Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 314

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Типовые задачи Формирование смыслового чтения

Задание «Диалог с текстом» (Г. Г. Граник, О. В. Соболева, 1998)

Цель: формирование умения воспринимать текст как еди­ное смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом».

Возраст: 11—12 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (физика, биология).

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.

Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст по предложениям (фразам) и выполнить задания, включённые в текст в символической форме. В конце предло­жений предлагается одно или два из четырёх видов заданий, обозначаемых в тексте символом (буквой). Эти задания надо выполнить по ходу чтения текста.

Задания включают:

В — вопрос, задать вопрос к тексту;

О — ответ, дать ответ на поставленный вопрос;

3 — заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться ] события;

П — проверить себя, т. е. сравнить свой ответ с текс­том или свой прогноз будущего с описанием будущего в тексте.

Материал: отрывок художественного текста на карточке, включающий вопросы-задания для читателя, обозначенные символами; для чтения текста необходима специальная за­кладка, сдвигая которую учащиеся открывают предложение.
Примеры заданий

Задание 1

В Древней Греции в одном из городов жил мальчик Милон.

Он помогал родителям пасти скот.

Ему очень хотелось участвовать в знаменитых Олимпийских играх. 3

Чтобы стать сильным и ловким, он придумал вот что. В

Милон выбрал в стаде у отца крохотного телёнка. 3

Однажды утром он взвалил телёнка на плечи и пошёл на холм. ВО

Ноги у мальчика дрожали, дыхание прерывалось.

Когда Милон поднялся на холм и отдохнул, то уже при­вычно поднял телёнка и пошёл в обратный путь. В О

Вот такую физзарядку придумал для себя Милон. П

Шли недели, месяцы. Телёнок рос. Рос и Милон. 3

Теперь он мог поднять и молодого быка. 3

Вскоре Милон стал самым сильным человеком в Греции — победителем Олимпийских игр. П

А теперь прочитайте текст целиком. Как можно озаглавить текст?

Задание 2

Деление клетки — сложный процесс, в результате которо­го из одной материнской клетки образуются две дочерние. В


Важную роль при делении клетки играют хромосомы, ко­торые находятся в ядре клетки. В

Они передают наследственные признаки от клетки к клет­ке. В О

Хромосомы обеспечивают сходство дочерних клеток с материнской. П

Чтобы дочерние клетки получили полную наследственную информацию, они должны содержать то же количество хро­мосом, что и материнская клеток 3

Именно поэтому каждое клеточное деление начинается с удвоения хромосом, каждая из которых теперь состоит из двух одинаковых частей. П В 3

Затем оболочка ядра распадается, хромосомы расходятся к разным концам клетки и становятся самостоятельными хро­мосомами. В 3

Вокруг каждой из них образуется ядерная оболочка, затем в средней части образуется перегородка. ВО

Перегородка отделяет ядра друг от друга и равномерно делит цитоплазму между материнской и дочерней клет­ками. П

Таким образом деление клетки завершается. В О

Дочерние клетки вновь растут, достигая размера материн­ской клетки. 3

После этого дочерние клетки опять делятся. П

А теперь прочитайте текст целиком. Как его можно оза­главить?

Критерии оценивания:

  • умение задавать вопросы к тексту;

  • умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитан­ного текста;

  • умение прогнозировать развитие сюжета текста;

  • понимание смысла текста;

  • умение находить и вербально определять основную идею (концепт) текста.

Задание «Учимся зд.кшать вопросы» I

Цель: формирование умения задавать вопросы к художе­ственным текстам.

Возраст: 11—12 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в парах и,группах.

Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст и составить вопросы различных типов, пользуясь общей схемой, приведённой на карточке.

Материал: отрывок художественного текста на карточке, где задана общая схема вопросов.

Инструкция: учащиеся читают текст и составляют к нему вопросы, используя предложенную схему:

  1. Вопросы: кто? что делал? где это происходило? когда? при каких обстоятельствах?

  2. Уточняющие вопросы: если я правильно понял, то...?

  1. Вопросы о причинах и следствиях: почему? зачем? что из этого получилось?

  2. Вопросы-предположения о допустимых вариантах раз­вития событий и поступков действующих лиц, предвосхище­ние, прогнозирование: что бы изменилось, если бы...? Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?


5. Вопросы, направленные на определение эмоций и
чувств, испытываемых героями: какие чувства вы испытали?

