Файл: 1. Понятие хозяйственного права и его место в системе права. Наука хозяйственного права. Основные этапы становления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В РБ работают 6 СЭЗ: «Брест»; «Витебск»; «Гродноинвест»; «Гомель-Ратон»; «Минск»; «Могилев».
78. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности.
В РБ принят Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», где определены правовые основы гос. регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД), права и обязанности гос. органов РБ с целью обеспечения экономической безопасности.
Внешнеторговая деятельность – деятельность резидентов РБ, связанная с другим государством, его субъектами или международными организациями по реализации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают: резиденты РБ и нерезиднты РБ. Резиденты РБ - ФЛ, имеющие постоянное место жительства в РБ, в том числе временно находящиеся за пределами РБ; ЮЛ и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения в РБ, созданные в соответствии с законодательством РБ. Нерезиденты РБ - ФЛ, имеющие постоянное место жительства за пределами РБ, в том числе временно находящиеся в РБ; ЮЛ и организации, не являющиеся ЮЛ, с местом нахождения за пределами РБ, созданные по праву иностранных государств; международные организации.
Субъекты ВТД осуществляют экспорт/импорт товаров, работ, услуг. Под импортом понимается ввоз на тамож. территорию РБ из-за границы с целью постоянного размещения на ее территории товаров, работ, услуг на основании возмездных гражданско-правовых сделок. Под экспортом понимается вывоз с тамож. территории РБ за границу с целью постоянного размещения за ее пределами товаров, работ, услуг на основании договоров.
Прав. формой ВЭД выступ. ВЭСделки.
Виды ВЭД:
1) внешнеторг. деят-ть (основная для РБ);
2) инвестиционное сотрудничество;
3) производственная кооперация;
4) валютные и фин-кредит. онош-я.
Внешнеторг. деят-ть – деят-ть по обмену товарами в веществ.-матер. форме, а также услугами и результатами интел. труда с зарубежными контрагентами.
Инвестиц. деят-ть – действия инвестора по вложению инвестиций в произ-во продукции (работ, услуг) или их иному использ-ю для получ. прибыли (дохода) и/или достиж-я иного значимого результата.
Производств. кооперация – осущ-е с иностр. предприяти-ями совместных проектов в научно-технич., производств. либо иной экон. сфере.
79. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности.
НПА: Закон РБ от 25.11.2004 №347-З «О гос. регулировании внешнеторговой деятельности», Указ Президента РБ от 05.04.2016 № 124 «О гос. регулировании внешнеторговой деятельности».
Гос. регулирование внешнеторг. деят-ти в РБ осуществляется с учетом след. осн. принципов: 1)реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики РБ; 2)обеспечения нац. безопасности РБ, в том числе в экономической сфере; 3)единства таможенной территории РБ; 4)приоритета экон. мер гос. регулирования внешнеторговой деят-ти; 5)невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деят-ти, за искл. случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах нац. безопасности, общ. порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц; 6) обеспечения выполнения обязательств, принятых РБ по междунар. договорам, и реализации прав, возникающих из междунар. договоров РБ; 7)применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деят-ти с учетом взаимности; 8)выбора мер гос. регулирования внешнеторговой деят-ти, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффект. достижения целей, преследуемых данными мерами; 9)обоснованности и объективности применения мер гос. регулирования внешнеторговой деят-ти; 10)гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деят-ти; 11)гласности в применении мер гос. регулирования внешнеторговой деят-ти.
Гос. регулирование внешнеторговой деят-ти осуществляется посредством: 1)таможенно-тарифного регулирования; 2)нетарифного регулирования; 3)запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллект. собственности; 4)мер эконом. и администрат. характера, содействующих развитию внешнеторговой деят-ти.
Таможенно-тарифное регулирование - метод гос. регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РБ.
Нетарифное регулирование - метод гос. регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер гос. регулирования внешнеторговой деят-ти, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования.
Гос. регулирование внешнеторговой деят-ти осуществляется Президентом РБ, Национальным собранием РБ, Правительством РБ и иными уполномоченными гос. органами РБ в соответствии с законодательством РБ и нормами международного права, действующими для РБ.
В отношении внешней торговли с конкретным государством (группой государств) Президент РБ может принять решение о применении любых методов гос. регулирования внешнеторговой деятельности. Президент может предоставить Правительству РБ право на принятие решений о применении методов гос. регулирования внешнеторговой деят-ти, отнесенных к компетенции Президента РБ.
