ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Решить устно примеры второй строчки и т. д.
2) Рассмотреть таблицу по столбикам. Как составлены эти столбики? Решить устно примеры по столбикам.
3) Решить самостоятельно примеры в тетради по столбикам (или по строчкам).
Урок 21 (с. 23). Закрепление знания таблиц сложения.
1. Игра «Найди примеры, в решении которых допущена ошибка, и исправь ее». Примеры записаны на доске. Дети находят примеры с ошибкой и называют правильное решение.
7+8= 15 6+7= 12
9+9=17 5+9=14
8+6= 14 4+9= 13
2. Повторение названий чисел при сложении. «Составьте и решите пример: первое слагаемое 8, второе—4. Чему равна сумма?» Аналогичные задания могут составить сами ученики и предложить их классу.
3. Составление и решение задач.
По рисункам упражнения 1 задачи составляют и решают устно. Упражнение 2 выполняют под руководством учителя. Целесообразно изобразить условие задачи с помощью кружков: нарисовать 9, затем 6 из них закрасить.
4. Сравнение чисел (упражнение 7).
В I столбике числа сравнивают по месту, которое они занимают в ряду чисел. Во II столбике нужно сначала сравнивать число десятков, а если оно одинаковое, то число единиц.
5. Повторение ряда чисел и состава чисел из десятков и единиц (упражнение 5). Дети должны записать числа по порядку, начиная с самого маленького (с нуля) или с самого большого (с числа 20), ответить на вопрос, поставленный в учебнике.
6. Работа по усвоению таблиц сложения.
По таблице на с. 22 можно провести упражнения, аналогичные тем, что предлагались на предыдущем уроке, и повторить состав чисел 11—18. Например, предложить вспомнить все случаи состава числа 11 и проверить себя по таблице.
Для самостоятельной р а боты предложить упражнения 3, 4 и 6.
Уроки 22, 23 (с. 24, 25). Закрепление пройденного. Проверка знаний.
Уроки строятся по усмотрению учителя. Первый из них следует начать с краткой беседы: «7 октября — День Конституции СССР. Конституция СССР — Основной Закон, по которому живет наша страна. У нас все трудятся, все могут бесплатно учиться, имеют право на отдых, на бесплатное лечение. Наша страна за мир и дружбу между народами».
Подбирая материал по закреплению знаний таблицы сложения и умений решать задачи изученных видов, учитель может использовать все (или некоторые) упражнения со с. 24—25.
Упражнение 1 дети выполняют самостоятельно с последующим объяснением выбора действия.
Упражнение 2 дается по частям. Сначала составляют примеры с одним ответом, затем с другим и т. д. Можно провести сорев-, нование, кто больше составит примеров.
В упражнении 3 сначала разбирают образец, выясняют, как получены второй и третий примеры из первого, затем дети работают самостоятельно.
Упражнение 4 выполняют по частям. Сначала выписывают примеры с одним ответом, затем с другим и т. д.
Для того чтобы легче было выбирать примеры, они разбиты на 2 группы: 1) и 2). Сначала выполняются задания с одной группой примеров, а затем с другой. К этому упражнению можно давать и другие задания (см. задания к упражнению 1 на с. 10 учебника).
Упражнение 5 дети выполняют самостоятельно в тетради. Предварительно учитель объясняет, что около каждого ответа нужно записать соответствующую этому числу букву из таблицы. Если все примеры будут решены правильно, то выписанные буквы составят фразу: «Наша Родина — СССР».
Затем учитель говорит, как составить примеры, чтобы по ответам можно было прочитать указанные слова. «К каждой букве слова нужно составить такой пример на сложение или вычитание, в ответе которого получается число, соответствующее по таблице этой букве. Например, для буквы «с» нужно составить пример с ответом 17 (см. таблицу): 8+9 или 18—1 и т. п.
Упражнение 6 выполняют устно. Дети называют все случаи состава данных чисел.
На уроке 22 нужно провести самостоятельную проверочную работу. Дети списывают примеры с доски и решают их. Это лучше сделать в начале урока.