  1. Оценочные вопросы, направленные на оценку событий, характерных черт действующих лиц, выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: правильно ли поступил...? Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Чем один герой отличается от другого?

  2. Вопросы на выявление личного эмоционального отно­шения к событиям и героям: понравился ли вам...? Понра­вилось ли вам...?

  3. Вопросы, требующие постановки себя на место героя рассказа: как бы вы поступили на месте...?

Критерии оценивания:

  • умение составить вопросы, позволяющие воссоздать целостный текст;

  • умение выделять субъект и предикат текста.

Задание «Озаглавливание текста»

Цель: формирование умения воспринимать текст как еди­ное смысловое целое и выделять основную идею, смысловое ядро текста.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (литература, история и др.) и естественно-научные (физика, биология).

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.

Описание задания: учащимся предлагается текст, который надо озаглавить. Учебные тексты для овладения приёмом вы­деления основной идеи должны соответствовать следующим требованиям: новизне (для обеспечения мотивации), доступ­ности (для понимания), небольшому объёму (До одной стра­ницы). По мере овладения учащимися умением выделять кон­цепт текста текст увеличивают по объёму.

Инструкция: учащиеся внимательно читают текст, выде­ляют его основную идею. Придумывают заголовок, наиболее точно передающий основную идею текста. Затем аргументи­руют своё предложение.
Критерии оценивания:

  • адекватность подбора заголовка;

  • умение выделить и определить основную идею текста;

  • умение аргументировать свой выбор.

Задание «Пословицы»

Цель: формирование умения понимать смысл пословиц на основе адекватного восприятия переносного значения и метафоры.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: литература, история.

Форма выполнения задания: работа в группах.

Описание задания: учащимся предлагается прочитать по­словицы и выполнить задания. Каждое из заданий выполня­ется в процессе обсуждения в группе и представляется классу как общее решение. Для создания мотивации можно исполь­зовать форму командного соревнования-конкурса по анало­гии, например, с телевизионными передачами «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?» и пр.


Материал: карточка с пословицами.

Задания:

1. Перепутанные пословицы. На карточке приведены
пословицы, в которых перепутаны части: первая часть от
одной пословицы, вторая — от другой. Необходимо «собрать»
пословицы, объединив первую и вторую части.

Не рой другому яму — не жди добра.

Без труда — гуляй смело.

Встречают по одёжке — в том и совесть.

Сделал дело —: глаз не выклюет.

В ком есть стыд — люби и саночки возить.

Ворон ворону — кулаками не машут.

Сделав худо — сам в неё попадёшь.

После драки — не выловишь рыбку из пруда.

Любишь кататься — провожают по уму.

Инструкция: учащиеся восстанавливают пословицы и чи­тают их вслух. Затем отвечают на вопросы: какова основная идея каждой из пословиц? Есть ли в получившемся списке близкие по смыслу пословицы? Какие именно?

Сочинение историй. На карточке приведён список пословиц. Необходимо сочинить историю, раскрывающую смысл выбранной пословицы.

Инструкция: учащиеся внимательно читают пословицы. Выбирают наиболее важную, по их мнению. И затем сочиня­ют историю, которая бы отражала смысл и главную идею этой пословицы. Завершающей фразой истории должна стать выбранная учащимися пословица.

Материал: карточки с пословицами.

Задания:

Что ни делается, всё к лучшему (русск.). Как аукнется, так и откликнется (русск.). Без труда не вытянешь и рыбку из пруда (русск.). По одёжке протягивай ножки (русск.). В чужой монастырь со своим уставом не суйся (русск.). Не имей сто рублей, а имей сто друзей (русск.). Если не выносишь жара, уйди из кухни (америк.). Привычка рано ложиться и рано вставать приносит чело­веку здоровье, богатство и мудрость (америк.).

Критерии оценивания:

  • умение выделять фрагменты текста;

  • умение выделять смысл пословиц на основе соотнесе­ния смысла фрагментов текста и установления связи между ними;

  • умение формулировать тезис, выражающий общий смысл пословицы;

  • умение подбирать аргументы для подтверждения кон­цепта (основной идеи) текста;

  • умение составлять оригинальный текст, выражающий концепт.




Задание «Эпиграф»

Цель: развитие умения выделять концепт (основную идею) литературного произведения с помощью эпиграфа.

Возраст: 11—15 лет.

Учебные дисциплины: