Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 321

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария. В соответствии с уровнем исследования возможны теоретические и эмпиричес­кие способы. В теоретическом и эмпирическом исследова­нии планирование, подготовка к проведению исследования, помимо предварительного анализа имеющейся информации, поиска решения проблем, выстраивания стратегии поиска, включают:

  • выделение материала, который будет использован в ис­следовании

  • параметры (показатели) оценки, анализа (количествен­ные и качественные);

  • вопросы, предлагаемые для обсуждения, и пр.

Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:

  • умение наблюдать;

  • умения и навыки проведения экспериментов;

  • умение делать выводы и умозаключения;

  • организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информа­ции и проверки гипотез;

  • использование разных источников информации;

  • обсуждение и оценку полученных результатов и приме­нение их к новым ситуациям.

Умение наблюдать — это вид восприятия, характеризу­ющийся целью, соответствующей познавательной задаче. В научной практике в наблюдении используются различные средства (включающие как программу, параметры наблюде­ния, так и различного рода инструменты, приборы и др.).

Умение и навыки проведения экспериментов — это ме­тод исследования, предполагающий воздействие на объект исследования. Кроме того, при поиске решения проблемы ; могут использоваться умение делать выводы, умозаключения и умение классифицировать.

Умение делать выводы и умозаключения — форма : мышления, посредством которой на основе имеющихся зна­ний (опыта) выводится новое знание. Выделяется три вида умозаключений: индуктивное, дедуктивное и умозаключение по аналогии. Индуктивное умозаключение (от частного к об­щему) широко используется в эмпирических исследованиях. Дедуктивное умозаключение предполагает развитие гипотетико-дедуктивного мышления. Умозаключение по аналогии требует
сформированности умения выделять признаки.

Умение классифицировать — это распределение объек­тов по группам в соответствии с основаниями, принципами деления. Вьщеляются правила классификации, к основным из которых относятся следующие:

  • члены деления должны быть непересекающимися;

  • деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию;

  • деление должно быть соразмерным (объёмы должны совпадать);в основание деления должен быть положен признак, существенный для решения задачи.

Выделяют особый вид классификации — дихотомическое деление (деление на два класса, один из которых строится через отрицание другого: «красные» — «не красные»).

Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятель­ности как конечного продукта, формулирование нового знания включают:

  • умение структурировать материал;

  • обсуждение, объяснение, доказательство, защиту резуль­татов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите (подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих как сам процесс исследования и его средства, так и результаты);

  • оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.

Организация обучения по формированию исследовательс­кой деятельности ведёт к развитию познавательных потреб­ностей и способностей учащихся, приобретению специальных знаний, необходимых для проведения исследования.

Н. Б. Шумакова в работе с одарёнными детьми исходит из того, что метод исследования (или открытия) может быть положен в основу методики творческого обучения, и предпо­лагает создание условий для возникновения вопроса или проблемы, порождающей исследовательскую активность. Осо­бое значение она придаёт самому первому этапу исследова­тельской деятельности (возникновению вопроса и формули­рованию проблемы — это «самый тонкий и творческий ком­понент») и завершающему этапу — доказательству (или обоснованию) найденного решения, использованию разных источников информации для сбора фактов (книги, энцикло­педии, словари, простейшие графики, диаграммы, схемы

ж др.). Н. Б. Шумакова отмечает, что в результате организации исследовательской деятельности дети приобретают наряду с исследовательскими мыслительные умения, такие, как умение анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять кри­терии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев; проверять предположения; дока­зывать; устанавливать последовательность фактов, событий, явлений; выделять причинно-следственные связи; делать умо­заключения; комбинировать; преобразовывать; прогнозиро вагь; придумывать новое; вести диалог и решать проблемы в малых группах.

Достижение перечисленных исследовательских и интел­лектуальных умений может быть обеспечено системой усло­вий, в которые входят следующие:

  1. Создание условий для возникновения вопросов и проб­лем у учащихся (стимулирование творческого звена мысли­тельного процесса).

