Файл: Основные вопросы методики обучения во ii классе.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Решить устно примеры второй строчки и т. д.

2) Рассмотреть таблицу по столбикам. Как составлены эти столбики? Решить устно примеры по столбикам.

3) Решить самостоятельно примеры в тетради по столбикам (или по строчкам).

Урок 21 (с. 23). Закрепление знания таблиц сложения.

1. Игра «Найди примеры, в решении которых допущена ошиб­ка, и исправь ее». Примеры записаны на доске. Дети находят примеры с ошибкой и называют правильное решение.

7+8= 15 6+7= 12

9+9=17 5+9=14

8+6= 14 4+9= 13

2. Повторение названий чисел при сложении. «Составьте и решите пример: первое слагаемое 8, второе—4. Чему равна сумма?» Аналогичные задания могут составить са­ми ученики и предложить их классу.

3. Составление и решение задач.

По рисункам упражнения 1 задачи составляют и решают уст­но. Упражнение 2 выполняют под руководством учителя. Целесо­образно изобразить условие задачи с помощью кружков: на­рисовать 9, затем 6 из них закрасить.

4. Сравнение чисел (упражнение 7).

В I столбике числа сравнивают по месту, которое они за­нимают в ряду чисел. Во II столбике нужно сначала сравнивать число десятков, а если оно одинаковое, то число единиц.

5. Повторение ряда чисел и состава чисел из десятков и еди­ниц (упражнение 5). Дети должны записать числа по порядку, начиная с самого маленького (с нуля) или с самого большого (с числа 20), ответить на вопрос, поставленный в учебнике.

6. Работа по усвоению таблиц сложения.

По таблице на с. 22 можно провести упражнения, анало­гичные тем, что предлагались на предыдущем уроке, и повторить состав чисел 11—18. Например, предложить вспомнить все случаи состава числа 11 и проверить себя по таблице.

Для самостоятельной р а боты предложить упражне­ния 3, 4 и 6.

Уроки 22, 23 (с. 24, 25). Закрепление пройденного. Про­верка знаний.

Уроки строятся по усмотрению учителя. Первый из них сле­дует начать с краткой беседы: «7 октября — День Конститу­ции СССР. Конституция СССР — Основной Закон, по которому живет наша страна. У нас все трудятся, все могут бесплатно учиться, имеют право на отдых, на бесплатное лечение. Наша страна за мир и дружбу между народами».

Подбирая материал по закреплению знаний таблицы сложения и умений решать задачи изученных видов, учитель может исполь­зовать все (или некоторые) упражнения со с. 24—25.

Упражнение 1 дети выполняют самостоятельно с последующим объяснением выбора действия.

Упражнение 2 дается по частям. Сначала составляют примеры с одним ответом, затем с другим и т. д. Можно провести сорев-, нование, кто больше составит примеров.


В упражнении 3 сначала разбирают образец, выясняют, как получены второй и третий примеры из первого, затем дети рабо­тают самостоятельно.

Упражнение 4 выполняют по частям. Сначала выписывают примеры с одним ответом, затем с другим и т. д.

Для того чтобы легче было выбирать примеры, они разбиты на 2 группы: 1) и 2). Сначала выполняются задания с одной группой примеров, а затем с другой. К этому упражнению можно давать и другие задания (см. задания к упражнению 1 на с. 10 учебника).

Упражнение 5 дети выполняют самостоятельно в тетради. Предварительно учитель объясняет, что около каждого ответа нужно записать соответствующую этому числу букву из таблицы. Если все примеры будут решены правильно, то выписанные буквы составят фразу: «Наша Родина — СССР».

Затем учитель говорит, как составить примеры, чтобы по ответам можно было прочитать указанные слова. «К каждой бук­ве слова нужно составить такой пример на сложение или вычи­тание, в ответе которого получается число, соответствующее по таблице этой букве. Например, для буквы «с» нужно составить пример с ответом 17 (см. таблицу): 8+9 или 18—1 и т. п.

Упражнение 6 выполняют устно. Дети называют все случаи состава данных чисел.

На уроке 22 нужно провести самостоятельную проверочную работу. Дети списывают примеры с доски и решают их. Это луч­ше сделать в начале урока.

