Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
опять в лужу прыгнет». В таблице слева даны немецкие пословицы, справа — русские.
Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.
Материал: карточка с пословицами.
Продолжение
Кому принадлежит выражение «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Как его нужно понимать? Имеет ли оно только исторический смысл?
Задание «Составление слов из элементов по правилу»
(А.Е. Падалко, 1985)
Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определённым правилам), формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: требуется составить как можно больше слов из ряда заданных согласных в соответствии с правилом. Провести анализ и сравнить способы составления слов каждым учащимся из группы. Найти наиболее эффективный способ.
Инструкция: к заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имён существительных в единственном числе, именительном падеже). Например, с согласными М, К, Л можно составить такие слова: молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, лом- : ка, клемма. Проведите анализ, выделите способы составления 1 слов. Определите самый эффективный способ. Материал: задание на карточке.
Задание «Отсутствующая буква»
{А. Е. Падалко, 1985)
Цель: формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: учащимся дан список слов с пропущенной буквой. Требуется определить, какая буква отсутствует. Сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов. Найти наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв. Выявить стратегии решения задачи и сравнить их эффективность.
Инструкция: определить, какая буква отсутствует в следующих словах, сравнить эффективность разных стратегий решения задач.
Материал: карточка со списком слов: кот, пут, потет, ко-идо, инг, штоа, пата, кышка.
Задание «Робинюн и Анртоп»
Цель: формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: учащимся предъявляется текст. Им нужно аргументированно ответить на вопросы о причинах судьбы героев литературных произведений.
Материал: текст на карточке.
Текст.
Один из персонажей романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» был высажен на необитаемый остров в наказание за совершённые злодеяния.
«Джон Магале заранее распорядился перевезти на остров несколько ящиков с консервами, одежду, инструменты, оружие, а также запас пороха и пуль. Таким образом, боцман (Айртон) получил возможность работать и, работая, переродиться. У него было всё необходимое, даже книги».
Однако, когда герои другого романа Ж. Верна «Таинственный остров» через много лет нашли Айртона, он уже потерял человеческий облик, превратился в «белую обезьяну».
• Почему не оправдалась надежда Джона Магале, что
Айртон сможет, «работая, переродиться»?
Есть другой герой — Робинзон Крузо, которым все восхищаются.
• Почему этому человеку, оказавшемуся в условиях более
сложных, чем Айртон, удалось сохранить свой интеллект и
человеческое достоинство?
Формирование умения проводить эмпирическое исследование
Запамие «Эмпирическое исследование»
Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование.
Возраст: 14—15 лет.
Учебные дисциплины:
литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: эмпирическое исследование — это установление новых фактов, на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. Овладение учащимися приёмами и способами, необходимыми для подготовки и реализации эмпирического исследования, а также следование этапам его проведения (на разном материале с учётом его специфики, ситуаций, задач) должно осуществляться при организации работы малыми группами. Это предполагает не только освоение умений, непосредственно связанных с исследованием, но и ориентировку в предметно-специфических областях, а также развитие регулятивных действий, т. е. умения организовать совместную работу (распределение
функций, задач), и развитие коммуникативных действий, т. е. умения взаимодействовать (выслушивание, анализ, оценка, принятие других точек зрения, других способов решения).
Этапы проведения исследования \
1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, гипотезы.
2.Подготовка к проведению исследования:
По каждому из заданий представлена схема групповой работы, которая в каждом конкретном случае расширяется, обогащается. Это касается показателей оценок, вопросов, которые предлагаются учащимся для обсуждения, и др.
Задание «Любимые передачи»
Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы).
Возраст: 13—15 лет.
Учебные дисциплины: литература (другие предметы социально-гуманитарного цикла).
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: перед учащимися ставится задача исследовать любимые телевизионные передачи. После этого уча
щиеся переходят к подготовительному этапу, на котором обсуждаются вопросы организации исследования:
—- проведение исследования — сбор информации, её анализ, представление результатов, выводы.
Задание «Выбор транспорта»
Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: география (и другие предметы гуманитарного цикла).
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: учащимся предлагается выбрать транспорт для экскурсионной поездки класса (группы).
Проблема — выбор удобного во всех отношениях транспорта для поездки учащихся на экскурсию в другой город.
Подготовительный этап — организация сбора информации, выбор основных источников информации о том или ином транспортном средстве, показателей их оценки.
Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.
Материал: карточка с пословицами.
Немецкие пословицы | Русские пословицы | |
1. Не ленись, ясли сами | 1. | Язык до Киева доведёт. |
ко рту не пойдут. | | |
2. Кто много начинает, | 2. | Один в поле не воин. |
очень мало осуществляет. | | |
3. Ошибки других — | 3. | Овёс к лошади не ходит. |
хорошие учителя. | | |
4. Совершённые поступки | 4. | Семь раз отмерь, |
в советах не нуждаются. | | один — отрежь. |
5. С красноречивым | 5. | Дело мастера боится. |
языком не пропадёшь. | | |
6. Лицо выдаёт негодяя. | 6. | Кончил дело, гуляй смело. |
7. Один всё равно что | 7. | С миру по нитке — |
никто. | | голому рубашка. |
8. Тухлое яйцо портит | 8. | Дуракам закон не писан. |
всю кашу. | | |
9. Сначала подумай, | 9. | После драки кулаками |
потом начинай. | | не машут. |
10. Сначала ноша, | 10. | Молчание — |
потом отдых. | | знак согласия. |
11. В беде сотня друзей | 11. | На голове густо, |
весят очень мало. | | да в голове пусто. |
12. Свежая рыба — | 12. | Истинные друзья |
хорошая рыба. | | познаются в беде. |
Продолжение
Немецкие пословицы | Русские пословицы |
13. Дожди образуют реки. 14. Чем наряднее девушка, тем меньше от неё пользы. 15. Отсутствие ответа тоже ответ. 16. Любить и петь заставить нельзя. 17. Любовь к делу делает труд лёгким. 18. Глупые руки марают стол и стены. | 13. Насильно мил не будешь. 14. На воре шапка горит. 15. Куй железо, пока горячо. 16. Ложка дёгтя в бочке меда. 17. На ошибках учатся. 18. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. |
Кому принадлежит выражение «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»? Как его нужно понимать? Имеет ли оно только исторический смысл?
