ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для подготовки к рассмотрению новых случаев сложения необходимо вспомнить состав числа 6 по табличке в учебнике. Затем разбирают новые случаи сложения. На этом уроке уже нет необходимости в применении наглядных пособий. Для объяснения дети используют иллюстрацию, данную в учебнике, и развернутую запись решения примеров (8+6, 7+6, 6+6). Объяснение дети дают сами. Объяснение к примерам с развернутой записью (8+6, 7+6, 6+6) можно дать еще более свернутым [8+6. К 8 прибавлю 2, получится 10, и к 10 прибавлю 4, получится 14. 8+6== 14.] После этого проводят работу над примерами в рамке (указания к уроку 12). При записи в тетради примеры лучше расположить в два столбика.
Работа над составом чисел. Для усвоения состава числа 11 следует использовать кружки, вставленные в наборное полотно (10—в верхнем_ряду и 1 —в нижнем). Важно рассмотреть все случаи, получающиеся при последовательном перекладывании по одному кружку из верхнего ряда в нижний (10 и 1, 9 и 2 и т.д.). Состав числа 11 можно рассматривать и перекладывая кружки мысленно, но если детям будет трудно, то тогда следует перейти к практическим действиям с кружками.
Затем провести работу по закреплению знания состава чисел 12, 13, 14 (упражнение 6).
Работа над пройденным материалом.
1. Устные упражнения. 1) Назвать «соседей» числа 15 (18, 12).
2) Увеличить следующие числа на 5: 1, 3, 5, 6.
3) Уменьшить следующие числа на 4: 8, 10, 9, 14.
4) Сравнить верхнее число с записанным под ним и показать ответ с помощью карточки с цифрой. На доске запись:
7658 12 4 3 0 7 10
5) Угадать пример, записанный на карточке, если известно, что это пример на сложение двух чисел и ответ равен 10.
2. Составление и устное решение задач (упражнение 2). Если дети составят задачи только одного вида (на нахождение остатка), можно предложить им составить задачу с вопросом «На сколько больше...» или задачу, в которой есть слово «меньше».
3. Составление примеров. По упражнению 5 может быть проведена игра-соревнование «Кто составит больше примеров?». Примеры могут составляться как на сложение, так и на вычитание.
Для самостоятельной работы предложить упражнения 1, 3, 4. При выполнении упражнения 3 дети составляют задачу коллективно. Решение записывают в тетрадь самостоятельно.
Под руководством учителя ученики дополняют вопрос задачи из упражнения 4. Нужно проследить за тем, чтобы он был таков:
•«Сколько страниц в другой книге?», а не «Сколько страниц в
-двух книгах?».
Урок 16 (с. 18). Составление и разучивание таблицы для случаев вида [^|+7. Состав чисел 13, 14.
Работа над новым материалом.
Сначала полезно повторить изученные ранее случаи из таблицы сложения (указания к уроку 13).
Для подготовки к рассмотрению нового повторить состав числа 7 по табличке в учебнике.
Для ознакомления с новым материалом используют иллюстрацию в учебнике.
В целях первичного закрепления рассмотреть решение примеров, помещенных в учебнике над рамкой. Как и на прошлом уроке, объяснения в свернутом виде дают дети. Затем провести работу по заучиванию примеров, записанных в рамке. После этого повторить состав числа 12 (можно использовать прием мысленного «перекладывания» кружков). Работу над составом чисел 13 и 14 провести по учебнику (упражнение 2).
Работа над пройденным материалом.
1. Устные упражнения. Учитель называет число 16, дети
должны назвать следующее число.
Учитель называет число 12, дети говорят предыдущее число. Далее дети записывают ряд чисел от 0 до 10 и присчитывают
по 2, начиная с нуля. Ответы подчеркивают.
2. Составление и решение задач. На этой и следующей страницах учебника темы задач связаны с плаванием, поэтому можно в двух-трех предложениях сказать о пользе плавания, выяснить, кто из детей умеет и кто не умеет плавать.
По рисунку упражнения 3 дети составляют и устно решают задачи.
3. Перед выполнением упражнения 4 следует вспомнить, как можно узнать, на сколько одно число меньше другого, после чего дети решают задачу и записывают решение в тетради самостоятельно.