I вариант II вариант 8+3 6+6 9+3 2+9 7+8 5+9 6+9 7+7 4+9 3+8 5+8 4+8 9+5 2+9 8+7 3+9

На уроке 23 ученикам, сделавшим ошибки в проверочной ра­боте, нужно уделить особое внимание.

Урок 24 (с. 26). Ознакомление с приемом вычитания одно­значного числа из двузначного с переходом через десяток.

Работа над новым материалом.

На этом уроке учитель знакомит детей с общим приемом вы­читания с переходом через десяток — вычитанием по частям. Этот прием заключается в том, что из уменьшаемого сначала вычитают единицы, а из получившегося при этом десятка — остав­шуюся часть вычитаемого.

Например, решая пример 14—6, рассуждаем так: «Будем вычитать 6 по частям. Сначала вычтем из 14 число 4, чтобы получилось 10, а потом из 10 вычтем еще 2, так как 6—это 4 и 2. 10—2=8. Значит, 14 — 6 = 8».

Для подготовки к ознакомлению с новым приемом следует повторить следующие вопросы.

1) Состав чисел первого десятка. «Угадайка» (см. описа­ние к уроку 3). Повторяется состав нескольких чисел, напри­мер 5 и 9. Выполняется упражнение 2.





2) Вычитание из 10; Игра «Молчанка» (рис. 8).

3) Примеры вида 15—5, 18—8, 17—7. Учитель спрашивает, что интересного дети за­метили при решении этих примеров. [Одинако­вый ответ: 10.] Полезно выяснить, почему при решении всех примеров получается 10. [В каж­дом числе 1 десяток и несколько единиц; мы, не трогая десяток, вычитаем все единицы, значит, остается 1 десяток, или 10 единиц.]

4) Примеры 15—5—2, 14—4—5. После решения каждого примера учитель спрашивает, сколько всего вычли из 15 (из 14).

Затем учитель говорит детям, что сегодня они будут учиться решать примеры на вычитание с переходом через десяток. На­пример, 12 — 5.

В наборное полотно учитель вставляет 12 квадратов (10— в верхний ряд и 2 — в нижний) и говорит: «Из 12 нужно вы­честь 5 (записывает на доске 12 — 5 = ). Это легче сделать так:

сначала вычесть 2, чтобы получилось 10 (снимает 2 квадрата в нижнем ряду и записывает во второй строке: 12 — 2). Мы вычли 2, а надо было вычесть 5 (показывает в записи). Сколько еще нужно вычесть? [5 — это 2 и 3.] (В записи добавляются стре­лочки вниз от 5 к 2 и записывается 3). Значит, теперь надо 3 вы­честь из 10 (снимает с полотна 3 квадрата и в записи ставит еще один знак «минус»). Теперь вычислим и запишем, сколько квадратов осталось (12—2=10, 10—3=7, записывает в верхней строке 7)». На доске получилась запись:

12-5=7

К 12—2—3

После этого аналогичную работу выполнить с индивидуальны­ми и наборными полотнами. Объяснить решение примера 16—7 (запись снова делается на доске учителем, но на этот раз под диктовку учащихся).

Далее по указанию учителя дети рассматривают левый рису­нок из учебника и объясняют запись решения 11 — 7. [Из 11 квадратов убрали (зачеркнули) сначала 1 квадрат, осталось 10 квадратов. Нужно убрать еще 6 квадратов, потому что 7 — это 1 и 6. Если из 10 квадратов убрать 6, останется 4 квадрата. Значит, из 11 вычесть 7, получится 4.]

Затем дети рассматривают правый рисунок и дают аналогич­ные объяснения. Для первичного закрепления выполнить упраж­нение 1, давая устные пояснения. [Из 14 нужно вычесть 9. Вычи­таем по частям: сначала 4, чтобы получилось 10, и остается вычесть еще 5, так как 9—это 4 и 5. Из 14 вычесть 4, полу­чится 10, и из 10 вычесть 5, получится 5. Значит, из 14 вы-

честь 9, получится 5.] Решение примера записывается так:

14-9=5.

Работа над пройденным материалом.


Выполнение упражнения 6.

