Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 330

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Возраст: 11—15 лет.

Форма выполнения задания: работа учащихся в тренин-говой группе под руководством тренера-психолога.

Примеры упражнений и ролевых игр, используемых в рамках тренинга1


  1. Упражнение «Дополни предложение». Выбирают ведуще­го. Он произносит короткое предложение. Игроки по очере­ди дополняют его одним-двумя словами, чтобы можно было поставить точку. Например, ведущий говорит: «Я хожу», сле­дующий игрок добавляет: «Я хожу в школу», третий игрок: «Я хожу в школу пешком», четвёртый игрок: «Я хожу в школу пешком каждый день» и т. д. Игра ведётся до тех пор, пока игроки могут дополнять предложение. Выигрывает тот, кто последним сказал законченное предложение. Следующий игрок предлагает новую фразу.

  2. Упражнение «Угадай, кто это» (1-я часть). Каждый из участников записывает на листе бумаги свою подробную психологическую характеристику, не указывая в ней внешние признаки (одежда, цвет волос, глаз). В характеристике должно быть не менее десяти черт характера. Все характеристики сда­ются ведущему до следующего занятия.




  1. Упражнение «Список качеств, необходимых для об­щения». Проводится дискуссия с целью выяснения коллек­тивного мнения о качествах личности, важных для общения. Составляется сводный список качеств. Затем каждый участ­ник заполняет свой листок, оценивая, насколько у него про­являются эти качества (оценивая их от 0 до 5 баллов). После того как все оценили себя, листки сдаются ведущему до сле­дующего занятия.

  2. Игра «Телефон доверия». Учащимся предварительно рассказывают о службе «Телефон доверия», называют номер телефона. Затем предлагают подумать, о чём бы каждый хо­тел спросить дежурного специалиста. Ответом может быть коллективное обсуждение заданного вопроса или чьё-то пер­сональное высказывание (если задающий вопрос желает услышать мнение конкретного человека).

Упражнение «Угадай, кто это» (2-я часть). Зачиты­ваются характеристики, написанные на предыдущем занятии. Все угадывают, чьи они. Обсуждают, насколько они объек
тивны и подходят авторам. Затем характеристики дополняют­ся чертами характера, которые отметили в подростке его од­ноклассники. Акцент ставится на положительных чертах. После проделанной работы учащиеся получают листки с са­мооценками качеств, необходимых для общения, которые они заполняли на прошлом занятии, и оценивают выделенные качества вторично (см. 1-ю часть). Листки сдаются ведущему.

6. Игра «Разговор через стекло». Двое желающих только с помощью жестов пытаются о чём-то договориться. Тема со­общается одному из них, а он должен передать эту информа­
цию партнёру как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. (Темы записаны на карточках, которые находятся в конвертах.)

Примерные темы: «Ты зовёшь приятеля на рыбалку», «Ты сообщаешь другу о том, что завтра в школе контрольная работа по математике и ему надо подготовиться», «Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть», «Ты хочешь узнать, который сейчас час» и т. д.

7. Упражнение «Сильные стороны». Каждый учащийся должен рассказать о своих сильных сторонах, о том, что он лю­бит, ценит, принимает в себе, что даёт ему чувство внутренней уверенности в себе. Можно говорить в течение двух минут (ве­дущий следит по секундомеру), во время рассказа надо держать в руке мячик и лишь по прошествии отведённого времени (даже если в это время молчал) передать его следующему участ­нику. После того как все высказались, начинается обсуждение того, как можно использовать в жизни свои сильные стороны.

8. Упражнение «Хвалить или ругать?». Упражнение удобно выполнять стоя, образовав небольшой круг (если участников больше 10, то два круга).

Первая часть: участники перебрасываются лёгким мя­чом или воздушным шаром. Тот, кто поймает мяч, должен назвать слово, означающее какое-либо отрицательное качество человека (как бы ругая, критикуя его). Каждый следующий должен повторить то, что было сказано до него, и предло­жить что-то своё. Далее участникам предлагают без слов, с помощью мимики и жестов выразить то, что они испытыва­ли бы, если бы всё сказанное относилось к ним. Затем все по кругу называют свои переживания.

Вторая часть: перебрасываясь мячом, участники гово­рят слова, означающие положительные качества человека (как бы хваля его). Правила те же: каждый повторяет всё, что бы­ло сказано до него, и предлагает своё слово. После чего позой

и жестами, а затем словами выражаются и называются пере­живания, вызываемые похвалой.

В обсуждении подчеркивается влияние других людей на то, чувствуем ли мы себя уверенно или неуверенно.

9. Игра «Ситуации». Учащимся предлагается проиграть каждую ситуацию, используя различные формы поведения:
1) тебя вызывают к доске, а ты плохо выучил урок; 2) тебя не принимают в компанию, а ты пытаешься подружиться с этими ребятами; 3) тебя зовут в кино, а ты не хочешь идти.

10. Упражнение «Я не такой, как все, и все мы раз­ные». Подросткам предлагается в течение 5 минут с помощью текста и рисунка цветными карандашами выразить чувство
радости. Рисунок может быть пейзажем, портретом, сюжетом, натюрмортом. Чувство радости можно выразить линией, пят­ном, цветом, чем угодно.