Для самостоятельной р а боты предложить упражнение 1.
I столбик решить устно с разбором. К этому уроку можно давать уже совсем краткие пояснения. Например, 8 + 6: «8 и 2 — десять, 10 и 4 — четырнадцать, 8 и 6 — четырнадцать». Остальные примеры могут быть решены самостоятельно с записью только ответов. (Объяснить, как расположить ответы в тетради.)
Упражнение 5 выполнить в тетради.
Урок 17 (с. 19). Составление и разучивание таблицы для случаев вида Ц+8 и Ц+9. Состав чисел 15, 16.
Работа над новым материалом. Сначала нужно повторить изученные случаи из таблицы сложения, затем состав чисел 8 и 9 по верхнему рисунку учебника.
При рассмотрении новых случаев от детей требуется большая степень самостоятельности. В учебнике уже нет иллюстраций. Намечено только начало решения, которое продолжают дети.
С примерами, записанными в рамке, работу провести так же, как и на предыдущих уроках.
Затем повторяют состав чисел 13 и 14 и по учебнику рассматривают состав чисел 15 и 16 (упражнение 2).
Работа над пройденным материалом. 1. Устные упражнения. 1) Составить 4 примера на сложение и на вычитание, используя числа: 6, 3, 9; 8, 2 и 10; 6, 4 и 10 (числа записать на доске).
2) Игра «Молчанка» (рис. 3).
3) «Каким действием решается задача?» Учитель сообщает текст задачи, а дети поднимают карточку со знаком «+» или «—».
а) «На одной полке 8 книг, а на другой 6. Сколько книг на двух полках?»
б) «У Коли 6 книг, а у Лены на 2 книги больше. Сколько книг у Лены?»
в) «Васе 12 лет, а его сестра на 2 года моложе. Сколько лет сестре?»
2. Составление и решение задач. По рисунку упражнения 3 составить и решить устно задачи на нахождение суммы и на разностное сравнение.
3. Сравнение чисел (упражнение 5) проводится по месту, которое они занимают в ряду чисел. [16 при счете идет раньше 20, значит, 16 меньше 20.] Первый столбик можно выполнить устно, а остальные — самостоятельно в тетрадях с последующей проверкой.
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 1, 4.
Задачу разобрать под руководством учителя, а решение записать самостоятельно. После проверки можно предложить изменить вопрос задачи так, чтобы решение при этом не изменилось. Затем изменить вопрос так, чтобы задача решалась сложением.
Урок 18 (с. 20). Ознакомление с названием чисел при сложении (термины «слагаемое», «сумма»). Закрепление знания таблицы сложения с переходом через десяток и состава чисел.
Работа над новым материалом.
По рисунку в учебнике дети составляют и решают задачу. [На проводе сидели 3 ласточки. К ним прилетели еще 2 ласточки. Сколько всего ласточек стало на проводе?]
Слагаемое Слагаемое Сумма
3+2=5 \-___________^
Сумма
Рис. 4
Решение записывают на доске. Учитель говорит, что числа при сложении имеют свои названия, которые нужно запомнить. «Числа, которые мы складываем, называются слагаемыми. Число, которое получается в результате сложения, называется суммой. Запись 3 + 2 тоже называется суммой».
Затем названия чисел при сложении читают по учебнику. Целесообразно сделать и повесить в классе плакат (рис. 4).
Для первичного закрепления выполняют упражнение 1 устно под руководством учителя.
Работу над составом чисел 17 и 18 можно провести по рисунку на доске (рис. 5).
Работа над пройденным материалом.
1. Игра: команда мальчиков и команда девочек составляют по очереди примеры с ответом 14. Проигрывает та команда, которая не может придумать новый пример (примеры, которые предлагают дети, учитель записывает на доске).
2. Решение задач. Сначала можно спросить у детей, кто был на почте, что делают работники почты, какие газеты и журналы выписывают в их доме. После того как будет прочитано вслух упражнение 3, дети ставят вопрос и решают устно полученную задачу. Если будет предложен только один вопрос:
«Сколько всего писем опустили в эти почтовые ящики?», попросить поставить и такой вопрос, чтобы задача решалась вычитанием. Новую задачу тоже решают устно.
