Файл: 1. Понятие хозяйственного права и его место в системе права. Наука хозяйственного права. Основные этапы становления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общие сроки завершения внешнеторговых операций. Указом № 178 установлены следующие сроки для завершения внешнеторговых операций: 1)при экспорте – не позднее 180 календарных дней с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг. В данный перечень также входят внешнеторговые операции по договорам комиссии; 3)при импорте – не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа; 4) при выполнении строительных, специальных, монтажных работ и (или) оказании услуг в строительстве на территории России по внешнеторговым договорам, связанным с реализацией договоров создания объекта долевого строительства, - не позднее даты завершения нормативного срока строительства объекта; 5) при выполнении (оказании) строительных работ (услуг) на территории иностранных государств в размере зарезервированных заказчиком до 10 % от общей стоимости соответствующего договора – не позднее 30 календарных дней с даты завершения гарантийного периода на выполненные (оказанные) строительные работы (услуги).

Среди специальных сроков завершения внешнеторговых операций, установленных ч. 5 подп. 1.4 Указа № 178, следует выделить следующие: 1)признание нерезидента экономически несостоятельным (банкротом) — датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия судебным органом соответствующего решения; 2)исключение нерезидента из государственного реестра организаций (плательщиков) в стране регистрации – датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченным органом такого решения; 3)при конфискации товара датой завершения внешнеторговой операции считается дата принятия уполномоченными органами решения о конфискации (ином изъятии) товаров.

Резиденту необходимо получить разрешение на продление срока завершения внешнеторг операции, если условиями внешнеторгового договора или в ходе исполн. обязат. по нему предполагается превышение срока завершения операции, установленного зак-вом.

82. Валютное регулирование и валютный контроль.

Закон РБ 22.07.2003 № 226-З О валютн. регулиров. и валютн. контроле

Валютное регулирование – деятельность гос. органов по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.


Президент РБ определяет систему органов валютного регулирования в РБ и принимает иные меры по осуществлению валютного регулирования в соответствии с Конституцией РБ. Если иное не определено Президентом РБ, органами валютного регулирования в РБ являются Совет Министров РБ и Нац. банк.

Нац. банк: 1)устанавливает офиц. курсы бел. рубля по отношению к другим валютам; 2)регулирует обращение валютных ценностей на территории РБ; 3)устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-фин. организациях в иностр. валюте; 4)устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-фин. организациях в бел. рублях; 5)устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в бел. руб. и иностр. валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами РБ; 6)устанавливает порядок осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами; 7)устанавливает правила биржевой торговли иностр. валютой; 8)устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Нац. банк для разработки платежного баланса РБ и иных целей; 9)определяет в соответствии с настоящим Законом и иными законод. актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-фин. организации; 10)привлекает в соотв. с законод-вом банки и небанковские кредитно-фин. организации к ответственности за нарушение валютного законод-ва; 11)выдает разрешения на осуществление валютных операций в случаях, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства РБ; 12)в случаях и пределах, предусм-х законод. актами, принимает НПА, содержащие нормы валютного закон-ва, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля; 13)осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Законом и иными законод. актами РБ.

Сов.Мин. РБ: 1)устанавливает порядок и нормы пересылки физ. лицами в РБ и за ее пределы вал.х ценностей;

2) принимает НПА, содержащие нормы валютного закон-ва, в случаях, предусмотренных законод. актами; 3)осуществляет другие полномочия, установленные настоящим Законом, иными законами РБ и актами Президента РБ.

Валютный контроль – деятельность органов валютного контроля направлена на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного закон-ва РБ.

Принципы валютного контроля: 1) Определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству; 2) Обеспечение контроля за перемещением иностранной валюты и иных валютных и ценностей через таможенную границу РБ; 3) Предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем, финансирования террористической и иной экстремистской деятельности; 4) Проверку полноты и достоверности учета и ответственности по валютным операциям; 5) Анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Основными направлениями валютного контроля являются: 1)определение соответствия проводимых валютных операций валютному законод-ву; 2)обеспечение контроля за перемещением иностр. валюты и иных валютных ценностей через тамож. границу Таможенного союза; 3)предотвращение легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения, финансирования иной экстремистской деятельности; 4)проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;5)анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям.