Координация работы гос. органов РБ по разработке предложений по формированию гос. внешнеторговой политики РБ, регулированию внешнеторговой деят-ти ее участников, заключению международных договоров РБ в области внешнеторговой деят-ти осуществляется Правительством РБ и уполномоченным гос. органом в пределах их компетенции, если иное не установлено Президентом РБ.
80. Понятие и условия внешнеторгового договора как основание совершения внешнеторговых операций.
Внешнеторговые операции осущ. в связи с заключением внешнеторгового договора. Под внешн. договором понимается договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий: возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты инт. деятельности; выполнение работ, оказание услуг (абз. 2 подп. 1.1 п.1 Указа През. РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторг. операций»).
Под внешнеторг. договором понимают договор, отвечающий критериям в совокупности: 1) одна сторона договора - резидент РБ, другая-нерезидент; 2) договор возмездный; 3) договор предусматр.:
- передачу товаров, охраняемой информ., исключит. прав на результаты интеллект. Дея-ти; - выполнение работ; - оказание услуг.
Резиденты РБ должны заключать внешнеторговые договоры в псьменной форме. В случае несоблюдения простой письм. формы внешнеторгового договора он будет считаться недействительным.
Внешнеторговый договор должен содержать следующие условия:
1)существенные. Единого понятия сущ. условий в междунар. праве нет. На практике под ними понимают предмет и иные условия, кот.согласно зак-ву той или иной страны должны быть в договоре определенного вида. В соотв. с бел. законод-вом сущ. условиями внешнеторгового договора будут: - условие о предмете; - условия, кот. названы в закон-ве как существенные, необходимые или обязательные для договоров соотв-го вида; - условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Если стороны не достигнут соглашения по всем сущ. условиям договора и не зафиксируют их в надлежащей форме, то договор не считается заключенным. Соотв-но у сторон не возникает прав и обязанностей.
2)стоимость товаров М.б. как точной, так и ориентировочной. Ориентир. стоимость указывается, если нельзя установить действит. ст-ть товаров из-за специфики тов. номенклатуры. При этом под спецификой тов. номенклатуры следует понимать его хар-ки, выраженные в объеме, массе, количестве и др параметрах. Стоимость товаров должна указываться в договоре либо в приложении к нему.
3)условия расчета. Указание на порядок оплаты в договоре: предоплата или оплата по факту. Внешнеторговые договоры могут предусматривать одновременно две формы расчетов: предварительную оплату и оплату по факту.
4)наим. и местонахождение (юр.адрес) нерезидента-контрагента, его банк. реквизиты. (наим.банка и банк. идентиф. код)
81. Сроки и порядок осуществления внешнеторговых операций.
Внешнеторговые операции, как правило, осуществляются в связи с заключением внешнеторгового договора. Под внешнеторговым договором понимается договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий: возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; выполнение работ, оказание услуг (абз. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»).
К внешнет. операциям относятся экспортные и импортные операции.
Экспорт – это передача резидентом товаров (в том числе по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Гос. границу РБ), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллект. деятельности, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту.
Внешнеторговой экспортной операцией является: 1) каждая отгрузка товаров по отдельной тамож. декларации в рамках одного внешнеторгового договора; 2) совокупность отгрузок товаров в рамках одного внешнеторгового договора, осуществленных в течение одного дня по соответствующим таможенным декларациям, оформленным одним тамож. органом; 3) отгрузка товаров по отдельному товаросопроводительному документу (документам) – в случае, когда совершение тамож. операций не производится; 4) в рамках одного внешнеторгового договора каждый этап: выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключит. прав на результаты интеллект. деят-ти (или совокупность таких этапов в течение одного дня). Каждый этап должен быть оформлен актом о его приемке-сдаче либо иным документом (иными документами), предусмотренным законод-вом РБ либо государства, являющегося местом нахождения (местом постоянного жительства) нерезидента-контрагента.
Импорт – это получение резидентом товаров (в том числе по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Гос. границу РБ), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллект. деят-ти, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента.
Внешнеторговой импортной операцией является каждая из операций, завершаемых получением товаров (охраняемой информации, исключит. прав на результаты интеллект. деят-ти), выполнением работ, оказанием услуг либо иными способами, предусмотренными в подп. 1.9 п. 1 Указа № 178: 1) каждый проведенный платеж в рамках одного внешнеторгового договора; 2) совокупность платежей, проведенных в рамках одного внешнеторгового договора одним банком в течение одного операционного дня.
Спецификой белорусского законодательства является установление сроков проведения внешнеторговых операций. Так резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции.
78. Понятие и виды внешнеэкономической деятельности.
В РБ принят Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», где определены правовые основы гос. регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД), права и обязанности гос. органов РБ с целью обеспечения экономической безопасности.