I вариант II вариант 8+3 6+6 9+3 2+9 7+8 5+9 6+9 7+7 4+9 3+8 5+8 4+8 9+5 2+9 8+7 3+9
На уроке 23 ученикам, сделавшим ошибки в проверочной работе, нужно уделить особое внимание.
Урок 24 (с. 26). Ознакомление с приемом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток.
Работа над новым материалом.
На этом уроке учитель знакомит детей с общим приемом вычитания с переходом через десяток — вычитанием по частям. Этот прием заключается в том, что из уменьшаемого сначала вычитают единицы, а из получившегося при этом десятка — оставшуюся часть вычитаемого.
Например, решая пример 14—6, рассуждаем так: «Будем вычитать 6 по частям. Сначала вычтем из 14 число 4, чтобы получилось 10, а потом из 10 вычтем еще 2, так как 6—это 4 и 2. 10—2=8. Значит, 14 — 6 = 8».
Для подготовки к ознакомлению с новым приемом следует повторить следующие вопросы.
1) Состав чисел первого десятка. «Угадайка» (см. описание к уроку 3). Повторяется состав нескольких чисел, например 5 и 9. Выполняется упражнение 2.
2) Вычитание из 10; Игра «Молчанка» (рис. 8).
3) Примеры вида 15—5, 18—8, 17—7. Учитель спрашивает, что интересного дети заметили при решении этих примеров. [Одинаковый ответ: 10.] Полезно выяснить, почему при решении всех примеров получается 10. [В каждом числе 1 десяток и несколько единиц; мы, не трогая десяток, вычитаем все единицы, значит, остается 1 десяток, или 10 единиц.]
4) Примеры 15—5—2, 14—4—5. После решения каждого примера учитель спрашивает, сколько всего вычли из 15 (из 14).
Затем учитель говорит детям, что сегодня они будут учиться решать примеры на вычитание с переходом через десяток. Например, 12 — 5.
В наборное полотно учитель вставляет 12 квадратов (10— в верхний ряд и 2 — в нижний) и говорит: «Из 12 нужно вычесть 5 (записывает на доске 12 — 5 = ). Это легче сделать так:
сначала вычесть 2, чтобы получилось 10 (снимает 2 квадрата в нижнем ряду и записывает во второй строке: 12 — 2). Мы вычли 2, а надо было вычесть 5 (показывает в записи). Сколько еще нужно вычесть? [5 — это 2 и 3.] (В записи добавляются стрелочки вниз от 5 к 2 и записывается 3). Значит, теперь надо 3 вычесть из 10 (снимает с полотна 3 квадрата и в записи ставит еще один знак «минус»). Теперь вычислим и запишем, сколько квадратов осталось (12—2=10, 10—3=7, записывает в верхней строке 7)». На доске получилась запись:
12-5=7
К 12—2—3
После этого аналогичную работу выполнить с индивидуальными и наборными полотнами. Объяснить решение примера 16—7 (запись снова делается на доске учителем, но на этот раз под диктовку учащихся).
Далее по указанию учителя дети рассматривают левый рисунок из учебника и объясняют запись решения 11 — 7. [Из 11 квадратов убрали (зачеркнули) сначала 1 квадрат, осталось 10 квадратов. Нужно убрать еще 6 квадратов, потому что 7 — это 1 и 6. Если из 10 квадратов убрать 6, останется 4 квадрата. Значит, из 11 вычесть 7, получится 4.]
Затем дети рассматривают правый рисунок и дают аналогичные объяснения. Для первичного закрепления выполнить упражнение 1, давая устные пояснения. [Из 14 нужно вычесть 9. Вычитаем по частям: сначала 4, чтобы получилось 10, и остается вычесть еще 5, так как 9—это 4 и 5. Из 14 вычесть 4, получится 10, и из 10 вычесть 5, получится 5. Значит, из 14 вы-
честь 9, получится 5.] Решение примера записывается так:
14-9=5.
Работа над пройденным материалом.
Выполнение упражнения 6.