Для самостоятельной работы можно предложить упражнение 3 (I и II столбики). Один пример первого столбика сначала разобрать с учителем: «Какое число нужно отнять от 17, чтобы получилось 10?» [17—это 10 и 7. Чтобы получилось 10, нужно отнять 7. Вместо окошечка нужно написать 7.] Дальше рассмотреть состав чисел 15, 14 из десятков и единиц и пред­ложить детям решить примеры самостоятельно в тетради.

На этой и следующей страницах в задачах (упражнения 4, 5) речь идет об уходе за домашними животными. Полезно спросить детей, есть ли у них дома рыбки, птицы или другие животные, принимают ли сами дети участие в уходе за ними.

После решения задачи (упражнение 5) объяснить выбор дей­ствия.

Урок 25 (с. 27.) Ознакомление с приемом вычитания, осно­ванным на знании соответствующего случая табличного сложе­ния.

Работа над новым материалом.

Новый прием заключается в том, что для решения примера на вычитание (например, 12—5) ученик должен вспомнить со­став числа (12) или соответствующий пример из таблицы сло­жения. [12—это 5 и 7, значит, 12—5=7 или 5+7=12, значит, 12 — 5 = 7.]

В дальнейшем ученики могут использовать любой из прие­мов, рассмотренных на предыдущем и на данном уроках, а также и другие приемы (например, 12—7, 10—7=3, 2+3== = 5). Но в итоге нужно стремиться к тому, чтобы основным стал прием, который вводится на этом уроке, так как он помогает быстрее найти результат и способствует закреплению знания таб­лицы сложения.

Для подготовки к изучению нового материала нужно повто­рить взаимосвязь между компонентами и результатом сложе­ния, и поэтому можно предложить детям к данному примеру на сложение (например, 5+3) составить два примера на вычитание (8—5=3,8—3=5) и объяснить, как они составлены.

Важно повторить устно состав двузначных чисел из двух однозначных.

Далее можно решить у доски пример 15—9 сначала спосо­бом вычитания по частям, затем другим способом.

В наборное полотно вставляются 15 квадратов, из них 9 зе­леных и 6 синих. Учитель прикрывает листом бумаги синие квадраты и спрашивает: «Как узнать, сколько синих квадратов,

если нам известно, что всего 15 квадратов и что зеленых 9 квад­ратов?» [15 — это 9 и 6. 15 — 9 == 6.]

На доске запись: 15 — 9 = 15==9+6

Дети записывают ответ в примере 15—9== 6.

Аналогично разбирается решение примера 15—6. Затем про­водится работа по учебнику: 13—6 и 13—7.

Решение каждого примера из упражнения 1 дети объясняют двумя способами.


Работа над пройденным материалом.

1. Игра-соревнование «Эстафета». На доске записаны 3 столбика примеров. Над ними в середи­не еще один пример (9+8), около него прикреплен бумажный флажок.

9+8 6+5 7+6 8+7 8+3 9+2 7+4 7+5 8+4 6+6 9+3 7+4 9+4

Класс нужно разделить на 3 команды. Для решения вызы­вать по одному ученику из каждой команды. Дети начинают ре­шать примеры (каждый по одному), поднимаясь снизу вверх. Побеждает та команда, представитель которой раньше решит верно все примеры, записанные в столбик, и верхний пример. Команда-победитель получает флажок. Обязательным условием для победы является участие всех ребят. Они должны следить за отвечающи­ми у доски и вовремя замечать и исправлять допущенные иг­роком команды ошибки.

2. Составление и решение задач (упражнение 2). Дети могут составить по рисунку задачи не только на нахождение суммы и на разностное сравнение чисел, но и на нахождение слагаемого, на­пример: «На лужайке было 7 белых и черных коз. Из них бе­лых 2. Сколько черных коз было на лужайке?»

Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 3 и 4. После решения задачи спросить, какой вопрос был поставлен и почему задача решалась сложением.

Урок 26 (с. 28). Составление и разучивание таблицы вычи­тания для случаев вида 11—||. Работа над составом чисел 11 —8.

Работа над новым материалом.

Для подготовки к решению новых примеров нужно вспомнить рассмотренные на предыдущих уроках приемы вычитания с пере­ходом через десяток на примере 14—5. Первый прием лучше повторить с использованием демонстрационного наборного по­лотна, а второй — с записью решения на доске без использо­вания наглядности. Затем по табличке в учебнике дети повторяют