После выполнения задания (которое не подписывается) все рисунки и описания кладутся в «волшебный ящик», в ко­тором желательно иметь примерно такое же количество ри­сунков и описаний ребят из другого класса. Все они переме­шиваются. Ведущий достаёт большую пачку листков, которые школьники рассматривают, передавая друг другу, и просит ребят обратить внимание на различия в понимании и пред­ставлении о чувстве радости. Далее школьники обсуждают рисунки и делают вывод о том, что люди по-разному пони­мают одни и те же вещи.

Затем ведущий вновь складывает листки в «волшебный ящик», перемешивает их, снова вытаскивает и предлагает каждому найти свой рисунок. После этого идёт обсуждение. Ребята делают вывод о том, что каждый человек особенный, неповторимый, поэтому он незаменим, и это важное основа­ние для того, чтобы он ощущал свою ценность.

  1. Упражнение «Пирог с начинкой». Тема — просьба, умение её высказать, выполнить или отказать в её выполне­нии. Умение отвечать отказом на просьбу. Просьба чем-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинако­вой, а содержание — разным. Участникам предлагают нари­совать или описать разные пироги-просьбы, их форму, цвет, вкус. Проводится краткое обсуждение, выявляющее, какие ассоциации, приятные или неприятные, вызывает просьба. Анализируется, с чем это связано. Подчёркивается значи­мость умения правильно высказать просьбу и реагировать на неё в случае согласия и отказа.

  2. Упражнение «Детские обиды». Учащимся предлагает­ся вспомнить случаи из детства, когда они чувствовали силь­ную обиду. Свои переживания им надо изобразить на бумаге в виде сюжетного рисунка, штрихов, линий, цветовых пятен,


фона (в любой манере — реалистической или абстрактной) или описать их словами.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Как ты сейчас относишься к этой обиде? (Нарисуй или опиши.)

  2. Что такое обида?

  3. Как долго сохраняются у тебя обиды?

  4. Какие обиды, по твоему мнению, справедливые, а ка­кие несправедливые?

Желающие рассказывают о том, что они вспомнили, и показывают рисунки, сравнивая «тогда» и «сейчас».

  1. Упражнение «Закончи предложение «Я обижаюсь, когда...». Желающие зачитывают свои окончания этого предло­жения, а ведущий спрашивает, у кого ещё подобные ситуации вызывают обиду. Подчёркивается, что названные ситуации обидны для большинства людей и об этом надо помнить, ког­да ты обижаешь других.

  2. Упражнение «Копилка обид». Школьникам предлага­ется нарисовать «Копилку обид» и поместить в неё описания своих обид, которые они пережили раньше. На выполнение задания даётся 8—10 минут. После этого учащиеся обсуждают, что делать с копилкой. Ведущий говорит о бесплодности на­копления обид, о жалости к самому себе как одной из самых плохих привычек. Все решают разорвать копилку вместе с со­держимым. После этого обрывки складывают в какую-нибудь коробку и торжественно выбрасывают. Далее обсуждается, что делать с новыми обидами. Подчёркивается, что умение выра­зить обиду, досаду важно для самого себя, но не является ре­шением проблемы, равно как и реванш, месть и т. п. Под­держиваются предложения типа: записывать обиду, а потом рвать записку, мысленно отправлять обиду в небо (или пускать по ветру, воде), следя, как по мере удаления она проходит.


Групповые игры во внеурочной деятельности

школьников как контекст для формирования

коммуникативных универсальных

учебных действий

Задание «Групповые игры»

Цель: расширение и обогащение позитивного опыта со­вместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обо гащение поведенческого репертуара учащихся за счёт соци­ально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстни­ка, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способ­
ности к эмпатии.

Возраст: 11—15 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся.

В играх принимают участие школьники 5—9 классов. Осо­бенно рекомендуются игры детям, испытывающим такие трудности в общении, как несформированность коммуника­тивных умений и навыков, неумение согласовывать свои действия с партнёрами (сверстниками), неразвитость или от­сутствие адекватных способов разрешения конфликтных си­туаций, замкнутость, низкий социометрический статус, нару­шения поведения (агрессивность, трудности произвольной ре­гуляции поведения), трудности формирования Я-концепции, неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неуверенность в себе, трудности эмоцио­нального развития (неспособность к эмпатии, неадекватная или неполная ориентировка ребёнка в своих эмоциональных состояниях и чувствах другого человека).

Правила проведения игр

Игры проводятся учителем. В этой ситуации учитель выступает не в своей привычной роли, а в роли инструктора, который руко­водит игровым процессом и организует его. В этом качестве он мо­жет предоставлять участникам новую информацию, задавать во­просы и направлять игру, а также выполнять следующие правила:

  • брать на себя роль судьи;

  • выступать в роли эксперта, иначе участникам нелегко будет высказывать собственное мнение;

  • не навязывать участникам свои ценности и идеи;

  • поощрять членов группы отвечать на вопросы, обращаясь непосредственно друг к другу;

  • помогать участникам выражать свои мысли и мнения;

  • способствовать повышению авторитета каждого участника в глазах остальных, укреплять в каждом участнике чувство увереннос­ти в себе и понимание своей значимости для работы всей группы;

  • обращать внимание на процесс общения участников игры (помните, что язык жестов, мимики, телодвижения играют в общении самую важную роль. Если принимать во внимание все возможные способы общения, то можно получить наиболее пол­ное представление о группе);

выбирая ту или иную игру, определять цели, которые учитель ставит перед собой и участниками;