Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инструкции служили основным руководством для послов. В них указывалась цель посольства; однако в пределах данных инструкций послы пользовались известной свободой и могли проявлять собственную инициативу.
Послы, прибывшие на место своего назначения, одни или вместе с проксеном направлялись к должностному лицу данного города, ведавшему дипломатическими делами. Они предъявляли ему свои грамоты и получали от него соответствующие указания и советы.
В ближайшие после регистрации дни (в Афинах обычно через пять дней) послы выступали в Совете или Народном собрании с объяснением цели своего прибытия. После этого открывались публичные дебаты или же дело передавалось на рассмотрение специальной комиссии.
Как правило, к иностранным послам относились с почтением, обеспечивали им хороший прием, предлагали подарки, приглашали на театральные представления, игры и празднества. По возвращении в родной город члены посольства отдавали отчет в Народном собрании о результатах своей миссии. В случае одобрения им выдавались почетные награды. Самой высокой из них был лавровый венок с приглашением на следующий день обедать в притании, особом здании близ Акрополя, в котором обедали почетные гости государства. Каждому гражданину предоставлялось право при отчете посла высказывать свое мнение и даже выступать против посла с обвинениями.
Одной из главных обязанностей послов в Греции, как и вообще в античных государствах, было заключение союзов с другими государствами и подписание договоров. На договор в древнем мире смотрели, как на нечто магическое. Нарушение договора, по суеверному убеждению людей древности, влекло за собой божественную кару. Поэтому заключение договоров и ведение дипломатических переговоров в Греции были обставлены строгими формальностями. Договорные обязательства скреплялись клятвами, призывавшими в свидетели сверхъестественную силу, якобы освятившую подписанный договор. Клятвы давались обеими сторонами в присутствии магистратов того города, где подписывался договор. К клятве присоединялось еще проклятие, падавшее на голову нарушителя договора.
Возникавшие на почве нарушения договора споры и столкновения передавались на рассмотрение третейской комиссии. Она налагала на виновников нарушения денежные пени, которые вносились в казну какого-либо божества — Аполлона Дельфийского, Зевса Олимпийского и др. Из надписей известны такие взыскания, равнявшиеся десяти и более талантам, что в то время составляло очень крупную сумму. В случае упорного нежелания подчиняться требованиям третейского суда против непокорных городов предпринимались принудительные меры, До священной войны включительно.
После принятия соглашения каждой стороне вменялось в обязанность вырезать текст договора и клятвы на каменном столбе-стеле и хранить в одном из главных храмов (в Афинах — в храме Афины Паллады на Акрополе). Копии наиболее важных договоров хранились в национальных святилищах — Дельфах, Олимпии и Делосе. Договоры писались на нескольких языках, по числу договаривающихся сторон. Один текст обязательно поступал в государственный архив. В случае разрыва дипломатических отношений и объявления войны стела, на которой был вырезан договорный текст, разбивалась, и тем самым договор расторгался.
-
Какие дипломатические методы взаимодействия с другими народами можно выделить?
Дипломатия появилась в седой древности. Зачатки ее имелись уже в родовом обществе. Однако о дипломатии в подлинном смысле этого слова можно говорить лишь с развитием государства. Дипломатия является одним из средств внешней политики государства.В древнем мире дипломатия выполняла внешнеполитические задачи государств, экономическую основу которых составляло рабовладение.
Более развитое рабовладение, связанное с товарно-денежным хозяйством и ростом приморских городов, лежало в основе общественно-политического строя античных государств — Греции и Рима.
Др. Греция – законодатель искусства дипломатии (похожа на совр.)
Самый древний документ – «Илиада», «Одиссея» Гомера, где упоминается дип. ритуал, правила ведения гуманной войны, ритуал ведения переговоров.
Внешняя политика греческих государств-городов («полисов») определялась интересами борьбы за расширение территории, за приобретение рабов, за рынки. Отсюда вытекали: стремление к гегемонии, к обеспечению внешней безопасности государства, поиски союзников и образование военных группировок, колониальная экспансия. Дипломатия греческих полисов поднималась до идеи защиты национальной независимости.
Дипломатическая деятельность античных полисов выражалась в оживленных переговорах, обмене посольствами, созыве межгосударственных совещаний, заключении оборонительных и наступательных союзных договоров. Так постепенно вырабатывались организация, методы и средства дипломатии. В Греции города-государства посылали друг другу послов, которые имели право на ведение переговоров
, но они следовали многим инструкциям: нельзя было принимать подарки, отходить от инструкции Народного собрания, прекращать посольство по своей воле. Все переговоры велись открыто, публично, речи готовились заранее.
Механизм дипломатических отношений:
Посол уезжал в другой город. Если он хотел выйти за рамки инструкций, он посылал человека спросить мнение Народного собрания, и этот человек возвращался с новыми полномочиями для посла.
Институт консулов – человек жил в одном городе и являлся его гражданином, но защищал интересы граждан другого.
В случае возникновения спорных ситуаций между городами, применялась процедура арбитража – мирного разрешения споров. Присутствовал нейтральный арбитр – знаменитый ученый, жрец и т.д. из другого города.
Существовали Лиги, Альянсы, устойчивая процедура объявления войны, но не было устойчивой системы дипломатических связей, поскольку они существовали только ради интересов своего города, не для общих целей. Также существовала проблема взаимного доверия (спартанцы часто не соблюдали договоры).
Следствием существования демократии были сложность процедур, долгое время принятия решений.
Др. Рим– базис современной западной цивилизации (римское право, дипломатия).
