Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория и история международных отношений
Практическое занятие 1.
Зарождение дипломатии в Древнем мире
Брендон Нарваес. Н. - 04002032
Вопросы для обсуждения:
-
Дипломатический опыт Древнеегипетских фараонов
Египет – это страна, возможно в которой в первые появились дипломатический отношения. В те времена, египтяне были крайне продвинутой нацией и начинали осваивать внешние сношения с близлежащими государствами. Именно они начали заключать договоры, хотя и простые по современным меркам.
Войны в Сирии и в Нубии ослабили живые силы египетского народа. В царствование Аменхотепа III Египет вел мирную внешнюю политику. Аменхотеп III занялся возведением грандиозных архитектурных сооружений, в частности храмов, украшенных гигантскими колоннами. Среди этих величественных построек выделяется хорошо сохранившийся храм в Фивах (современном Луксоре), входивший в обширный архитектурный комплекс. Аменхотеп III и его преемники поддерживали политический авторитет Египта в Азии уже не военной силой, а при помощи дипломатии и золота.
Международные отношения Египта этого времени довольно хорошо известны благодаря находке в Эль-Амарне большого государственного архива фараонов конца XVIII династии. В архиве сохранились дипломатические послания царей Вавилона, Ассирии, Митанни, Хеттского государства и Кипра, а также сиро-палестинских князей и правителей к египетским фараонам. Судя по этим посланиям, Египет поддерживал торговые и дипломатические отношения с различными государствами Передней Азии, специальные послы вели переговоры, нередко завершавшиеся заключением военно-политических союзов и соглашений.
Политические союзы, например союз между Египтом и Митанни, иногда закреплялись династическими браками. Дипломатические переговоры, которые велись письменно или устно через послов, имели своей целью уладить различные конфликты. В одном письме вавилонский царь просит наказать виновных в ограблении вавилонского каравана, в другом — Буррабуриаш, царь Вавилона, протестует против непосредственных дипломатических отношений Египта с Ассирией, которую вавилонский царь считал себе подвластной. Митаннийский царь в своем послании предлагает египетскому фараону произвести обмен пограничными городами. Все эти письма в большинстве случаев написаны клинописью на вавилоно-аккадском языке, который тогда получил международное значение.
Дипломатические документы позволяют установить факт постепенного ослабления политического влияния Египта в Азии. Правда, некоторые из правителей сирийских и финикийских городов еще сохраняли верность Египту и в письмах выражали свою преданность фараону. Так, правитель города Кат-ны пишет фараону: «О, владыка, в этом месте я твой слуга. Я ищу путь к моему владыке и моего владыку я не покидаю. С тех пор, как мои отцы стали твоими слугами, эта страна стала твоей страной, Катна стала твоим городом, и я принадлежу моему владыке. О, господин мой! Когда приходили войны и колесницы моего господина,— пища, напитки, скот... мед и масло выносились к воинам и колесницам моего господина».
Но если отдельные города Палестины, Сирии и Финикии, как, например, Библ, еще признают верховный авторитет фараона, то более крупные государства Передней Азии постепенно выходят из сферы влияния Египта. Поэтому фараону приходится покупать дружбу азиатских царей. Так, Аменхотеп III посылает ассирийскому царю 20 талантов золота, очевидно, обеспечивая этой ценой его поддержку. Вавилонский царь Кадашман-Бэл просит в своих письмах Аменхотепа III прислать ему золота. Та же настойчивая просьба о присылке золота звучит и в письмах других азиатских царей. Особенно характерны в этом отношении письма митаннийского царя.
В это время в восточной части Малой Азии образуется большое и сильное Хеттское царство. Хеттские цари стремятся расширить границы своего государства за счет соседних митаннийских областей и городов Северной Сирии, находившихся ранее под властью Египта. Усиление Хеттского царства грозило государству Митанни и египетским владениям в Сирии. Поэтому египетский фараон и митаннийский царь объединяются, чтобы дать совместный отпор наступающим хеттам.
