Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 321
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария. В соответствии с уровнем исследования возможны теоретические и эмпирические способы. В теоретическом и эмпирическом исследовании планирование, подготовка к проведению исследования, помимо предварительного анализа имеющейся информации, поиска решения проблем, выстраивания стратегии поиска, включают:
-
выделение материала, который будет использован в исследовании -
параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные); -
вопросы, предлагаемые для обсуждения, и пр.
Поиск решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:
-
умение наблюдать; -
умения и навыки проведения экспериментов; -
умение делать выводы и умозаключения; -
организацию наблюдения, планирование и проведение простейших опытов для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; -
использование разных источников информации; -
обсуждение и оценку полученных результатов и применение их к новым ситуациям.
Умение наблюдать — это вид восприятия, характеризующийся целью, соответствующей познавательной задаче. В научной практике в наблюдении используются различные средства (включающие как программу, параметры наблюдения, так и различного рода инструменты, приборы и др.).
Умение и навыки проведения экспериментов — это метод исследования, предполагающий воздействие на объект исследования. Кроме того, при поиске решения проблемы ; могут использоваться умение делать выводы, умозаключения и умение классифицировать.
Умение делать выводы и умозаключения — форма : мышления, посредством которой на основе имеющихся знаний (опыта) выводится новое знание. Выделяется три вида умозаключений: индуктивное, дедуктивное и умозаключение по аналогии. Индуктивное умозаключение (от частного к общему) широко используется в эмпирических исследованиях. Дедуктивное умозаключение предполагает развитие гипотетико-дедуктивного мышления. Умозаключение по аналогии требует
сформированности умения выделять признаки.
Умение классифицировать — это распределение объектов по группам в соответствии с основаниями, принципами деления. Вьщеляются правила классификации, к основным из которых относятся следующие:
-
члены деления должны быть непересекающимися; -
деление на каждом этапе должно осуществляться только по одному основанию; -
деление должно быть соразмерным (объёмы должны совпадать);в основание деления должен быть положен признак, существенный для решения задачи.
Выделяют особый вид классификации — дихотомическое деление (деление на два класса, один из которых строится через отрицание другого: «красные» — «не красные»).
Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование нового знания включают:
-
умение структурировать материал;
-
обсуждение, объяснение, доказательство, защиту результатов, подготовку, планирование сообщения о проведении исследования, его результатах и защите (подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих как сам процесс исследования и его средства, так и результаты); -
оценку полученных результатов и их применение к новым ситуациям.
Организация обучения по формированию исследовательской деятельности ведёт к развитию познавательных потребностей и способностей учащихся, приобретению специальных знаний, необходимых для проведения исследования.
Н. Б. Шумакова в работе с одарёнными детьми исходит из того, что метод исследования (или открытия) может быть положен в основу методики творческого обучения, и предполагает создание условий для возникновения вопроса или проблемы, порождающей исследовательскую активность. Особое значение она придаёт самому первому этапу исследовательской деятельности (возникновению вопроса и формулированию проблемы — это «самый тонкий и творческий компонент») и завершающему этапу — доказательству (или обоснованию) найденного решения, использованию разных источников информации для сбора фактов (книги, энциклопедии, словари, простейшие графики, диаграммы, схемы
ж др.). Н. Б. Шумакова отмечает, что в результате организации исследовательской деятельности дети приобретают наряду с исследовательскими мыслительные умения, такие, как умение анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев; проверять предположения; доказывать; устанавливать последовательность фактов, событий, явлений; выделять причинно-следственные связи; делать умозаключения; комбинировать; преобразовывать; прогнозиро вагь; придумывать новое; вести диалог и решать проблемы в малых группах.
Достижение перечисленных исследовательских и интеллектуальных умений может быть обеспечено системой условий, в которые входят следующие:
-
Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса). -
Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения. -
Обеспечение эмоционального благополучия детей. -
Удовлетворение познавательной потребности. -
Удовлетворение потребности в межличностном общении. -
Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью — рефлексивной саморегуляции. -
Дифференциация и индивидуализация содержания обучения. -
Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.
