Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 322

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
опять в лужу прыгнет». В таблице слева даны немецкие по­словицы, справа — русские.

Определите, какие пословицы соответствуют друг другу по смыслу.

Материал: карточка с пословицами.

Немецкие пословицы

Русские пословицы

1. Не ленись, ясли сами

1.

Язык до Киева доведёт.

ко рту не пойдут.







2. Кто много начинает,

2.

Один в поле не воин.

очень мало осуществляет.







3. Ошибки других —

3.

Овёс к лошади не ходит.

хорошие учителя.







4. Совершённые поступки

4.

Семь раз отмерь,

в советах не нуждаются.




один — отрежь.

5. С красноречивым

5.

Дело мастера боится.

языком не пропадёшь.







6. Лицо выдаёт негодяя.

6.

Кончил дело, гуляй смело.

7. Один всё равно что

7.

С миру по нитке —

никто.




голому рубашка.

8. Тухлое яйцо портит

8.

Дуракам закон не писан.

всю кашу.







9. Сначала подумай,

9.

После драки кулаками

потом начинай.




не машут.

10. Сначала ноша,

10.

Молчание —

потом отдых.




знак согласия.

11. В беде сотня друзей

11.

На голове густо,

весят очень мало.




да в голове пусто.

12. Свежая рыба —

12.

Истинные друзья

хорошая рыба.




познаются в беде.


Продолжение

Немецкие пословицы

Русские пословицы

13. Дожди образуют реки.

14. Чем наряднее девушка, тем
меньше от неё пользы.

15. Отсутствие ответа тоже
ответ.

16. Любить и петь
заставить нельзя.

17. Любовь к делу делает
труд лёгким.

18. Глупые руки марают стол
и стены.

13. Насильно мил не будешь.

14. На воре шапка горит.

15. Куй железо, пока горячо.

16. Ложка дёгтя в бочке меда.

17. На ошибках учатся.

18. За двумя зайцами
погонишься, ни одного
не поймаешь.

Кому принадлежит выражение «Кто с мечом к нам при­дёт, от меча и погибнет»? Как его нужно понимать? Имеет ли оно только исторический смысл?

Задание «Составление слов из элементов по правилу»

(А.Е. Падалко, 1985)

Цель: формирование умения строить слова из отдельных элементов (по определённым правилам), формирование уме­ния выделять и сравнивать стратегии решения задачи.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: требуется составить как можно боль­ше слов из ряда заданных согласных в соответствии с прави­лом. Провести анализ и сравнить способы составления слов каждым учащимся из группы. Найти наиболее эффективный способ.

Инструкция: к заданным согласным нужно подобрать гласные, чтобы из них получилось как можно больше слов (имён существительных в единственном числе, именительном падеже). Например, с согласными М, К, Л можно составить такие слова: молоко, мукомол, мак, лай, лямка, ломик, лом- : ка, клемма. Проведите анализ, выделите способы составления 1 слов. Определите самый эффективный способ. Материал: задание на карточке.

  1. В, Г, Д (выгода).

  2. С, К, Р, Т (секрет).

  3. Ж, К, Л (ложка).

  4. Н, Л, С, К (носилки).

  5. Ж, Ц (жнец).

  6. Б, Р, Щ (борщ).

Задание «Отсутствующая буква»

{А. Е. Падалко, 1985)

Цель: формирование умения выделять и сравнивать стра­тегии решения задачи.

Возраст: 11—15 лет.



Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: учащимся дан список слов с пропу­щенной буквой. Требуется определить, какая буква отсутству­ет. Сопоставить способы нахождения недостающих букв при построении слов. Найти наиболее эффективный способ ана­лиза исходного набора букв и способ поиска недостающих букв. Выявить стратегии решения задачи и сравнить их эф­фективность.

Инструкция: определить, какая буква отсутствует в следую­щих словах, сравнить эффективность разных стратегий реше­ния задач.

Материал: карточка со списком слов: кот, пут, потет, ко-идо, инг, штоа, пата, кышка.

Задание «Робинюн и Анртоп»

Цель: формирование умения оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев, выделять причинно-следственные связи.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: учащимся предъявляется текст. Им нужно аргументированно ответить на вопросы о причинах судьбы героев литературных произведений.

