ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Психология делового общения в деятельности юриста
В ходе профессиональной деятельности юристам, независимо от их специализации постоянно приходится общаться с различными людьми, добиваясь взаимопонимания с ними, поддерживать на должном уровне контакт, оказывая в необходимых случаях управляющее воздействие на коммуникативные процессы. Если иметь в виду правоохранительную деятельность, то об общении можно говорить, как об особом самостоятельном виде профессиональной деятельности. Успешность в достижении профессионально значимого результата в значительной степени зависит от уровня развития коммуникативной компетентности юриста.
Деловое общение - это коммуникация, обмен информацией, значимой для участников общения. Для достижения успеха во время встречи необходимо побудить собеседника к общению, создать поле возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решения. Чтобы преуспеть в переговорах, надо в совершенстве владеть их предметом. И хотя в переговорах обычно участвуют специалисты различных профессий, от каждого требуется высокая компетентность, в том числе от юриста.
актуальность темы исследования не вызывает сомнения, так как профессиональная деятельность юриста пронизано общением. От того, насколько он будет разбираться в тонкостях общения, владеть приемами эффективного общения, анализировать собственное общение зависит его профессиональный успех.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ психологии делового общения в деятельности юриста.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи ВКР:
-
рассмотреть сущность и функции делового общения; -
раскрыть социально-психологические закономерности делового общения в деятельности юриста; -
изучить психологические барьеры в деловом общении и пути их преодоление; -
проанализировать пути предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности юристов.
Процесс делового общения для многих связан с определенными трудностями. И дело даже не в том, что таким людям трудно развить путем тренировок свои коммуникативные навыки, а скорее в том, что сама ситуация делового общения порождает психологические и моральные проблемы. Деловое общение ввиду его сложности и специфичности исследователи выделяют в особый социально-психологический феномен (явление), который развивается по своим законам, имеет свой характер и свои «правила игры», которому присущи определенные особенности
1.
Во-первых, схемы поведения в рамках делового общения задают не отдельные люди, а общественные структуры, поэтому данные схемы имеют безличный характер, чем и отличаются от обычных эмоциональных и спонтанных межличностных отношений. Иными словами, поведение людей в рамках делового общения носит в большей степени институциональный характер, т.е. определяется, поддерживается и контролируется социальными институтами.
Во-вторых, деловое общение задает каждому партнеру его роль и его «официальный» образ – то, как он должен выглядеть в глазах других и как должен себя подавать для того, чтобы цель общения (дело) была достигнута. Поэтому в деловом общении человек поворачивается к своим партнерам той стороной, той гранью своей личности, которая наиболее подходит для выполнения данной задачи. В представлении о себе также происходят изменения: человек начинает видеть себя фрагментарно – как набор ролей, функций, каждую из которых можно (или нельзя) использовать для дела.
В-третьих, в деловом общении большое значение имеют принятые на данный момент нормы, правила и процедуры взаимодействия, а также личное их принятие, присвоение и отношение к ним как к собственным. Например, очень важным является то, как человек «управляет» партнером и собой в процессе коммуникации, и то, как он представляет себе этот процесс. Каждый человек можем рассматривать партнера как «пассивного получателя» сообщения, как активного собирателя информации, как равную взаимодействующую сторону. Соответственно, в первом случае человек представляет себя как активного, воздействующего на ситуацию субъекта; во втором – как объект воздействия (как источник информации); в третьем случае – как партнера по взаимодействию.
1 Столяренко, Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 317 c.