Задание «Составление слов из элементов по правилу»
(А.Е. Падалко, 1985)
Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определённым правилам), формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: требуется составить как можно больше слов из ряда заданных согласных в соответствии с правилом. Провести анализ и сравнить способы составления слов каждым учащимся из группы. Найти наиболее эффективный способ.
Инструкция: к заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имён существительных в единственном числе, именительном падеже). Например, с согласными М, К, Л можно составить такие слова: молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, лом- : ка, клемма. Проведите анализ, выделите способы составления 1 слов. Определите самый эффективный способ. Материал: задание на карточке.
-
В, Г, Д (выгода). -
С, К, Р, Т (секрет). -
Ж, К, Л (ложка). -
Н, Л, С, К (носилки). -
Ж, Ц (жнец). -
Б, Р, Щ (борщ).
Задание «Отсутствующая буква»
{А. Е. Падалко, 1985)
Цель: формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задачи.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: учащимся дан список слов с пропущенной буквой. Требуется определить, какая буква отсутствует. Сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов. Найти наиболее эффективный способ анализа исходного набора букв и способ поиска недостающих букв. Выявить стратегии решения задачи и сравнить их эффективность.
Инструкция: определить, какая буква отсутствует в следующих словах, сравнить эффективность разных стратегий решения задач.
Материал: карточка со списком слов: кот, пут, потет, ко-идо, инг, штоа, пата, кышка.
Задание «Робинюн и Анртоп»
Цель: формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: учащимся предъявляется текст. Им нужно аргументированно ответить на вопросы о причинах судьбы героев литературных произведений.
Материал: текст на карточке.
Текст.
Один из персонажей романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» был высажен на необитаемый остров в наказание за совершённые злодеяния.
«Джон Магале заранее распорядился перевезти на остров несколько ящиков с консервами, одежду, инструменты, оружие, а также запас пороха и пуль. Таким образом, боцман (Айртон) получил возможность работать и, работая, переродиться. У него было всё необходимое, даже книги».
Однако, когда герои другого романа Ж. Верна «Таинственный остров» через много лет нашли Айртона, он уже потерял человеческий облик, превратился в «белую обезьяну».
• Почему не оправдалась надежда Джона Магале, что
Айртон сможет, «работая, переродиться»?
Есть другой герой — Робинзон Крузо, которым все восхищаются.
• Почему этому человеку, оказавшемуся в условиях более
сложных, чем Айртон, удалось сохранить свой интеллект и
человеческое достоинство?
Формирование умения проводить эмпирическое исследование
Запамие «Эмпирическое исследование»
Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование.
Возраст: 14—15 лет.
Учебные дисциплины:
литература.
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: эмпирическое исследование — это установление новых фактов, на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. Овладение учащимися приёмами и способами, необходимыми для подготовки и реализации эмпирического исследования, а также следование этапам его проведения (на разном материале с учётом его специфики, ситуаций, задач) должно осуществляться при организации работы малыми группами. Это предполагает не только освоение умений, непосредственно связанных с исследованием, но и ориентировку в предметно-специфических областях, а также развитие регулятивных действий, т. е. умения организовать совместную работу (распределение
функций, задач), и развитие коммуникативных действий, т. е. умения взаимодействовать (выслушивание, анализ, оценка, принятие других точек зрения, других способов решения).
Этапы проведения исследования \
1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, гипотезы.
2.Подготовка к проведению исследования:
-
выделение материала, который будет использован в исследовании; -
параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные).
-
Поиск решения проблемы. -
Проведение исследования. -
Изложение результатов исследования, их представление. -
Обсуждение, оценка полученных результатов.
По каждому из заданий представлена схема групповой работы, которая в каждом конкретном случае расширяется, обогащается. Это касается показателей оценок, вопросов, которые предлагаются учащимся для обсуждения, и др.
Задание «Любимые передачи»
Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы).
Возраст: 13—15 лет.
Учебные дисциплины: литература (другие предметы социально-гуманитарного цикла).
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: перед учащимися ставится задача исследовать любимые телевизионные передачи. После этого уча
щиеся переходят к подготовительному этапу, на котором обсуждаются вопросы организации исследования:
-
определение функций каждого участника (собирающего информацию, отвечающего на вопросы, анализирующего полученную информацию и др.);
-
решение вопросов о том, как будет осуществляться отбор телевизионных передач, которые представляют интерес для сравнения, анализа их популярности; -
формулирование вопросов (содержание и форма), которые будут предложены участникам; -
кто формулирует вопросы, обсуждает их; -
формы представления вопросов (анкета, устное сообщение и др.); -
планирование дальнейших этапов исследования;
—- проведение исследования — сбор информации, её анализ, представление результатов, выводы.
Задание «Выбор транспорта»
Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: география (и другие предметы гуманитарного цикла).
Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.
Описание задания: учащимся предлагается выбрать транспорт для экскурсионной поездки класса (группы).
Проблема — выбор удобного во всех отношениях транспорта для поездки учащихся на экскурсию в другой город.
Подготовительный этап — организация сбора информации, выбор основных источников информации о том или ином транспортном средстве, показателей их оценки.