Назревает возможность заключения египто-митаннийского союза, который закрепляется династическими браками. Египет, не имевший достаточно военных сил для защиты своих отдаленных сирийских владений, принужден опираться на поддержку Митанни. Но митаннийский царь за свою дружбу и помощь требует золота: «Больше, чем моему отцу, да даст мне и да пошлет мне мой брат». В письмах к египетскому фараону он снова и снова просит золота, так как, по его словам, «в стране моего брата золото все равно, что пыль».
Пользуясь ослаблением Египта, хетты продвигаются к югу и захватывают в Сирии области и города, некогда завоеванные Египтом; они нападают на Катну и подвергают разграблению этот город. Акиззи, правитель Катны, тщетно просит помощи у египетского фараона. Он пишет ему: «О, мой владыка, так же, как Дамаск в стране Убе простирает свои руки к твоим ногам, так и Катна простирает руки свои к твоим ногам». Но Египет уже не может оказать достаточной помощи своим азиатским владениям, не в состоянии задержать продвижение хеттов и восстановить свое влияние в Сирии.
В Южную Сирию и в Палестину проникают кочевые племена хабири, они захватывают области Палестины, ранее принадлежавшие Египту. Риб-Адди, правитель Библа, пишет египетскому фараону: «С тех пор, как твой отец вернулся из Си-дона, страны оказались во власти хабири».
Упадок военного могущества Египта, обнаружившийся при Аменхотепе III, стал еще более заметным при его сыне и преемнике Аменхотепе IV. В это время Египет уже не располагает достаточными военными силами, чтобы защищать свои владения в Сирии. В связи с этим в Сирии образуется союз сирийских князей, отчасти поддерживаемый хеттами. Стоящий во главе этого союза Азиру, царь страны Амурру, ведет упорную борьбу против Египта. Города Сирии и Финикии, сохранившие верность Египту, пишут отчаянные письма фараону, прося у него помощи.
Старейшины Тунипа в красноречивых словах обращаются к фараону, прося его помочь им отстоять свой город от Азиру. Они напоминают египетскому царю, что при Тутмосе III никто не мог напасть на Тунип, так как все боялись египетских войск. А теперь Тунип уже больше не принадлежит Египту. Если воины и колесницы фараона прибудут слишком поздно, то Азиру захватит город. «И тогда, — угрожают старейшины Тунипа, — фараону придется горевать». 20 лет пишут старейшины Тунипа письма фараону, но даже ответа от него не получают, хотя в письме звучит грозное предостережение Египту, так как в конечном счете опасность грозит не только сирийским городам, но и самому Египту.
С такими же мольбами о помощи обращаются к Египту правители других городов, в частности Тира и Библа. Все они просят прислать вспомогательные египетские войска — «воинов и колесницы», а также жизненные припасы для них и для населения осажденных городов. Положение осложняется обострением социальной борьбы в городах.
Так, Риб-Адди, князь Библа, просит египетского наместника в Сирии скорее прислать в Библ войска, так как он боится «крестьян»; он выражает явное опасение, как бы они его не убили. Но египетские фараоны, вынужденные из-за разорения в первую очередь трудовых масс крестьянского населения отказаться от продолжения военной политики своих предшественников, не могли внять этим мольбам.
-
Активность в сфере дипломатии древних государств Месопотамии
На социально-экономическое и политическое развитие Двуречья оказало большое влияние то обстоятельство, что города-государства возникли здесь как близко расположенные локальные центры, окруженные полуоседлыми кочевым людом, инокультурными племенами. От постоянных переселений и набегов соседних племен зависело политическое значение того или иного города, но и само его существование.
Раннединастийный период шумерской истории был эпохой ожесточенной борьбы соседних городов-государств за политическую гегемонию, а их правителей – за упрочение и расширение своей власти за счет покорения соседей.
Крупнейшим и важнейшим по своему политическому влиянию стало с конца XIX в. до н.э. Древневавилонское царство, трехсотлетнее существование которого (1894-1595 гг. до н.э.) составило особую эпоху в истории Двуречья. В течении этих трёхсот лет южная часть его достигла высокой степени хозяйственного развития и политического влияния. Вавилон, незначительный городок при первых аморейских царях, во время вавилонской династии превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр.
