимально благоприятные условия для адаптации детей в детском саду.
Так, одной из главных задач организации предметно-развивающего пространства является создание условий для игрового общения детей, в ходе которого дети закрепляют знания, умения, правила, основы которых закладываются на занятиях и в совместной со взрослыми деятельности. Для развития предметной деятельности и сенсорных способностей детей создан сенсомоторный центр «Познавай-ка», где размещены игрушки, дидактические пособия, конструкторы разные по форме, цвету, величине, по функциональному назначению, различные виды шнуровок, способствующих развитию мелкой моторики рук. Количество оборудования позволяет сделать центр постоянно обновляющимся и развивающимся, так как сменный игровой материал хранится в шкафах этого центра. Размещение видового разнообразия игрового оборудования сомасштабно глазам, рукам, росту детей. Тем самым обеспечивается свободный доступ детей к игрушкам. Пособия доставляют радость и удовольствие детям, побуждают их к активной игровой деятельности.
Возрастной потребностью детей раннего возраста является потребность в движении. Этому способствует большое открытое пространство группы, в котором есть небольшие рекреации для реализации двигательной активности, а именно есть качели, машины, коляски, мягкие модули. В центре физического развития находятся обручи, шнуры для перешагивания перепрыгивания, массажные коврики, мячи, игрушки-каталки, кегли. Созданные в центре условия позволяют малышам через движение познавать и реализовать собственные телесные возможности. Самостоятельная игра ребёнка полутора – двух лет во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно-игровую среду, подберут и расположат игрушки. В нашей группе среда наполнена разнообразным игровым материалом и оборудованием. Это игрушки – персонажи, ванночки для купания кукол, кроватки и коляски, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, богатой корзиной продуктов и т. п. Игровое оборудование внешне и функционально максимально приближено к реальным предметам быта. Центр сюжетно-ролевой игры способствует бытовой социализации детей, позволяет малышам развивать разнообразные сюжеты элементарных ролевых игр. В этом же центре организуются игры с песком и водой. Две ёмкости наполняются песком и водой. Для игр с песком подобраны совочки, ситечки, формочки, воронки для пересыпания песка, а для игр с водой – рыбки, лодочки, губки, леечки, ведёрки. Этот вид деятельности особенно интересен малышам, он вызывает познавательный интерес и много положительных эмоций.
В центре «Книжки малышкам» представлено большое разнообразие интересно оформленных книг, изготовленных из разных материалов. Это разного формата и размера картонные книги-гармошки, книги-панарамы, книжки-малышки, книги-раскладушки, книги со звуковым сопровождением или мелодией. Привлекательность книг способствует формированию у детей с раннего возраста интереса к книге, желание слушать и рассматривать иллюстрации. Ряженье – необходимый атрибут группы раннего возраста. С помощью взрослого дети наряжаются в платочки, платьица, юбочки, накидки, шапочки, маски и т. п. Принятие образа и роли героя сказки или потешки развивает в детях креативность мышления, желание реализовать свой творческий потенциал. На импровизированной сцене дети демонстрируют свои творческие способности: исполняют песни, рассказывают стихотворения
, музицируют на музыкальных инструментах: погремушках, бубнах, барабанах.
На первом родительском собрании родителей в июне-июле детально знакомим с условиями и организацией жизни детей в детском саду, уточняем график прима детей, длительность ежедневного пребывания ребёнка в группе. В работе с родителями использую анкетирование, посещения ребёнка на дому, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды, консультации для родителей, беседы, родительские собрания. Стараюсь по мере возможности, знакомиться с каждым ребёнком до поступления его в детский сад. Узнаю особенности его развития и поведения. Проводя беседы с родителями будущих воспитанников, обращаю внимание на то, как важен для процесса привыкания режим дня ребёнка в семье. Несовпадения домашнего режима с режимом ДОУ отрицательно влияет на состояние ребёнка. Рассказываю о том, какое значение имеет то, как сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Часто приходя в детский сад, дети двух и трех летнего возраста не умеют самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.
Итак, общая задача педагогов и родителей помочь ребёнку безболезненно войти в жизнь детского сада, решена. В заключение следует отметить, что выработка единых требований к поведению ребёнка, согласование воздействий на него дома и в детском саду- важнейшее условие, облегчающее адаптацию к перемене в образе жизни ребёнка. Практический аспект выполнялся посредством взаимодействия с практическим работником дошкольного образовательного учреждения.
-
Рекомендации по использованию речевых игр для детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
Современная тенденция такова, что в ДОУ многие дети поступают с недостаточно развитой речью. Проблема недоразвития речи детей раннего возраста одна из актуальных и поэтому используется широкий спектр средств и методов для её развития (а порой и коррекции). Возрастная психология описывает развитие речи как смену её видов: пассивная сменяется автономной и переходит в активную. Речь позволяет ребёнку накапливать знания об окружающей среде, а также способствует расширению круга представлений о предметах и явлениях действительности. Посредством речи дети передают свои чувства, переживания, испытываемые эмоции и выражают свои потребности. Речь можно развивать по-разному, например, в устной форме, посредством мелкой моторики, а также при помощи игр. В период адаптации воспитанников к ДОУ особые требования предъявляются к речи воспитателя и его умению моделировать педагогические ситуации, позволяющие решать задачи стимуляции речевой активности, формирования речевых умений и навыков воспитанников. Решение задач стимуляции речевой активности и развития языковой способности детей в процессе их адаптации к ДОУ предполагает следующие.