Файл: Использование речевых игр в период адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Развитие способности подражать речевым и предметным действиям взрослого, соотносить их и конструировать новые по усвоенным моделям.

2. Развитие у детей понимания речи окружающих и накопление речевых средств, постепенное увеличение словарного запаса, уточнение и развитие значения слов, различение грамматических форм8.

Эти задачи тесно связаны друг с другом. При этом пассивная речь опережает развитие активной речи, ведёт за собой её развитие. Динамика соотношения пассивной речи с активной характеризует изменения потребности детей в общении со сверстниками и взрослыми при переходе от уровня пассивной к активной адаптации. Дети все чаще включаются в речевые взаимодействия с воспитателями и сверстниками, учатся решать задачи речевой коммуникации. Первым этапом развития речи в процессе адаптации детей к условиям ДОУ является использование воспитателем приёма оречевления действий на протяжении всего воспитательного процесса: одевания, раздевания, умывания, кормления и т. д. При этом речь воспитателя не должна быть стереотипной. Так, фразу «Пошли мыть руки» можно заменять на «Вымоем руки», «Сейчас мы пойдём мыть руки», «Пойдёмте мыть руки», «Пора помыть руки» и т. д. Важно использовать в развитии речи и мышления такой приём, как вопросы, они должны быть достаточно разнообразны. В практике нередко используются однотипный вопросы («Что?», «Кто?», «Какой?»), и дети легко на них отвечают, причём чаще всего, одним словом. Чтобы научить их говорить предложениями, необходимо задавать соответствующие вопросы, например: «Почему плачет заяц?», «Зачем петрушка просит мяч?» Или, например, спросить не только кто пришёл в гости к детям, но и откуда пришёл, где живёт (например, мишка), чем накормим мишку и т.д. Вопрос «чем?» очень важен, так как требует изменения формы слова - накормим морковкой. Организуя речевые игры, необходимо использовать вариативные приемы. Это зависит от поставленных задач и возможностей детей. Длительность речевых игр будет зависеть, прежде всего, от реакции детей, их интереса. Самое главное, главное, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя участником игры. Для этого необходимы внимание, поддержка, поощрение даже самых простых самостоятельных действий и речевой активности ребёнка со стороны взрослого. Малыш учится слушать, отвечать на вопросы взрослого – сначала действием, а потом, словом, поступать целенаправленно, добиваться положительного результата сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.


Малыш будет активнее использовать речь, если всё, что используется по ходу игры, имеет привлекательный вид (яркие кубики, нарядная кукла, яркая картинка и т.д.) Интерес педагога поддерживается и собственным отношением педагога к тому, что показывается, о чем рассказывается. Речь должна быть эмоциональной, но в тоже время она не должна чрезмерно возбуждать ребёнка. По ходу речевой игры необходимо менять интонацию, выделять с её помощью главное, что малыш должен усвоить, говорить короткими фразами, избегать лишних слов и чётко их произносить.  Ребёнок не сразу усваивает задачу, а если усваивает, то ненадолго. Поэтому необходимо одну и ту же игру повторять, но с разным материалом. При этом активность малыша увеличивается, он успешно справляется с поставленной задачей и это радует его.

«Мыльные пузыри». Дайте детям флакон мыльных пузырей и научите пускать их. Пусть посмотрят, как они летают, побегают за ними и попробуют поймать. Посоревнуйтесь, кто сумеет выдуть за один раз пузырей больше или чей пузырь будет дольше летать и не лопнет.

«Самолёт». Покажите детям летящий в небе самолёт, покажите игрушечный самолётик и нарисованный в книжке. Изобразите сами, как он летает: разведите руки в стороны, «ревите двигателями» и, «равномерно гудя», побегайте по комнате. Попросите малышей повторить ваши движения и поиграйте с ними и «летающие самолётики».

«Я иду к вам в гости». Воспитатель, привлекая к себе внимание детей говорит: «Сейчас положу в сумку подарки (……) и пойду к ребятам в гости». Подходит к большой группе детей и говорит: «Здравствуйте, ребята, я к вам в гости пришла, вам подарки принесла. Посмотрите, что лежит у меня в сумке.  Дарит каждому, рассматривают, что там лежит, играют. (камешки стучат, из фантиков можно сделать бабочки, сложить гармошкой и т.д.

«Шли-шли, что-то нашли». Воспитатель, гуляя по группе, находит разные предметы, которые специально разложены (и подобраны). «Буду гулять по группе и искать что-нибудь интересное. Приглашу с собой на прогулку (имена детей).

«Загляните ко мне в окошко». Эту игру удобно организовать в полдник, если в меню предусмотрены яблоки, конфеты, печенье.  На столе сооружается подобие окна с занавесками и говорю, что сейчас открою окошко, раздвину занавески и буду приглашать детей заглянуть в него. «Кто заглянет угощу вкусненьким яблочком, сладким таким. Яблок у меня много всем хватит».  Ребёнок заглядывает в окошко, и я его угощаю яблоком и желаю приятного аппетита. Через «окошко» можно предложить:



1. книжки для рассматривания;

2. показать игрушку забаву;

3. раздать «секретики» (цветочки, звёздочки, шарики и т.п.).

