Файл: 1. Понятие хозяйственного права и его место в системе права. Наука хозяйственного права. Основные этапы становления.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методы хозяйственного права – это соответствующие характеру хозяйственных отношений способы и приемы воздействия на участников отношений.
Метод хозяйственного права складывается из установленных правовыми нормами прав и обязанностей участников регулируемых отношений и применения к ним мер государственного принуждения при несоблюдении ими правовых норм.
Для хоз. права характерен комплексный метод правового регулирования.
Горизонтальные отношения регулируются при помощи приемов и способов, основанных на юридическом равенстве участников правоотношения (диспозитивный метод). Диспозитивное воздействие производится посредством определения лишь пределов поведения участников отношений и предоставления им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.
Регулирование вертикальных отношений, характеризующихся наличием элементов властвования, когда одна сторона отношений является носителем власти, а другая обязана выполнять ее предписания, осуществляется на основе применения императивного способа регулирования. Императивное воздействие осуществляется посредством издания обязательных к исполнению предписаний и запретов.
Предпринимательская деятельность может осуществляться в следующих формах:
-
без образования юридического лица – индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц; -
с образованием юридического лица – предпринимательская деятельность в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РБ.
5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности.
Источниками правового регулирования предпринимательской деятельности являются нормативные правовые акты, в том числе локальные нормативные правовые акты, а также обычаи и судебная практика.
Отличительными признаками источников права являются:
-
документальная форма закрепления. Нормы хозяйственного права содержатся в соответствующих нормативных правовых актах. -
особая форма документа, предусмотренная законом или не противоречащая ему. Например, Президент РБ уполномочен принимать декреты, указы и распоряжения. -
соответствие органа или должностного лица в принятии правового акта действующему законодательству. Например, если городской исполнительный и распорядительный орган примет Декрет, он тем самым превысит свои полномочия. -
наличие в нормативном акте правовых норм.
Источниками правового регулирования предпринимательской деятельности в РБ являются:
-
Конституция РБ, -
кодексы РБ, -
законы РБ, -
Указы, декреты, распоряжения Президента РБ, -
постановления Правительства РБ, -
акты Конституционного суда РБ, Верховного суда РБ, Высшего Хозяйственного Суда РБ, Национального Банка РБ, -
акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления в пределах, предусмотренных законодательством и т.д.
Наиболее важными источниками являются Гражданский кодекс РБ, Гражданский процессуальный кодекс РБ, Хозяйственный процессуальный кодекс РБ, Банковский кодекс и т.д.
6. Формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это деятельность специально уполномоченных органов государственного управления и их должностных лиц по упорядочению правового регулирования предпринимательских отношений, основанная на принципе законности, гласности и демократизма.
В юридической литературе выделяют следующие традиционные формы государственного регулирования предпринимательской деятельности:
-
прогнозирование, -
планирование, -
денежная политика, -
антимонопольное регулирование и обеспечение свободы конкуренции.
В юридической литературе выделяют следующие традиционные способы государственного регулирования предпринимательской деятельности:
-
экономические (налоговая политика и т.п.); -
административные (лицензирование и т.п.).
7. Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности.
В Указе № 510 от 16.10.09 закреплены следующие принципы контрольной (надзорной) деятельности:
презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;
законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;
открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем обязательного размещения их текстов на сайтах государственных органов и иных организаций;
равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;
открытости информации о включении проверяемых субъектов в план выборочных проверок на предстоящий период;
ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора);
предуÐ
Гражданско-правовая отв. – ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью.
Административная отв. – ответственность за совершение администрат. правонарушений при осущ. предприним. деятельности.
Организационно-правовая отв. – это особая форма ответственности, выражающаяся в принудительной реорганизации или ликвидации субъекта хозяйствования за совершение опред. нарушений зак-ва.
13. Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности.
К субъектам (участникам) ХД относятся граждане и ЮЛ, осуществляющие хоз. дея-ть, зарегистрированные в установ. законом порядке, и выступающие в хоз. обороте с целью получения прибыли, а также РБ и её административно-территориальные единицы (их хозяйственную компетенцию составляет хозяйственно-организаторская деят-ть как собственников, а также реализация и защита публичных интересов).
Для субъектов хозяйствования характерно наличие следующих признаков:
1)регистрация в качестве субъекта хозяйствования
2)наличие соответствующей хозяйственной компетенции;
3)наличие обособленного имущества;
4)самостоятельная имущественная ответственность.
Классификация субъектов хозяйствования,как и юридических лиц, осуществляется по различным основаниям. Так, классификация осуществляется в зависимости от:
– характера компетенции. Здесь проводится разграничение по признаку наличия или отсутствия руководства. Компонент руководства отсутствует у индивидуального предпринимателя, а в случае создания коммерческой организации руководство осуществляется единолично или коллегиально; государственное образование – в компетенции преобладает хозяйственно-организующая деятельность;
– формы собственности. Предпринимательская деятельность может осуществляться на основе любой формы собственности – государственной или частной;
– правового статуса. Предпринимательская деятельность граждан может принимать форму юридического лица либо форму предпринимательства без образования юридического лица;
– цели деятельности. Основной целью в деятельности субъектов хозяйствования является коммерческая деятельность, но и предпринимательскую деятельность могут осуществлять некоммерческие организации для поддержания своей основной цели деятельности;
– права на имущество. Имущество может принадлежать организации на праве собственности либо находится у организации в пользовании (предприниматели – собственники, предприниматели – не собственники);
– распределения имущества (по вкладам или неделимое);
– организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, объединения и др.).
14. Государственная регистрация субъектов хозяйственной деятельности.
Регистрация суб. хоз. – совокупность юр. значимых действий, совершаемых госорганом с целью удостоверения факта создания, реорганизации и ликвидации суб. хоз.
Регистрация производится администрациями свободных экономических зон, облисполкомами, горисполкомами. По общему правилу регистрация производится по месту жительства.
До подачи в рег. орган для гос. рег. документов собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны: согласовать с рег. органом наименование коммерческой, некоммерческой организации; определить предполагаемое местонахождение коммерческой, некоммерческой организации; принять решение о создании коммерческой, некоммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).
При подаче заявления граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы юр. или физ. лица.
Для рег. юр. лиц представляют: 1. заявление установленной Министерством юстиции формы; 2. устав (учредительный договор) в двух экземплярах; 3. копия документа, удостоверяющего личность; 4. оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату гос. пошлины.
В день подачи документов, представленных для гос. регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа: - ставит на уставе штамп, свидетельствующий о проведении гос. регистрации, - выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, - вносит в Единый гос. регистр юр. лиц и ИП запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования; - представляет в Мин. юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый гос. регистр юр. лиц и ИП.