Внешнеторговая деятельность – деятельность резидентов РБ, связанная с другим государством, его субъектами или международными организациями по реализации товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.
Правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают: резиденты РБ и нерезиднты РБ. Резиденты РБ - ФЛ, имеющие постоянное место жительства в РБ, в том числе временно находящиеся за пределами РБ; ЮЛ и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения в РБ, созданные в соответствии с законодательством РБ. Нерезиденты РБ - ФЛ, имеющие постоянное место жительства за пределами РБ, в том числе временно находящиеся в РБ; ЮЛ и организации, не являющиеся ЮЛ, с местом нахождения за пределами РБ, созданные по праву иностранных государств; международные организации.
Субъекты ВТД осуществляют экспорт/импорт товаров, работ, услуг. Под импортом понимается ввоз на тамож. территорию РБ из-за границы с целью постоянного размещения на ее территории товаров, работ, услуг на основании возмездных гражданско-правовых сделок. Под экспортом понимается вывоз с тамож. территории РБ за границу с целью постоянного размещения за ее пределами товаров, работ, услуг на основании договоров.
Прав. формой ВЭД выступ. ВЭСделки.
Виды ВЭД:
1) внешнеторг. деят-ть (основная для РБ);
2) инвестиционное сотрудничество;
3) производственная кооперация;
4) валютные и фин-кредит. онош-я.
Внешнеторг. деят-ть – деят-ть по обмену товарами в веществ.-матер. форме, а также услугами и результатами интел. труда с зарубежными контрагентами.
Инвестиц. деят-ть – действия инвестора по вложению инвестиций в произ-во продукции (работ, услуг) или их иному использ-ю для получ. прибыли (дохода) и/или достиж-я иного значимого результата.
Производств. кооперация – осущ-е с иностр. предприяти-ями совместных проектов в научно-технич., производств. либо иной экон. сфере.
79. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности.
НПА: Закон РБ от 25.11.2004 №347-З «О гос. регулировании внешнеторговой деятельности», Указ Президента РБ от 05.04.2016 № 124 «О гос. регулировании внешнеторговой деятельности».
Гос. регулирование внешнеторг. деят-ти в РБ осуществляется с учетом след. осн. принципов: 1)реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики РБ; 2)обеспечения нац. безопасности РБ, в том числе в экономической сфере; 3)единства таможенной территории РБ; 4)приоритета экон. мер гос. регулирования внешнеторговой деят-ти; 5)невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деят-ти, за искл. случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах нац. безопасности, общ. порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц; 6) обеспечения выполнения обязательств, принятых РБ по междунар. договорам, и реализации прав, возникающих из междунар. договоров РБ; 7)применения в отношении другого государства (группы государств) мер государственного регулирования внешнеторговой деят-ти с учетом взаимности; 8)выбора мер гос. регулирования внешнеторговой деят-ти, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффект. достижения целей, преследуемых данными мерами; 9)обоснованности и объективности применения мер гос. регулирования внешнеторговой деят-ти; 10)гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деят-ти; 11)гласности в применении мер гос. регулирования внешнеторговой деят-ти.
Гос. регулирование внешнеторговой деят-ти осуществляется посредством: 1)таможенно-тарифного регулирования; 2)нетарифного регулирования; 3)запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллект. собственности; 4)мер эконом. и администрат. характера, содействующих развитию внешнеторговой деят-ти.
Таможенно-тарифное регулирование - метод гос. регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу РБ.
Нетарифное регулирование - метод гос. регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения, прекращения действия количественных ограничений и иных мер гос. регулирования внешнеторговой деят-ти, отличных от мер таможенно-тарифного регулирования.
Гос. регулирование внешнеторговой деят-ти осуществляется Президентом РБ, Национальным собранием РБ, Правительством РБ и иными уполномоченными гос. органами РБ в соответствии с законодательством РБ и нормами международного права, действующими для РБ.
В отношении внешней торговли с конкретным государством (группой государств) Президент РБ может принять решение о применении любых методов гос. регулирования внешнеторговой деятельности. Президент может предоставить Правительству РБ право на принятие решений о применении методов гос. регулирования внешнеторговой деят-ти, отнесенных к компетенции Президента РБ.
Координация работы гос. органов РБ по разработке предложений по формированию гос. внешнеторговой политики РБ, регулированию внешнеторговой деят-ти ее участников, заключению международных договоров РБ в области внешнеторговой деят-ти осуществляется Правительством РБ и уполномоченным гос. органом в пределах их компетенции, если иное не установлено Президентом РБ.