Типовые задачи
Формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности
Задание «Умение выстраивать стратегию поиска решения задач»
Цель: формирование умения выдвигать гипотезы (предположения — что получится в результате) и проверять их.
Возраст: 12—13 лет.
Учебная дисциплина: математика.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания (Н. Я. Виленкин и др. «Математика», учебник для 6 класса, ч. 1, задача № 460): дан квадрат со стороной 5x5 клеток, в каждую из которых случайным образом вписаны числа. Требуется найти в таблице последовательность чисел.
Инструкция: учащимся предлагается найти в таблице последовательно все числа от 1 до 25 (кто быстрее?). Для этого необходимо:
-
1) сравнить между собой время, затраченное каждым учени
ком на выполнение задания;
2) описать способы выстраивания последовательности (движение по горизонтали, вертикали, наличие системы при поиске или поиск с опорой на запоминание рядом стоящих
чисел), используемые каждым учеником;
3) найти оптимальную стратегию выстраивания последовательности по затрачиваемому времени;
4) проверить эту стратегию на представленных ниже заданиях;
Кто быстрее? Найдите в таблице последовательно все числа от 26 до 50.
24 | 6 | 18 | 2 | 13 |
20 | 15 | 9 | 22 | 5 |
3 | 25 | 12 | 19 | 11 |
10 | 23 | 7 | 1 | 16 |
17 | 4 | 21 | 14 | 8 |
11 | 19 | 3 | 16 | 7 |
23 | 6 | 13 | 9 | 22 |
25 | 20 | 18 | 2 | 15 |
8 | 17 | 4 | 12 | 21 |
14 | 1 | 24 | 10 | 5 |
Кто быстрее? Найдите в таблице последовательно все числа от 26 до 50.
42 | 47 | 34 | 29 | 43 |
50 | 28 | 39 | 48 | 35 |
40 | 33 | 36 | 26 | 30 |
49 | 44 | 31 | 38 | 46 |
32 | 37 | 45 | 41 | 27 |
37 | 30 | 47 | 46 | 44 |
42 | 33 | 27 | 36 | 39 |
34 | 48 | 50 | 31 | 43 |
28 | 41 | 38 | 49 | 26 |
45 | 32 | 29 | 40 | 35 |
5) сделать вывод о наиболее эффективном способе выстраивания последовательности чисел по таблице.
Задание «Найти правило»
Цель: формирование умения выделять закономерность в построении серии.
Возраст: 12—13 лет.
Учебные дисциплины: математика.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания (Н. Я. Виленкин и др. «Математика», учебник для 6 класса, ч. 1, задача № 673): учащимся предъявляется круг, в полукругах которого вставлены числа. Требуется найти правило размещения чисел в полукругах и вставить недостающие числа. Для организации выполнения задания предлагается ориентироваться на вопросы и задания, приведённые на карточке:
-
В каких сегментах нужно сравнивать числа между собой (расположенные рядом, через один или др., в одном полукруге или разных)? (Ответ: находящиеся в разных полукругах, поскольку нужно определить правило размещения чисел в полукругах.) -
Опишите последовательность действий (алгоритм) для выведения правила размещения чисел. -
Можно ли сформулировать общее правило для решения такого типа задач?
Задание «Работа с метафорами»
(А. Е. Падалко, 1985)
I Цель: формирование умения работать с метафорами (воз-! можность понимать переносный смысл выражений, понимать
и строить обороты речи на основе скрытого уподобления,
образного сближения слов).
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: учащимся предъявляется список русских и немецких пословиц. Необходимо установить, какие пословицы подходят друг другу по смыслу.
Инструкция: многие народы имеют сходные по смыслу пословицы и поговорки. Например, русской пословице «Как волка ни корми, он всё в лес смотрит» соответствует немецкая «Посади лягушку хоть на золотой стул, она всё равно