Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 331
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Не спорьте ради спора! Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений. -
В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Зачастую подобная гибкость оценок и суждений утрачивается с возрастом. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чём-либо.
Инструкция: ребята знакомятся с основными правилами ведения дискуссии. После этого им предлагается потренироваться в их применении. Они должны разбиться на группы
по 10—12 человек. Каждая группа делится пополам — сторонники одной точки зрения и их уважаемые оппоненты. Выбирается тема для обсуждения. В ходе обсуждения участники должны прийти к какому-либо решению. Следует обязательно применять правила ведения дискуссии!
Темы для дискуссии: «Где лучше жить: у нас или за границей?», «Правильно ли воспитывают нас наши родители и как мы будем воспитывать наших детей?», «Когда жизнь была лучше: раньше (на выбор: в дореволюционной России, в эпоху социализма и т. д.) или сейчас?», «Хорошему или плохому учит нас наше телевидение?», «Чем мы похожи и непохожи на героев пьесы А. С. Грибоедова?».
Формирование действий по организации и
осуществлению сотрудничества в ходе
учебной деятельности на уроках
Задание «Совместное рисование»
Цель: формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Возраст: 10—15 лет.
Учебные дисциплины: литература, история, физика, биология, география и др.
Форма выполнения задания: работа в парах или в группах по 3—4 человека.
Материал: листы бумаги для рисования и наборы карандашей (фломастеров).
Описание задания: учащимся, сидящим парами, предлагается придумать и создать общими усилиями иллюстрацию к изучаемому литературному произведению или теме.
Инструкция: учащиеся знакомятся с ... (название произведения или изучаемой темы). Затем им предлагают представить себя в роли художников, работающих над учебником для школьников, где рассказывается об этом произведении (или теме). Ребята должны придумать, какую иллюстрацию лучше поместить в книгу. Идея рисунка должна быть общей, поэтому сначала надо договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию.
Критерии оценивания:
• продуктивность совместной деятельности оценивается по степени реализации замысла — создание осмысленного общего рисунка (его художественные качества не имеют принципиального значения);
-
умение учащихся договариваться, приходить к общему решению, убеждать друг друга, аргументировать свои предложения и т. д.; -
взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от общего замысла, как на них реагируют; -
взаимопомощь по ходу рисования; -
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (оба партнёра работают с удовольствием и интересом), нейтральное (учащиеся взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (партнёры игнорируют друг друга, спорят, ссорятся и др.).
Показатели уровня выполнения задания:
низкий уровень — рисунок не имеет общего замысла, распадается на две самостоятельные части, сделанные каждым членом пары; учащиеся не пытаются договориться друг с другом или не могут прийти к общему согласию, настаивают каждый на своём;
средний уровень — рисунок имеет как черты общего замысла, так и автономные или противоречащие друг другу элементы; координация усилий между детьми частичная, не все спорные моменты преодолены;
высокий уровень — рисунок представляет собой целостное изображение; дети активно обсуждают возможные варианты иллюстрирования произведения, приходят к согласию относительно общего замысла, координируют усилия в процессе совместного рисования, следят за реализацией принятого замысла.
После завершения задания проводится обсуждение на тему «Как создавался рисунок?». Речь идёт о процессах, сопро
вождающих совместную работу.
Примерные вопросы для обсуждения:
-
Довольны ли вы результатом? -
Кто и как именно проявлял активность при рисовании, кто предлагал идеи? -
Были ли альтернативные предложения? Почему их приняли или отвергли? -
Довольны ли сотрудничеством друг с другом? -
Легко ли было договариваться друг с другом?
Формирование коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания деятельности
Задание «Компьютерная презентация»
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (математика, физика и др.).
Форма выполнения задания: работа в двух группах.
Материал: переносной компьютер с проектором для демонстрации, программа Мюгозой Ро\уег Рот!.
Описание задания: каждой подгруппе учащихся предлагается создать компьютерную презентацию по определённой теме — предложенной учителем или выбранной детьми. Сначала в процессе общего обсуждения подгруппа создаёт план и последовательность слайдов, а затем, работая парами, ученики составляют текст и рисунки для отдельных слайдов. Полученные презентации демонстрируются другой подгруппе, которая оценивает понятность и полноту представления темы.
Критерии оценивания:
-
продуктивность совместной деятельности;
-
способность строить понятные высказывания, учитывающие, что знают, а что не знают адресаты; -
способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи; -
эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий
на факультативных занятиях по психологии
Ориентировочная программа (тематический план) занятий по психологии общения в рамках факультативных занятий по
психологии для младших подростков (6—7 классы). Занятия проводятся один раз в неделю (2 школьных урока подряд) с группой по 9—12 человек в кабинете психолога или в помещении, где есть возможность свободно двигаться (Н. П. Сло-бодяник, 2006). Четыре этапа соответствуют четырём четвертям учебного года.
Цель: обучение навыкам позитивного общения, развитие самопознания и рефлексии; формирование навыков разрешения конфликтов и проблем общения; освоение навыков культуры поведения.
Возраст: 11—12 лет.
Форма выполнения задания: групповая работа учащихся с психологом.
Тематический план I четверть. Самопознание
-
Общение в жизни человека. -
Зачем нужно знать себя? -
Я глазами других. -
Самооценка. -
Мои внутренние друзья и мои внутренние враги. -
Ярмарка достоинств. -
Ищу друга.
II четверть. Позитивное общение
-
Почему люди ссорятся? -
Барьеры общения.
-
Предотвращение конфликтов. -
Учимся слушать друг друга. -
Уверенное и неуверенное поведение. -
Нужна ли агрессия?
III четверть. Проблемы общения
-
Пойми меня. -
Мои проблемы. -
Обиды. -
Критика. -
Комплименты или лесть? -
Груз привычек. -
Азбука перемен. -
Вежливость.
IV четверть. Культура поведения
-
Зачем нужен этикет? -
Приветствия. -
Умение вести беседу. -
Телефонный разговор. -
В театре.
-
Принимаем гостей. -
Чаепитие (подведение итогов).
Формирование коммуникативных
универсальных учебных действий
в ходе тренингов
Цель: тренинги коммуникативных навыков позволяют ставить комплексные цели, например:
-
вырабатывать у подростков положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение приносило радость; -
развивать навыки взаимодействия в группе; -
развивать как вербальные, так и невербальные навыки общения; -
развивать навыки восприятия и понимания различных людей; -
развивать навыки самопознания; -
преодолевать эгоцентризм; -
учиться познавать себя через восприятие другого; -
формировать эмпатическое отношение к другим людям; -
получить представление о «неверных средствах общения»; -
развивать положительную самооценку; -
корректировать самооценку и уровень притязаний в направлении их большей адекватности; -
совершенствовать рефлексивные способности; -
формировать чувство уверенности в себе и осознание себя в новом качестве; -
знакомиться с понятием «конфликт»; -
определять особенности поведения в конфликтной ситуации; -
обучаться способам выхода из конфликтной ситуации; -
отрабатывать ситуации предотвращения конфликтов; -
закреплять навыки поведения в конфликтной ситуации; -
снижать уровень конфликтности подростков; -
преодолевать повышенную тревожность и страхи.