Для самостоятельной работы можно предложить упражнения 2, 4 и 5.
Урок 19 (с. 21). Ознакомление с формулировкой перемести-тельного свойства сложения и его использованием при сложении однозначных чисел с переходом через десяток.
Работа над новым материалом. Для подготовки к рассмотрению нового можно выполнить устно примеры вида 2+8, 1 + 6 и вспомнить, как их удобнее решать, если забыл результат. На этих примерах повторить названия чисел при сложении. Затем рассмотреть иллюстрацию в учебнике и примеры 7+6= 13, 6+7= 13. Дети должны сделать
вывод: «Если к 7 кружкам прибавить 6 или к 6 кружкам прибавить 7, результат получится один и тот же—13». Учитель может подчеркнуть: «Когда второе слагаемое больше первого, можно поменять слагаемые местами». Можно предложить детям самим придумать такие примеры на сложение с переходом через десяток, в которых удобно переставить слагаемые. Затем решают примеры, помещенные в учебнике справа от рисунка. Дети рассуждают так: «8 + 5 = 13. Значит, и 5+8== 13». Затем с помощью учителя ученики формулируют правило, после чего читают его по учебнику. Для первичного закрепления выполнить упражнение 1 (I и II столбики).
Работа над пройденным материалом.
1. Для закрепления навыков сложения и вычитания в пределах 10 можно провести игру «Угадай, какой пример решен». На доске запись:
6+3 8-5 10—6 4+3
Учитель должен сказать: «Я решил один из этих примеров и получил 7. Какой пример был решен?» И т. д.
2. Решение задач. Упражнение 4 выполнить устно. Решение одной из задач записать в тетрадях. Упражнение 2 выполнить под руководством учителя. После чтения условия выяснить, что можно узнать по данным задачи.
Для самостоятельной работы предложить упражнение 1 (III, IV, V столбики). После решения III и IV столбиков спросить, каким правилом дети пользовались и почему. Самостоятельно может быть решено и упражнение 3, при этом ученикам предложить сначала поставить такой вопрос, чтобы задача решалась вычитанием, а затем такой, чтобы задача решалась сложением. При проверке должен быть объяснен выбор действия.
Урок 20 (с. 22). Задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Закрепление знания таблиц сложения с переходом через десяток и состава чисел 11—18.
Работа над новым материалом. Для ознакомления с задачами нового вида можно использовать такую демонстрацию: на наборное полотно выставляют 3 красных кружка слева, а справа 5 синих, но синие кружки закрыты полоской бумаги, на которой написан знак вопроса (рис. 6). Учитель начинает объяснение: «Девочка вырезала всего 8 красных и синих кружков. Красных кружков 3 (показывает). Сколько синих кружков вырезала девочка?»
10-9 8-6 9-7 1 6-4 5-3 7-5 8-6
«8 кружков — это кружки какого цвета? [3 красных и синие.] Если мы из всех кружков уберем красные (снимает их), то какие останутся? [Синие.] Как же можно узнать, сколько синих кружков? [8 — 3 = 5.] Проверим (снимает полоску бумаги, под которой действительно 5 синих кружков)». Затем решают задачу, помещенную вверху с. 22, под рисунком.
Дети объясняют решение так: «8 кормушек — это те 6, которые повесили в лесу, и те, которые повесили в саду. Если от 8 отнять 6, то останутся те кормушки, которые повесили в саду». Далее ученики решают упражнение 1 под руководством учителя с подробным объяснением.
Содержание задач на этой и следующей страницах учебника посвящено теме охраны природы. В краткой беседе нужно обратить внимание детей на важность этой работы, выяснить, какое участие в ней могут принять дети.
Работа над пройденным материалом.
1. Игра-соревнование «Лесенка» (рис. 7).
2. Состав чисел 11—18 повторить, используя игру «Угадайка» (описание к уроку 3).
3. Работа, направленная на усвоение таблицы сложения (упражнение 2). Задания могут быть разнообразными. Например:
1) Решить устно примеры первой строчки. Что общего в этих примерах? [У них одинаковый ответ— 11.]