Для самостоятельной работы можно предложить упражнение 3 (I и II столбики). Один пример первого столбика сначала разобрать с учителем: «Какое число нужно отнять от 17, чтобы получилось 10?» [17—это 10 и 7. Чтобы получилось 10, нужно отнять 7. Вместо окошечка нужно написать 7.] Дальше рассмотреть состав чисел 15, 14 из десятков и единиц и предложить детям решить примеры самостоятельно в тетради.
На этой и следующей страницах в задачах (упражнения 4, 5) речь идет об уходе за домашними животными. Полезно спросить детей, есть ли у них дома рыбки, птицы или другие животные, принимают ли сами дети участие в уходе за ними.
После решения задачи (упражнение 5) объяснить выбор действия.
Урок 25 (с. 27.) Ознакомление с приемом вычитания, основанным на знании соответствующего случая табличного сложения.
Работа над новым материалом.
Новый прием заключается в том, что для решения примера на вычитание (например, 12—5) ученик должен вспомнить состав числа (12) или соответствующий пример из таблицы сложения. [12—это 5 и 7, значит, 12—5=7 или 5+7=12, значит, 12 — 5 = 7.]
В дальнейшем ученики могут использовать любой из приемов, рассмотренных на предыдущем и на данном уроках, а также и другие приемы (например, 12—7, 10—7=3, 2+3== = 5). Но в итоге нужно стремиться к тому, чтобы основным стал прием, который вводится на этом уроке, так как он помогает быстрее найти результат и способствует закреплению знания таблицы сложения.
Для подготовки к изучению нового материала нужно повторить взаимосвязь между компонентами и результатом сложения, и поэтому можно предложить детям к данному примеру на сложение (например, 5+3) составить два примера на вычитание (8—5=3,8—3=5) и объяснить, как они составлены.
Важно повторить устно состав двузначных чисел из двух однозначных.
Далее можно решить у доски пример 15—9 сначала способом вычитания по частям, затем другим способом.
В наборное полотно вставляются 15 квадратов, из них 9 зеленых и 6 синих. Учитель прикрывает листом бумаги синие квадраты и спрашивает: «Как узнать, сколько синих квадратов,
если нам известно, что всего 15 квадратов и что зеленых 9 квадратов?» [15 — это 9 и 6. 15 — 9 == 6.]
На доске запись: 15 — 9 = 15==9+6
Дети записывают ответ в примере 15—9== 6.
Аналогично разбирается решение примера 15—6. Затем проводится работа по учебнику: 13—6 и 13—7.
Решение каждого примера из упражнения 1 дети объясняют двумя способами.
Работа над пройденным материалом.
1. Игра-соревнование «Эстафета». На доске записаны 3 столбика примеров. Над ними в середине еще один пример (9+8), около него прикреплен бумажный флажок.
9+8 6+5 7+6 8+7 8+3 9+2 7+4 7+5 8+4 6+6 9+3 7+4 9+4
Класс нужно разделить на 3 команды. Для решения вызывать по одному ученику из каждой команды. Дети начинают решать примеры (каждый по одному), поднимаясь снизу вверх. Побеждает та команда, представитель которой раньше решит верно все примеры, записанные в столбик, и верхний пример. Команда-победитель получает флажок. Обязательным условием для победы является участие всех ребят. Они должны следить за отвечающими у доски и вовремя замечать и исправлять допущенные игроком команды ошибки.
2. Составление и решение задач (упражнение 2). Дети могут составить по рисунку задачи не только на нахождение суммы и на разностное сравнение чисел, но и на нахождение слагаемого, например: «На лужайке было 7 белых и черных коз. Из них белых 2. Сколько черных коз было на лужайке?»
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 3 и 4. После решения задачи спросить, какой вопрос был поставлен и почему задача решалась сложением.
Урок 26 (с. 28). Составление и разучивание таблицы вычитания для случаев вида 11—||. Работа над составом чисел 11 —8.
Работа над новым материалом.
Для подготовки к решению новых примеров нужно вспомнить рассмотренные на предыдущих уроках приемы вычитания с переходом через десяток на примере 14—5. Первый прием лучше повторить с использованием демонстрационного наборного полотна, а второй — с записью решения на доске без использования наглядности. Затем по табличке в учебнике дети повторяют