Органами валютного контроля в РБ являются Совет Министров РБ, Национальный банк, Комитет гос. контроля РБ, Государственный таможенный комитет РБ, если иное не определено Президентом РБ.

СовМин РБ опред. компетенцию республ. органов гос. управления и иных гос. организаций, подчиненных Правительству РБ, областных (Минского городского) испол. комитетов по вопросам осущ. ими функций агентов вал. контроля, выполн. др.функции, предусм. Зак-вом

Нац. банк осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-фин. организациями, ООО "Банк развития РБ" валютных операций, выполняет др. функции, предусм. закон-вом.

Комитет гос. контроля формирует на основании информации, получ. от иных органов вал. контроля, а также агентов вал. контроля, базу данных по вопросам вал. контроля, в пределах своей компетенции осущ. контроль за выполн. органами вал. контроля и агентами вал. контроля своих функций, осущ. др функции, предусмотренные зак-вом.


Гос. тамож. комитет осущ. организацию вал. контроля за перемещением резидентами и нерез. через тамож. границу Тамож. союза вал. ценностей,а также др.функции,предусм. закон-вом

83. Валютные операции и их виды.

Валютные операции – это вид деят-и предприятий, банковских и финансово-кредитных учреждений, юр. и физ. лиц по купле-продаже, расчетам и предоставлению ссуды иностранной валюты.

Согласно ст. 4 Закона РБ 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» валютными операциями являются: 1) сделки, предусматривающие использование иностр. валюты, ценных бумаг в иностр. валюте, платежных документов в иностр. валюте; 2) сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование бел. руб., ценных бумаг в бел. руб., платежных документов в бел. руб.; 3)сделки между нерезидентами, предусматривающие использование бел. руб., ценных бумаг в бел. руб., платежных документов в белор. рублях, совершаемые на территории РБ; 4)ввоз и пересылка в РБ, а также вывоз и пересылка из РБ валютных ценностей; 5)банковские переводы в иностр. валюте, не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, указанным в абзаце втором настоящей части; 6)банковские переводы между резидентами и нерезидентами в бел. руб., не связанные с осуществлением расчетов по сделкам, указанным в пункте 2; 7)международные банковские переводы в бел. руб. между резидентами или нерезидентами; 8)операции нерезидентов с белор. рублями по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финан. организациях РБ, не влекущие перехода права собствен. на эти бел. руб.; 9)операции с иностр. валютой по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финан. организ. РБ, банках и иных кредитных организациях за пределами РБ, не влекущие перехода права собственности на эту иностр. валюту.

Валютные операции, проводимые между резидентами и нерезидентами, подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Согласно ст. 5 Закона РБ «О вал. регулир. и вал. контроле» текущими вал. операциями являются вал. операции, проводимые между резидентами и нерезидентами и предусматривающие: 1)осущ. расчетов по сделкам, предусматривающим экспорт и (или) импорт товаров (за искл. ден средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деят-и, работ, услуг;
2)осуществление расчетов по сделкам, предусматр. передачу и(или) получение имущ. в аренду (лизинг); 3)перевод и получение дивидендов и ин. доходов по инвестициям; 4)операции неторгового характера.

Согласно ст. 6 Закона РБ «О вал. регулировании и вал. контроле» к операциям неторгового характера относятся:

1)перевод и получение денежных средств для выплаты заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, алиментов, гос. пособий, доплат и компенсаций, а также денежных средств по возмещению вреда; 2)переводы денежных средств для оплаты командировочных расходов работников за пределами РБ; 3)перевод и получение ден. средств, входящих в состав наследства, и денежных средств, полученных от реализации наследственного имущества; 4)перевод и получение ден. средств, связанные со смертью граждан, включая пособия и материальную помощь на погребение, транспортные и иные расходы;