Объединение Двуречья под властью Вавилона происходило в течении столетней борьбы и завершилось только при знаменитом царе Хаммурапи. Созданное таким образом древневавилонское царство было централизованной деспотией. Единство и внутренняя прочность его были достигнуты благодаря ряду новых условий.
Рабовладельческое государство представляло собой деспотию, безграничную власть царя, который управлял страной через многочисленных чиновников и судий.
При последних двух царях первой вавилонской династии произошло крушение древневавилонского царства. На Вавилонию один за другим обрушились четыре врага: семиты из приморских областей Южного Шумера, элалитяне с Загроса, хетты с севера и затем племена коневодов касситов, жившие севернее элалитян. Верх одержали приморские племена, захватившие южную часть царства, и касситы, осевшие в центральной и северной Вавилонии.
Касситская эпоха делится на два периода. В течение первого периода, римерно до последней четверти XV века, страна оправлялась от жестокого разорения и хозяйственного упадка. С конца VI века начинается торой период, в течении которого интенсивно развивалась хозяйственная жизнь.
В середине XIII века до н.э. произошло сокрушительное вторжение ассирийцев в касситское царство. Скоро после этого в Ассирии начались внутренние смуты, которые дали возможность Вавилону вернуть самостоятельность. Но в XII веке страна опять была разрушена эламским вторжением. В 1165 году власть захватил один из сановников города Ишна, свергнувший касситского царя и основавший IV вавилонскую династию. С тех пор, вплоть до падения Ассирийской державы, Вавилония переживает длительный период политического упадка.
-
Законы Ману – дипломатический кодекс Древней Индии
Интереснейшим памятником древневосточной дипломатии и международного права являются индийские законы Ману. Подлинный текст законов Ману до нас не дошел. Сохранилась лишь его позднейшая (стихотворная) передача, по всей вероятности, относящаяся к I веку нашей эры. Законы Ману были в этой редакции открыты англичанами в XVIII веке. Написаны они на классическом санскрите. В XIX—XX веках они переведены были на ряд европейских языков, в том числе и на русский.
Согласно индийскому преданию, законы Ману — божественного происхождения: относятся они к эпохе легендарного Ману, считавшегося родоначальником арийцев. По своему характеру законы Ману представляют собой свод различных древнеиндийских постановлений, касающихся политики, международного права, торговли и военного дела. Эти правила складывались на протяжении всего первого тысячелетия до нашей эры.
С формальной стороны законы Ману являются сводом законов Древней Индии. Но содержание памятника значительно шире и разнообразнее. Он богат философскими рассуждениями; много внимания уделено в нем религиозным и нравственным правилам.
В основу древнеиндийской философии положено учение о совершенном человеке-мудреце. Под этим углом зрения рассматривается и дипломатия. Центр внимания переносится на личные качества дипломата, от которых зависит успех дипломатической миссии.
Дипломатическое искусство, согласно учению Ману, заключается в умении предотвращать войну и укреплять мир. «Мир и его противоположность [война] зависят от послов, ибо только они создают и ссорят союзников. В их власти находятся те дела, из-за которых происходят между царями мир или война».
Дипломат осведомляет своего государя о намерениях и планах иностранных правителей. Тем самым он предохраняет государство от грозящих ему опасностей. Поэтому дипломат должен быть человеком проницательным, всесторонне образованным и способным расположить к себе людей. Он дол жен уметь распознавать планы иностранных государей не только по их словам или действиям, но даже по жестам и выражению лица.
Главе государства рекомендуется назначать дипломатов с большим выбором и осторожностью. Дипломат должен быть человеком почтенного возраста, преданным долгу, честным, искусным, обладающим хорошей памятью, представительным, смелым, красноречивым, «знающим место и время действия». Самые сложные вопросы международной жизни должны разрешаться прежде всего дипломатическим путем. Сила стоит на втором месте.