Файл: 1. Понятие хозяйственного права и его место в системе права. Наука хозяйственного права. Основные этапы становления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы хозяйственного права – это соответствующие характеру хозяйственных отношений способы и приемы воздействия на участников отношений.

Метод хозяйственного права складывается из установленных правовыми нормами прав и обязанностей участников регулируемых отношений и применения к ним мер государственного принуждения при несоблюдении ими правовых норм.

Для хоз. права характерен комплексный метод правового регулирования.

Горизонтальные отношения регулируются при помощи приемов и способов, основанных на юридическом равенстве участников правоотношения (диспозитивный метод). Диспозитивное воздействие производится посредством определения лишь пределов поведения участников отношений и предоставления им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

Регулирование вертикальных отношений, характеризующихся наличием элементов властвования, когда одна сторона отношений является носителем власти, а другая обязана выполнять ее предписания, осуществляется на основе применения императивного способа регулирования. Императивное воздействие осуществляется посредством издания обязательных к исполнению предписаний и запретов.

Предпринимательская деятельность может осуществляться в следующих формах:

  1. без образования юридического лица – индивидуальная предпринимательская деятельность физических лиц;

  2. с образованием юридического лица – предпринимательская деятельность в организационно-правовых формах, предусмотренных ГК РБ.


5. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности.

Источниками правового регулирования предпринимательской деятельности являются нормативные правовые акты, в том числе локальные нормативные правовые акты, а также обычаи и судебная практика.

Отличительными признаками источников права являются:

  1. документальная форма закрепления. Нормы хозяйственного права содержатся в соответствующих нормативных правовых актах.

  2. особая форма документа, предусмотренная законом или не противоречащая ему. Например, Президент РБ уполномочен принимать декреты, указы и распоряжения.

  3. соответствие органа или должностного лица в принятии правового акта действующему законодательству. Например, если городской исполнительный и распорядительный орган примет Декрет, он тем самым превысит свои полномочия.

  4. наличие в нормативном акте правовых норм.


Источниками правового регулирования предпринимательской деятельности в РБ являются:

  • Конституция РБ,

  • кодексы РБ,

  • законы РБ,

  • Указы, декреты, распоряжения Президента РБ,

  • постановления Правительства РБ,

  • акты Конституционного суда РБ, Верховного суда РБ, Высшего Хозяйственного Суда РБ, Национального Банка РБ,

  • акты министерств и иных республиканских органов государственного управления, местных органов управления в пределах, предусмотренных законодательством и т.д.

Наиболее важными источниками являются Гражданский кодекс РБ, Гражданский процессуальный кодекс РБ, Хозяйственный процессуальный кодекс РБ, Банковский кодекс и т.д.
6. Формы и способы государственного регулирования предпринимательской деятельности.


Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это деятельность специально уполномоченных органов государственного управления и их должностных лиц по упорядочению правового регулирования предпринимательских отношений, основанная на принципе законности, гласности и демократизма.

В юридической литературе выделяют следующие традиционные формы государственного регулирования предпринимательской деятельности:

  1. прогнозирование,

  2. планирование,

  3. денежная политика,

  4. антимонопольное регулирование и обеспечение свободы конкуренции.

В юридической литературе выделяют следующие традиционные способы государственного регулирования предпринимательской деятельности:

  1. экономические (налоговая политика и т.п.);

  2. административные (лицензирование и т.п.).


7. Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности.

В Указе № 510 от 16.10.09 закреплены следующие принципы контрольной (надзорной) деятельности:

презумпции добросовестности и невиновности проверяемого субъекта;

законности при назначении, проведении, оформлении результатов проверки, вынесении решений и рассмотрении жалоб на решения контролирующих (надзорных) органов, требования (предписания) об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих;

открытости и доступности нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора), постоянной возможности ознакомления с этими актами, в том числе путем обязательного размещения их текстов на сайтах государственных органов и иных организаций;

равенства прав и законных интересов всех проверяемых субъектов;

открытости информации о включении проверяемых субъектов в план выборочных проверок на предстоящий период;

ответственности контролирующих (надзорных) органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении контроля (надзора);

предуÐ

Гражданско-правовая отв. – ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью.

Административная отв. – ответственность за совершение администрат. правонарушений при осущ. предприним. деятельности.

Организационно-правовая отв. – это особая форма ответственности, выражающаяся в принудительной реорганизации или ликвидации субъекта хозяйствования за совершение опред. нарушений зак-ва.

13. Понятие и виды субъектов хозяйственной деятельности.

К субъектам (участникам) ХД относятся граждане и ЮЛ, осуществляющие хоз. дея-ть, зарегистрированные в установ. законом порядке, и выступающие в хоз. обороте с целью получения прибыли, а также РБ и её административно-территориальные единицы (их хозяйственную компетенцию составляет хозяйственно-организаторская деят-ть как собственников, а также реализация и защита публичных интересов).

Для субъектов хозяйствования характерно наличие следую­щих признаков:

1)регистрация в качестве субъекта хозяйствования

2)наличие соответствующей хозяй­ственной компетенции;

3)наличие обособленного имущества;

4)самостоятельная имущественная ответственность.

Классификация субъектов хозяйствования,как и юриди­ческих лиц, осуществляется по различным основаниям. Так, классификация осуществляется в зависимости от:

– характера компетенции. Здесь проводится разграни­чение по признаку наличия или отсутствия руководства. Компонент руководства отсутствует у индивидуального предпринимателя, а в случае создания коммерческой орга­низации руководство осуществляется единолично или кол­легиально; государственное образование – в компетенции преобладает хозяйственно-организующая деятельность;

– формы собственности. Предпринимательская деятель­ность может осуществляться на основе любой формы собст­венности – государственной или частной;

– правового статуса. Предпринимательская деятельность граждан может принимать форму юридического лица либо форму предпринимательства без образования юридического лица;


– цели деятельности. Основной целью в деятельности субъектов хозяйствования является коммерческая деятель­ность, но и предпринимательскую деятельность могут осу­ществлять некоммерческие организации для поддержания своей основной цели деятельности;

– права на имущество. Имущество может принадлежать организации на праве собственности либо находится у орга­низации в пользовании (предприниматели – собственники, предприниматели – не собственники);

– распределения имущества (по вкладам или неделимое);

– организационно-правовой формы (хозяйственные товари­щества и общества, производственные кооперативы, уни­тарные предприятия, объединения и др.).

14. Государственная регистрация субъектов хозяйственной деятельности.

Регистрация суб. хоз. – совокупность юр. значимых действий, совершаемых госорганом с целью удостоверения факта создания, реорганизации и ликвидации суб. хоз.

Регистрация производится администрациями свободных экономических зон, облисполкомами, горисполкомами.  По общему правилу регистрация производится по месту жительства.

До подачи в рег. орган для гос. рег. документов собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны: согласовать с рег. органом наименование коммерческой, некоммерческой организации; определить предполагаемое местонахождение коммерческой, некоммерческой организации; принять решение о создании коммерческой, некоммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).

При подаче заявления граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы юр. или физ. лица.

Для рег. юр. лиц представляют: 1. заявление установленной Министерством юстиции формы; 2. устав (учредительный договор) в двух экземплярах; 3. копия документа, удостоверяющего личность; 4. оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату гос. пошлины.

В день подачи документов, представленных для гос. регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа: - ставит на уставе штамп, свидетельствующий о проведении гос. регистрации, - выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, - вносит в Единый гос. регистр юр. лиц и ИП запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования; - представляет в Мин. юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый гос. регистр юр. лиц и ИП.