Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 314
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Типовые задачи Формирование смыслового чтения
Задание «Диалог с текстом» (Г. Г. Граник, О. В. Соболева, 1998)
Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом».
Возраст: 11—12 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (физика, биология).
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.
Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст по предложениям (фразам) и выполнить задания, включённые в текст в символической форме. В конце предложений предлагается одно или два из четырёх видов заданий, обозначаемых в тексте символом (буквой). Эти задания надо выполнить по ходу чтения текста.
Задания включают:
В — вопрос, задать вопрос к тексту;
О — ответ, дать ответ на поставленный вопрос;
3 — заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться ] события;
П — проверить себя, т. е. сравнить свой ответ с текстом или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.
Материал: отрывок художественного текста на карточке, включающий вопросы-задания для читателя, обозначенные символами; для чтения текста необходима специальная закладка, сдвигая которую учащиеся открывают предложение.
Примеры заданий
Задание 1
В Древней Греции в одном из городов жил мальчик Милон.
Он помогал родителям пасти скот.
Ему очень хотелось участвовать в знаменитых Олимпийских играх. 3
Чтобы стать сильным и ловким, он придумал вот что. В
Милон выбрал в стаде у отца крохотного телёнка. 3
Однажды утром он взвалил телёнка на плечи и пошёл на холм. ВО
Ноги у мальчика дрожали, дыхание прерывалось.
Когда Милон поднялся на холм и отдохнул, то уже привычно поднял телёнка и пошёл в обратный путь. В О
Вот такую физзарядку придумал для себя Милон. П
Шли недели, месяцы. Телёнок рос. Рос и Милон. 3
Теперь он мог поднять и молодого быка. 3
Вскоре Милон стал самым сильным человеком в Греции — победителем Олимпийских игр. П
А теперь прочитайте текст целиком. Как можно озаглавить текст?
Задание 2
Деление клетки — сложный процесс, в результате которого из одной материнской клетки образуются две дочерние. В
Важную роль при делении клетки играют хромосомы, которые находятся в ядре клетки. В
Они передают наследственные признаки от клетки к клетке. В О
Хромосомы обеспечивают сходство дочерних клеток с материнской. П
Чтобы дочерние клетки получили полную наследственную информацию, они должны содержать то же количество хромосом, что и материнская клеток 3
Именно поэтому каждое клеточное деление начинается с удвоения хромосом, каждая из которых теперь состоит из двух одинаковых частей. П В 3
Затем оболочка ядра распадается, хромосомы расходятся к разным концам клетки и становятся самостоятельными хромосомами. В 3
Вокруг каждой из них образуется ядерная оболочка, затем в средней части образуется перегородка. ВО
Перегородка отделяет ядра друг от друга и равномерно делит цитоплазму между материнской и дочерней клетками. П
Таким образом деление клетки завершается. В О
Дочерние клетки вновь растут, достигая размера материнской клетки. 3
После этого дочерние клетки опять делятся. П
А теперь прочитайте текст целиком. Как его можно озаглавить?
Критерии оценивания:
-
умение задавать вопросы к тексту;
-
умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
-
умение прогнозировать развитие сюжета текста; -
понимание смысла текста;
-
умение находить и вербально определять основную идею (концепт) текста.
Задание «Учимся зд.кшать вопросы» I
Цель: формирование умения задавать вопросы к художественным текстам.
Возраст: 11—12 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в парах и,группах.
Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст и составить вопросы различных типов, пользуясь общей схемой, приведённой на карточке.
Материал: отрывок художественного текста на карточке, где задана общая схема вопросов.
Инструкция: учащиеся читают текст и составляют к нему вопросы, используя предложенную схему:
-
Вопросы: кто? что делал? где это происходило? когда? при каких обстоятельствах? -
Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то...?
-
Вопросы о причинах и следствиях: почему? зачем? что из этого получилось? -
Вопросы-предположения о допустимых вариантах развития событий и поступков действующих лиц, предвосхищение, прогнозирование: что бы изменилось, если бы...? Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?