Материал: текст на карточке.

Текст.

Один из персонажей романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» был высажен на необитаемый остров в наказание за совершённые злодеяния.

«Джон Магале заранее распорядился перевезти на остров несколько ящиков с консервами, одежду, инструменты, ору­жие, а также запас пороха и пуль. Таким образом, боцман (Айртон) получил возможность работать и, работая, переро­диться. У него было всё необходимое, даже книги».

Однако, когда герои другого романа Ж. Верна «Таинствен­ный остров» через много лет нашли Айртона, он уже поте­рял человеческий облик, превратился в «белую обезьяну».

• Почему не оправдалась надежда Джона Магале, что
Айртон сможет, «работая, переродиться»?

Есть другой герой — Робинзон Крузо, которым все вос­хищаются.

Почему этому человеку, оказавшемуся в условиях более
сложных, чем Айртон, удалось сохранить свой интеллект и
человеческое достоинство?

Формирование умения проводить эмпирическое исследование

Запамие «Эмпирическое исследование»

Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование.

Возраст: 14—15 лет.

Учебные дисциплины:
литература.

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: эмпирическое исследование — это ус­тановление новых фактов, на основе их обобщения формули­руются эмпирические закономерности. Овладение учащимися приёмами и способами, необходимыми для подготовки и реа­лизации эмпирического исследования, а также следование этапам его проведения (на разном материале с учётом его специфики, ситуаций, задач) должно осуществляться при организации работы малыми группами. Это предполагает не только освоение умений, непосредственно связанных с исследованием, но и ориентировку в предметно-специфических областях, а также развитие регулятивных действий, т. е. умения организовать совместную работу (распределение
функций, задач), и развитие коммуникативных действий, т. е. умения взаимодействовать (выслушивание, анализ, оценка, принятие других точек зрения, других способов решения).
Этапы проведения исследования \

1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы, гипотезы.

2.Подготовка к проведению исследования:

  • выделение материала, который будет использован в исследовании;

  • параметры (показатели) оценки, анализа (количествен­ные и качественные).




  1. Поиск решения проблемы.

  2. Проведение исследования.

  3. Изложение результатов исследования, их представление.

  4. Обсуждение, оценка полученных результатов.

По каждому из заданий представлена схема групповой работы, которая в каждом конкретном случае расширяется, обогащается. Это касается показателей оценок, вопросов, которые предлагаются учащимся для обсуждения, и др.

Задание «Любимые передачи»

Цель: формирование умения проводить эмпирическое исследование на примере изучения любимых телевизионных передач учащихся класса (группы).

Возраст: 13—15 лет.

Учебные дисциплины: литература (другие предметы соци­ально-гуманитарного цикла).

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: перед учащимися ставится задача иссле­довать любимые телевизионные передачи. После этого уча­
щиеся переходят к подготовительному этапу, на котором обсуждаются вопросы организации исследования:

  • определение функций каждого участника (собирающе­го информацию, отвечающего на вопросы, анализирующего полученную информацию и др.);

  • решение вопросов о том, как будет осуществляться от­бор телевизионных передач, которые представляют интерес для сравнения, анализа их популярности;

  • формулирование вопросов (содержание и форма), кото­рые будут предложены участникам;

  • кто формулирует вопросы, обсуждает их;

  • формы представления вопросов (анкета, устное сообще­ние и др.);

  • планирование дальнейших этапов исследования;

—- проведение исследования — сбор информации, её ана­лиз, представление результатов, выводы.

Задание «Выбор транспорта»

Цель: формирование умения осуществлять эмпирическое исследование.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: география (и другие предметы гума­нитарного цикла).

Форма выполнения задания: работа в группах по 4—5 человек.

Описание задания: учащимся предлагается выбрать транс­порт для экскурсионной поездки класса (группы).

Проблема — выбор удобного во всех отношениях транс­порта для поездки учащихся на экскурсию в другой город.

Подготовительный этап — организация сбора информа­ции, выбор основных источников информации о том или ином транспортном средстве, показателей их оценки.