Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 331

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Не спорьте ради спора! Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выясне­ние отношений.

  2. В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пы­тайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо дока­зать. Иногда это люди, считающие себя лучше всех. Люди, слы­шащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гиб­кость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чём-либо.

Инструкция: ребята знакомятся с основными правилами ведения дискуссии. После этого им предлагается потрениро­ваться в их применении. Они должны разбиться на группы

по 10—12 человек. Каждая группа делится пополам — сторон­ники одной точки зрения и их уважаемые оппоненты. Выби­рается тема для обсуждения. В ходе обсуждения участники должны прийти к какому-либо решению. Следует обязатель­но применять правила ведения дискуссии!

Темы для дискуссии: «Где лучше жить: у нас или за границей?», «Правильно ли воспитывают нас наши родители и как мы будем воспитывать наших детей?», «Когда жизнь была лучше: раньше (на выбор: в дореволюционной России, в эпоху социализма и т. д.) или сейчас?», «Хорошему или плохому учит нас наше телевидение?», «Чем мы похожи и непохожи на героев пьесы А. С. Грибоедова?».
Формирование действий по организации и

осуществлению сотрудничества в ходе

учебной деятельности на уроках

Задание «Совместное рисование»

Цель: формирование коммуникативных действий по со­гласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Возраст: 10—15 лет.

Учебные дисциплины: литература, история, физика, био­логия, география и др.

Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3—4 человека.

Материал: листы бумаги для рисования и наборы каран­дашей (фломастеров).

Описание задания: учащимся, сидящим парами, предла­гается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению или теме.


Инструкция: учащиеся знакомятся с ... (название произ­ведения или изучаемой темы). Затем им предлагают предста­вить себя в роли художников, работающих над учебником для школьников, где рассказывается об этом произведении (или теме). Ребята должны придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию.

Критерии оценивания:

• продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла — создание осмысленного общего рисунка (его художественные качества не имеют принципиального значения);

  • умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предло­жения и т. д.;

  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют;

  • взаимопомощь по ходу рисования;

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и инте­ресом), нейтральное (учащиеся взаимодействуют друг с дру­гом в силу необходимости) или отрицательное (партнёры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

низкий уровень — рисунок не имеет общего замысла, рас­падается на две самостоятельные части, сделанные каждым членом пары; учащиеся не пытаются договориться друг с дру­гом или не могут прийти к общему согласию, настаивают каждый на своём;

средний уровень — рисунок имеет как черты общего замысла, так и автономные или противоречащие друг другу элементы; координация усилий между детьми частичная, не все спорные моменты преодолены;

высокий уровень — рисунок представляет собой целост­ное изображение; дети активно обсуждают возможные вари­анты иллюстрирования произведения, приходят к согласию относительно общего замысла, координируют усилия в про­цессе совместного рисования, следят за реализацией приня­того замысла.

После завершения задания проводится обсуждение на те­му «Как создавался рисунок?». Речь идёт о процессах, сопро­

вождающих совместную работу.

Примерные вопросы для обсуждения:

  1. Довольны ли вы результатом?

  2. Кто и как именно проявлял активность при рисовании, кто предлагал идеи?

  3. Были ли альтернативные предложения? Почему их при­няли или отвергли?

  4. Довольны ли сотрудничеством друг с другом?

  5. Легко ли было договариваться друг с другом?


Формирование коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания деятельности

Задание «Компьютерная презентация»

Цель: формирование коммуникативных действий, направ­ленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (математика, физика и др.).

Форма выполнения задания: работа в двух группах.

Материал: переносной компьютер с проектором для демонстрации, программа Мюгозой Ро\уег Рот!.

Описание задания: каждой подгруппе учащихся предлага­ется создать компьютерную презентацию по определённой теме — предложенной учителем или выбранной детьми. Сна­чала в процессе общего обсуждения подгруппа создаёт план и последовательность слайдов, а затем, работая парами, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Получен­ные презентации демонстрируются другой подгруппе, которая оценивает понятность и полноту представления темы.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности;

  • способность строить понятные высказывания, учитыва­ющие, что знают, а что не знают адресаты;

  • способы взаимного контроля по ходу выполнения дея­тельности и взаимопомощи;

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), ней­тральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходи­мости), негативное.


Формирование коммуникативных

универсальных учебных действий

на факультативных занятиях по психологии

Ориентировочная программа (тематический план) занятий по психологии общения в рамках факультативных занятий по
психологии для младших подростков (6—7 классы). Занятия проводятся один раз в неделю (2 школьных урока подряд) с группой по 9—12 человек в кабинете психолога или в поме­щении, где есть возможность свободно двигаться (Н. П. Сло-бодяник, 2006). Четыре этапа соответствуют четырём четвер­тям учебного года.

Цель: обучение навыкам позитивного общения, развитие самопознания и рефлексии; формирование навыков разреше­ния конфликтов и проблем общения; освоение навыков куль­туры поведения.

Возраст: 11—12 лет.

Форма выполнения задания: групповая работа учащихся с психологом.


Тематический план I четверть. Самопознание

  1. Общение в жизни человека.

  2. Зачем нужно знать себя?

  3. Я глазами других.

  4. Самооценка.

  5. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.

  6. Ярмарка достоинств.

  7. Ищу друга.

II четверть. Позитивное общение

  1. Почему люди ссорятся?

  2. Барьеры общения.




  1. Предотвращение конфликтов.

  2. Учимся слушать друг друга.

  3. Уверенное и неуверенное поведение.

  4. Нужна ли агрессия?

III четверть. Проблемы общения

  1. Пойми меня.

  2. Мои проблемы.

  3. Обиды.

  4. Критика.

  5. Комплименты или лесть?

  6. Груз привычек.

  7. Азбука перемен.

  8. Вежливость.

IV четверть. Культура поведения

  1. Зачем нужен этикет?

  2. Приветствия.

  3. Умение вести беседу.

  4. Телефонный разговор.

  5. В театре.

  1. Принимаем гостей.

  2. Чаепитие (подведение итогов).

Формирование коммуникативных

универсальных учебных действий

в ходе тренингов

Цель: тренинги коммуникативных навыков позволяют ста­вить комплексные цели, например:

  • вырабатывать у подростков положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение прино­сило радость;

  • развивать навыки взаимодействия в группе;

  • развивать как вербальные, так и невербальные навыки общения;

  • развивать навыки восприятия и понимания различных людей;

  • развивать навыки самопознания;

  • преодолевать эгоцентризм;

  • учиться познавать себя через восприятие другого;

  • формировать эмпатическое отношение к другим людям;

  • получить представление о «неверных средствах обще­ния»;

  • развивать положительную самооценку;

  • корректировать самооценку и уровень притязаний в направлении их большей адекватности;

  • совершенствовать рефлексивные способности;

  • формировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве;

  • знакомиться с понятием «конфликт»;

  • определять особенности поведения в конфликтной си­туации;

  • обучаться способам выхода из конфликтной ситуации;

  • отрабатывать ситуации предотвращения конфликтов;

  • закреплять навыки поведения в конфликтной ситуации;

  • снижать уровень конфликтности подростков;

  • преодолевать повышенную тревожность и страхи.