Таким образом, закономерным является предположение о том, что если обеспечить комплексное решение задач развития речи и общения детей в период их адаптации к ДОУ, то это позволит сократить сроки адаптации воспитанников и повысить эффективность работы по данному направлению. Чтобы достичь желаемого благополучия в социальном и интеллектуальном развитии ребёнка, в первую очередь необходимо развивать коммуникативную компетенцию детей, их способность налаживать отношения с окружающими при помощи языковых и неречевых средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Играя, дети вступают в такие отношения, до которых в других условиях ещё «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом». Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. Ранний возраст – это период наиболее интенсивного развития организма. Считается, что развитие речи является одним из основных новообразований периода раннего детства.

Также, необходимо отметить, что при адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению использование речевых игр играет значительную роль. Речевые игры не только помогают адаптироваться к новому обществу других детей, но и развивает общее мировоззрение.

Проанализировав практическую значимость речевых игр, можно утверждать, играющий ребёнок непрерывно говорит, он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевлённые предметы: животных, людей. Лошадка, которой играет ребёнок, для него – живое существо. Он говорит с ней так, как говорит со своей живой лошадью обслуживающий её или с ней работающий хозяин. Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла – человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь – игру в слове. Кукла становится партнёром по общению для ребёнка.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Андросова М.И. Дидактическая игра как средство развитие речи у детей. Журнал «Проблемы современного педагогического образования». Выпуск № 5. 2021. С. 72-74.

  2. Бермус А. Г. Практическая педагогика: учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 127 с. 

  3. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды / П. П. Блонский. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 184 с. 

  4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 218 с. 

  5. Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений: учебное пособие для вузов / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 151 с. 

  6. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 253 с.

  7. Гончарова Ю.Л. Адаптация дошкольников к условиям детского сада как социально - педагогическая проблема. Журнал «Евразийский Союз Учёных». Выпуск № 1. 2018. С. 14-15.

  8. Дремлюга С.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Журнал «Вестник науки и образования». Выпуск № 2. 2021. 24-26.

  9. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов / Н. С. Ежкова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 183 с. 

  10. Крившенко Л. П. Педагогика: учебник и практикум для вузов / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 400 с. 

  11. Микляева Н. В. Теоретические основы дошкольного образования: учебник для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова; под общей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 496 с.

  12. Петрова О. А. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. А. Петрова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 224 с. 

  13. Петрова О. А. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения: группа кратковременного пребывания как пространство адаптации: учебное пособие для вузов / О. А. Петрова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 224 с. 

  14. Подласый И. П. Педагогика в 2 т. Том 2. Практическая педагогика в 2 книгах. Книга 1: учебник для среднего профессионального образования / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 491 с.

  15. Сикорский И. А. Душа ребёнка / И. А. Сикорский; ответственный редактор Е. Е. Шевцова. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 162 с. 

  16. Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 121 с.

  17. Толкова Н.М. Организация процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Журнал «Проблемы современного педагогического образования». Выпуск № 8. 2018. С. 204-206.

  18. Тюряпина Н.Ф. Использование речевых игр для развития речи детей дошкольного возраста. Журнал «Инновационная наука». Выпуск № 11. 2019. С. 179-181.

  19. Хохрякова Ю. М. Педагогика раннего возраста: учебное пособие для среднего профессионального образования / Ю. М. Хохрякова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 262 с. 

  20. Юркина Л. В. Педагогика. Практикум: учебное пособие для вузов / Л. В. Юркина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 136 с.


1 Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды / П. П. Блонский. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 184 с.

2 Гончарова Ю.Л. Адаптация дошкольников к условиям детского сада как социально - педагогическая проблема. Журнал «Евразийский Союз Учёных». Выпуск № 1. 2018. С. 14-15.


3 Юркина Л. В. Педагогика. Практикум: учебное пособие для вузов / Л. В. Юркина. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 136 с.

4 Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 121 с.

5 Сикорский И. А. Душа ребёнка / И. А. Сикорский ; ответственный редактор Е. Е. Шевцова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 162 с.

6 Тюряпина Н.Ф. Использование речевых игр для развитие речи детей дошкольного возраста. Журнал «Инновационная наука». Выпуск № 11. 2019. С. 179-181.

7 Петрова О. А. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения: учебное пособие для среднего профессионального образования / О. А. Петрова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 224 с.

8 Подласый И. П. Педагогика в 2 т. Том 2. Практическая педагогика в 2 книгах. Книга 1 : учебник для среднего профессионального образования / И. П. Подласый. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 491 с.