Разветвленный дипломатический механизм, но существовала своеобразная внешнеполитическая установка – не было равных переговоров. Рим – главный, цель его – господство над всеми, даже послов других стан держали за пределами Рима.
Рим. Сенат устанавливал определенное количество времени для переговоров, после чего должен был быть результат, иначе чужой посол – шпион.
МИД – Коллекция фециалов – жрецы, которые хранили договоры, следили за соблюдением протокола. (напр. Правильно объявить войну и мир)
Сенат назначал послов – нунциев – с кратковременными миссиями (дипломатических представительств не было), которые по возвращении делали Сенату доклад.
Византия
Особенность дипломатии Византии – присутствие хитрости, непорядочность, лукавство.
Дипломатов готовили в спец. правительственных учреждениях. Послы снабжались инструкциями и отправляли донесения в свою страну из-за границы. Посла назначали принудительно на 3-4 месяца, по прибытии – отчет, вернуть подарки, в отъезд нельзя брать жену, повара, иметь собственность в др.стране.
Очень важными считались вопросы протокола и церемониала, поскольку создавали видимость всемогущества Византии (император Византии написал труд об этом).
На переговорах император не говорил с послами напрямую, только через советника, при этом трон располагался очень высоко.
-
Новшества в сфере дипломатии, появившиеся и укрепившиеся в последующие эпохи
Дипломатия в древнем мире выполняла внешнеполитические задачи государств, экономической основой которых было рабовладение.
Рабовладельческий строй не оставался неподвижным. В процессе своего исторического развития он прошел несколько последовательных стадий.
Раннее рабовладение, еще не вполне отделившееся от общинно-родового строя, лежало в основе государственных образований Древнего Востока - типа египетской деспотии, царства хеттов, Ассирии, Персии, государств Древней Индии. В этих военно-теократических державах, опиравшихся на силу внеэкономического принуждения, внешняя политика направлялась преимущественно завоевательными интересами: захват земель, рабов, скота, грабеж богатств, имевшихся в соседних странах, были главной целью тогдашних войн. Международные вопросы разрешались обычно вооруженной силой. Однако государствам Древнего Востока приходилось развивать и весьма оживленную дипломатическую деятельность. Дипломатические сношения велись самими царями. Властелины Древнего Востока почитались как боги, воплощали в своем лице все государство, имели в своем распоряжении целые армии "царских слуг" - чиновников и писцов.
В соответствии с основными задачами завоевательной внешней политики военно-теократических царств Востока их централизованная дипломатия разрешала сравнительно ограниченный круг вопросов. Наиболее сильной ее стороной являлась организация всепроникающей военно-политической разведки История дипломатии. Под редакцией Потемкина В.П. М.: ОГИЗ. - 1941.Т. 1.
Однако со временем произвол, царивший в отношениях между государствами, постепенно сменился необходимостью принимать в расчет интересы соседних государств и их возможности. Зародились разграничения деятельности государства на внутреннюю и внешнюю политику. Росло стремление государства обезопасить себя от всякого рода интриг, отстоять право самим управлять внутренними делами. Появилось отношение на основе договоров, закрепляющих признание тех или иных интересов, господство одних и подчинение других.
Раньше всего правовые отношения между государствами возникли в долинах рек Тигр и Евфрат в древней Месопотамии. Наступает время политического хаоса, ожесточенной борьбы соперничавших друг с другом государств и династий различного происхождения, среди которых на рубеже IX-VIII вв. до н.э. стала выделяться Вавилония.
Новый центр Двуречья - Вавилон стал укрепляться с начала правления представителя вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750гг. до н.э.). За долгие годы успешного правления Хаммурапи сумел поочередно разгромить соседей-соперников, объединив под своей властью всю Месопотамию. Следует отметить, что для создания своего "великого" государства Хаммурапи использовал не только военную силу, но и хитрость, подкуп, ведение постоянной переписки и обмен посланниками. Это и есть один из истоков зарождения дипломатии.
Затем, во II-I вв. до н.э. международные отношения зарождаются в таких странах, как Китай и Индия. Цари династии Хань, правящие в то время в Китае проводили активную внешнюю политику (в особенности император Уди, 140-87гг. до н.э.). Для установления связей с соседними государственными образованиями император направлял туда посольства.
Также во II-I вв. до н.э. Индия ведет активную внешнюю политику, заключающуюся в сношениях и переговорах не только между царями различных древнеиндийских государств, но также и с соседними странами, расположенными за пределами Индийского полуострова. Довольно часто индийские посольства посещают Римскую империю.
В Индии появляется первый свод политико-экономических трактатов - законы Ману. Законы Ману представляют собой собрание различных древнеиндийских постановлений, касающихся политики, международного права, торговли и военного дела. Дипломатическое искусство, по мнению Ману, заключается в умении предотвратить войну и укрепить мир
-
Можно ли считать дипломатию изучаемой цивилизации успешной?
Дипломатия появилась в седой древности. Зачатки ее имелись уже в родовом обществе. Однако о дипломатии в подлинном смысле этого слова можно говорить лишь с развитием государства. Дипломатия является одним из средств внешней политики государства.В древнем мире дипломатия выполняла внешнеполитические задачи государств, экономическую основу которых составляло рабовладение.
Более развитое рабовладение, связанное с товарно-денежным хозяйством и ростом приморских городов, лежало в основе общественно-политического строя античных государств — Греции и Рима.
Др. Греция – законодатель искусства дипломатии (похожа на совр.)
Самый древний документ – «Илиада», «Одиссея» Гомера, где упоминается дип. ритуал, правила ведения гуманной войны, ритуал ведения переговоров.