80. Понятие и условия внешнеторгового договора как основание совершения внешнеторговых операций.
Внешнеторговые операции осущ. в связи с заключением внешнеторгового договора. Под внешн. договором понимается договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий: возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты инт. деятельности; выполнение работ, оказание услуг (абз. 2 подп. 1.1 п.1 Указа През. РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторг. операций»).
Под внешнеторг. договором понимают договор, отвечающий критериям в совокупности: 1) одна сторона договора - резидент РБ, другая-нерезидент; 2) договор возмездный; 3) договор предусматр.:
- передачу товаров, охраняемой информ., исключит. прав на результаты интеллект. Дея-ти; - выполнение работ; - оказание услуг.
Резиденты РБ должны заключать внешнеторговые договоры в псьменной форме. В случае несоблюдения простой письм. формы внешнеторгового договора он будет считаться недействительным.
Внешнеторговый договор должен содержать следующие условия:
1)существенные. Единого понятия сущ. условий в междунар. праве нет. На практике под ними понимают предмет и иные условия, кот.согласно зак-ву той или иной страны должны быть в договоре определенного вида. В соотв. с бел. законод-вом сущ. условиями внешнеторгового договора будут: - условие о предмете; - условия, кот. названы в закон-ве как существенные, необходимые или обязательные для договоров соотв-го вида; - условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Если стороны не достигнут соглашения по всем сущ. условиям договора и не зафиксируют их в надлежащей форме, то договор не считается заключенным. Соотв-но у сторон не возникает прав и обязанностей.
2)стоимость товаров М.б. как точной, так и ориентировочной. Ориентир. стоимость указывается, если нельзя установить действит. ст-ть товаров из-за специфики тов. номенклатуры. При этом под спецификой тов. номенклатуры следует понимать его хар-ки, выраженные в объеме, массе, количестве и др параметрах. Стоимость товаров должна указываться в договоре либо в приложении к нему.
3)условия расчета. Указание на порядок оплаты в договоре: предоплата или оплата по факту. Внешнеторговые договоры могут предусматривать одновременно две формы расчетов: предварительную оплату и оплату по факту.
4)наим. и местонахождение (юр.адрес) нерезидента-контрагента, его банк. реквизиты. (наим.банка и банк. идентиф. код)
81. Сроки и порядок осуществления внешнеторговых операций.
Внешнеторговые операции, как правило, осуществляются в связи с заключением внешнеторгового договора. Под внешнеторговым договором понимается договор между резидентом и нерезидентом, предусматривающий: возмездную передачу товаров, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; выполнение работ, оказание услуг (абз. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента РБ от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»).
К внешнет. операциям относятся экспортные и импортные операции.
Экспорт – это передача резидентом товаров (в том числе по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Гос. границу РБ), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллект. деятельности, выполнение работ, оказание услуг на возмездной основе нерезиденту.
Внешнеторговой экспортной операцией является: 1) каждая отгрузка товаров по отдельной тамож. декларации в рамках одного внешнеторгового договора; 2) совокупность отгрузок товаров в рамках одного внешнеторгового договора, осуществленных в течение одного дня по соответствующим таможенным декларациям, оформленным одним тамож. органом; 3) отгрузка товаров по отдельному товаросопроводительному документу (документам) – в случае, когда совершение тамож. операций не производится; 4) в рамках одного внешнеторгового договора каждый этап: выполнения работ, оказания услуг, передачи охраняемой информации, исключит. прав на результаты интеллект. деят-ти (или совокупность таких этапов в течение одного дня). Каждый этап должен быть оформлен актом о его приемке-сдаче либо иным документом (иными документами), предусмотренным законод-вом РБ либо государства, являющегося местом нахождения (местом постоянного жительства) нерезидента-контрагента.
Импорт – это получение резидентом товаров (в том числе по сделкам, не связанным с перемещением товаров через Гос. границу РБ), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллект. деят-ти, выполненных работ, оказанных услуг на возмездной основе от нерезидента.
Внешнеторговой импортной операцией является каждая из операций, завершаемых получением товаров (охраняемой информации, исключит. прав на результаты интеллект. деят-ти), выполнением работ, оказанием услуг либо иными способами, предусмотренными в подп. 1.9 п. 1 Указа № 178: 1) каждый проведенный платеж в рамках одного внешнеторгового договора; 2) совокупность платежей, проведенных в рамках одного внешнеторгового договора одним банком в течение одного операционного дня.
Спецификой белорусского законодательства является установление сроков проведения внешнеторговых операций. Так резиденты обязаны обеспечить завершение каждой внешнеторговой операции.