  2. Рефлексия мыслительного процесса, достижение высо­кого уровня понимания решения.

  3. Обеспечение эмоционального благополучия детей.

  4. Удовлетворение познавательной потребности.

  5. Удовлетворение потребности в межличностном общении.

  6. Развитие способности к самоуправлению своей деятель­ностью — рефлексивной саморегуляции.

  7. Дифференциация и индивидуализация содержания обу­чения.

  8. Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.

Типовые задачи

Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности

Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач»

Цель: формирование умения выдвигать гипотезы (предпо­ложения — что получится в результате) и проверять их.

Возраст: 12—13 лет.

Учебная дисциплина: математика.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания (Н. Я. Виленкин и др. «Математика», учебник для 6 класса, ч. 1, задача № 460): дан квадрат со сто­роной 5x5 клеток, в каждую из которых случайным образом вписаны числа. Требуется найти в таблице последователь­ность чисел.

Инструкция: учащимся предлагается найти в таблице по­следовательно все числа от 1 до 25 (кто быстрее?). Для это­го необходимо:

-

1) сравнить между собой время, затраченное каждым учени­
ком на выполнение задания;

2) описать способы выстраивания последовательности (движение по горизонтали, вертикали, наличие системы при поиске или поиск с опорой на запоминание рядом стоящих
чисел), используемые каждым учеником;

3) найти оптимальную стратегию выстраивания последова­тельности по затрачиваемому времени;

4) проверить эту стратегию на представленных ниже заданиях;

Кто быстрее? Найдите в таблице последовательно все числа от 26 до 50.

24

6

18

2

13

20

15

9

22

5

3

25

12

19

11

10

23

7

1

16

17

4

21

14

8

11

19

3

16

7

23

6

13

9

22

25

20

18

2

15

8

17

4

12

21

14

1

24

10

5

Кто быстрее? Найдите в таблице последовательно все числа от 26 до 50.

42

47

34

29

43

50

28

39

48

35

40

33

36

26

30

49

44

31

38

46

32

37

45

41

27

37

30

47

46

44

42

33

27

36

39

34

48

50

31

43

28

41

38

49

26

45

32

29

40

35


5) сделать вывод о наиболее эффективном способе вы­страивания последовательности чисел по таблице.
Задание «Найти правило»

Цель: формирование умения выделять закономерность в построении серии.

Возраст: 12—13 лет.

Учебные дисциплины: математика.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания (Н. Я. Виленкин и др. «Математика», учебник для 6 класса, ч. 1, задача № 673): учащимся предъ­является круг, в полукругах которого вставлены числа. Тре­буется найти правило размещения чисел в полукругах и вста­вить недостающие числа. Для организации выполнения за­дания предлагается ориентироваться на вопросы и задания, приведённые на карточке:

  1. В каких сегментах нужно сравнивать числа между собой (расположенные рядом, через один или др., в одном полу­круге или разных)? (Ответ: находящиеся в разных полукругах, поскольку нужно определить правило размещения чисел в полукругах.)

  2. Опишите последовательность действий (алгоритм) для выведения правила размещения чисел.

  3. Можно ли сформулировать общее правило для решения такого типа задач?



Задание «Работа с метафорами»

(А. Е. Падалко, 1985)

I Цель: формирование умения работать с метафорами (воз-! можность понимать переносный смысл выражений, понимать

и строить обороты речи на основе скрытого уподобления,

образного сближения слов).

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: учащимся предъявляется список рус­ских и немецких пословиц. Необходимо установить, какие пословицы подходят друг другу по смыслу.

Инструкция: многие народы имеют сходные по смыслу пословицы и поговорки. Например, русской пословице «Как волка ни корми, он всё в лес смотрит» соответствует немец­кая «Посади лягушку хоть на золотой стул, она всё равно