5. Вопросы, направленные на определение эмоций и
чувств, испытываемых героями: какие чувства вы испытали?
-
Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц, выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: правильно ли поступил...? Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Чем один герой отличается от другого? -
Вопросы на выявление личного эмоционального отношения к событиям и героям: понравился ли вам...? Понравилось ли вам...? -
Вопросы, требующие постановки себя на место героя рассказа: как бы вы поступили на месте...?
Критерии оценивания:
-
умение составить вопросы, позволяющие воссоздать целостный текст; -
умение выделять субъект и предикат текста.
Задание «Озаглавливание текста»
Цель: формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (физика, биология).
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.
Описание задания: учащимся предлагается текст, который надо озаглавить. Учебные тексты для овладения приёмом выделения основной идеи должны соответствовать следующим требованиям: новизне (для обеспечения мотивации), доступности (для понимания), небольшому объёму (До одной страницы). По мере овладения учащимися умением выделять концепт текста текст увеличивают по объёму.
Инструкция: учащиеся внимательно читают текст, выделяют его основную идею. Придумывают заголовок, наиболее точно передающий основную идею текста. Затем аргументируют своё предложение.
Критерии оценивания:
-
адекватность подбора заголовка; -
умение выделить и определить основную идею текста; -
умение аргументировать свой выбор.
Задание «Пословицы»
Цель: формирование умения понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: литература, история.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания: учащимся предлагается прочитать пословицы и выполнить задания. Каждое из заданий выполняется в процессе обсуждения в группе и представляется классу как общее решение. Для создания мотивации можно использовать форму командного соревнования-конкурса по аналогии, например, с телевизионными передачами «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?» и пр.
Материал: карточка с пословицами.
Задания:
1. Перепутанные пословицы. На карточке приведены
пословицы, в которых перепутаны части: первая часть от
одной пословицы, вторая — от другой. Необходимо «собрать»
пословицы, объединив первую и вторую части.
Не рой другому яму — не жди добра.
Без труда — гуляй смело.
Встречают по одёжке — в том и совесть.
Сделал дело —: глаз не выклюет.
В ком есть стыд — люби и саночки возить.
Ворон ворону — кулаками не машут.
Сделав худо — сам в неё попадёшь.
После драки — не выловишь рыбку из пруда.
Любишь кататься — провожают по уму.
Инструкция: учащиеся восстанавливают пословицы и читают их вслух. Затем отвечают на вопросы: какова основная идея каждой из пословиц? Есть ли в получившемся списке близкие по смыслу пословицы? Какие именно?
Сочинение историй. На карточке приведён список пословиц. Необходимо сочинить историю, раскрывающую смысл выбранной пословицы.
Инструкция: учащиеся внимательно читают пословицы. Выбирают наиболее важную, по их мнению. И затем сочиняют историю, которая бы отражала смысл и главную идею этой пословицы. Завершающей фразой истории должна стать выбранная учащимися пословица.
Материал: карточки с пословицами.
Задания:
Что ни делается, всё к лучшему (русск.). Как аукнется, так и откликнется (русск.). Без труда не вытянешь и рыбку из пруда (русск.). По одёжке протягивай ножки (русск.). В чужой монастырь со своим уставом не суйся (русск.). Не имей сто рублей, а имей сто друзей (русск.). Если не выносишь жара, уйди из кухни (америк.). Привычка рано ложиться и рано вставать приносит человеку здоровье, богатство и мудрость (америк.).
Критерии оценивания:
-
умение выделять фрагменты текста; -
умение выделять смысл пословиц на основе соотнесения смысла фрагментов текста и установления связи между ними; -
умение формулировать тезис, выражающий общий смысл пословицы; -
умение подбирать аргументы для подтверждения концепта (основной идеи) текста; -
умение составлять оригинальный текст, выражающий концепт.
Задание «Эпиграф»
Цель: развитие умения выделять концепт (основную идею) литературного произведения с помощью эпиграфа.
Возраст: 11—15 лет.
Учебные дисциплины: