Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 312

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
литература.

Форма выполнения задания:работа индивидуальная и в группах.

Описание задания: учащимся предлагается установить смысловое соответствие между эпиграфом как выражением квинтэссенции художественного произведения и самим лите­ратурным текстом. В случае необходимости учитель даёт крат­кую информацию о функции эпиграфа, его происхождении, приводит примеры эпиграфов к различным литературным произведениям.

Задания:

  1. Подбери эпиграф. Учащимся предлагается подобрать эпиграф к знакомому по школьной программе произведению, пользуясь заранее подготовленным материалом: пословицами, поговорками, крылатыми фразами, афоризмами и изречения­ми. Учащиеся делятся на группы, получают список произве­дений, к которым надо подобрать эпиграф, выполняют зада­ние, представляют свой вариант подбора классу и аргументи­руют свой выбор.

  2. Сочинение рассказа по эпиграфу. Учащимся даётся эпиграф (как бы название кинофильма) и предлагается при­думать небольшой рассказ, раскрывающий его смысл (вос­произвести основные события киносценария, соответствую­щего этому названию).

Критерии оценки:

  • умение адекватно интерпретировать смысл эпиграфа;

  • умение выделять основную идею художественного про­изведения;

  • умение устанавливать связь между смысловыми фраг­ментами;

  • умение составлять текст, основываясь на понимании его основной идеи (концепта).

Задание «Сочиняем сказку»

{по Дж. Родари, 1978)

Цель: развитие читательского воображения на основе ов­ладения приёмом сочинения оригинального текста, формиро­вание интереса к чтению и книге, овладение приёмом анти­ципации.

Возраст: .11—14 лет.

Учебные дисциплины: литература.

Форма выполнения задания: работа в группах.

Описание задания: учащимся предлагается на основе опорных слов создать оригинальный текст художественного типа (сказку). Сказка создаётся в группах в результате совме­стного обсуждения и затем представляется классу. Для созда­ния мотивации можно использовать приём организации со­ревнования между группами-командами.

Задания:

1. Бином фантазии. Учащимся предлагается сочинить сказку с использованием двух произвольно и независимо друг
от друга взятых слов. Двум детям (по желанию) предлагается произнести любое слово так, чтобы его никто не слышал, кроме учителя. Затем эти два слова учитель записывает на доске, и ученики по группам сочиняют истории, в которых эти два слова, обозначающие предмет или понятие, были бы связаны общим смыслом и играли главную роль. Каждая группа сочиняет свою сказку и потом представляет её всему классу. Учитель выполняет организующую функцию и стиму­лирует активность детей. Сказка оценивается общим откры­тым (закрытым) голосованием учащихся.

2.Изменение известной сказки с использованием про­извольно взятого слова (существительного). Один из учени­ков называет произвольно взятое слово.

Инструкция: учитель называет одну из хорошо известных ребятам сказок. Им нужно изменить эту сказку так, чтобы названный предмет играл в ней решающую роль: например, изменил бы ход событий. Учащиеся в своих группах приду­мывают версии сказки и представляют их классу. Учитель вместе с учащимися оценивает, насколько новая версия из­вестной сказки соответствует заданным условиям.

  1. Придумывание рифм к произвольно взятым словам и сочинение двустиший. Учащиеся называют несколько слов и придумывают к ним рифмы. Затем пытаются сочинить дву­стишия с целью связать эти слова единым смыслом.

  2. Сочинение сказки по кругу. Задание направлено на формирование умений взаимодействовать в процессе творчес­кого сочинения, выделять основной смысл повествования, на овладение приёмом антиципации. Учащиеся должны сочи­нить сказку, по очереди придумывая по одному предложе­нию, продолжающему сюжет сказки.

Инструкция: учащиеся рассаживаются по кругу, и каждый придумывает по одному предложению для развития сюжета. Для того чтобы сказка получилась связной, учащиеся долж­ны внимательно следить за тем, что говорят их товарищи, и продолжать именно ту сказку, которая была начата, и имен­но с того места, на котором остановился предыдущий рас­сказчик. Учитель направляет деятельность детей, при невы­полнении условий задания указывает на нарушение.

5.

Сочинение сказок, направленных на выделение при­чинно-следственных связей. Задание направлено на форми­рование продуктивного воображения, развитие способности
выделять и объективировать в речи причинно-следственные связи. Учащимся предлагается сочинить сказку на тему «По­чему...» (например: «Почему у льва есть грива», «Почему у
слона длинный хобот», «Почему Карлсон жил на крыше»,

«Почему Буратино не хотел учиться» и т. п.). Учитель стиму­лирует активность учащихся, подсказывает возможные вари­анты развития повествования.

6. Сочинение сказки с опорой на свойства предметов и материалов, например «Хлебный город», «Стеклянный го­род», «Кисельные реки» и т. д.

Инструкция: учитель называет два слова {Хлебный город). Учащиеся должны ответить, какими свойствами обладает этот материал (хлеб), и придумать, какие события из-за этого мо­гут происходить в сказочном городе. Ребята учатся вьщелять существенные свойства предмета и опираться на них в своём повествовании.

7. Салат из сказок. Задание направлено на формирова­ние способности учащихся выделять существенные личност­ные качества героя сказки и прогнозировать возможное их влияние на развитие событий во взаимоотношениях с други­ми персонажами. Учащимся предлагается ввести в одну сказ­ку персонажа (персонажей) из другой (других) сказки.

Инструкция: учащиеся должны придумать, что мог бы со­вершить герой сказки (называется имя сказочного персона­жа), оказавшись в другой сказке (называется сказка). Какие отношения у него сложились бы с другими героями сказки? Как стали бы развиваться события? Что изменилось бы? Чем закончилась бы сказка?

8. Старая сказка на современный лад. Задание направ­лено на формирование у учащихся умения выделять основ­ной смысл художественного текста, абстрагируя главные ка­чества героев; на овладение приёмом антиципации.

Инструкция: учащиеся должны придумать, что бы случи­лось с героями сказки, если бы они оказались в нашем вре­мени, и создать киносценарий новой истории. Учитель может подсказать, что сюжеты многих сказок (например, «Золушка») были неоднократно экранизированы как истории про совре­
менность (известный фильм «Москва слезам не верит», гол­ливудский фильм «Красотка» и пр.).

9. Сказка наоборот. Задание направлено на формирова­ние умения выделять основные черты характера героя, пони­мать обусловленность его действий психологическими качест­вами. Учащимся предлагается переделать известную сказку
так, чтобы характер героев стал противоположным: отрица­тельные персонажи стали бы положительными и наоборот.

Инструкция: учащиеся выбирают любую известную сказ­ку и изменяют её так, чтобы отрицательные герои стали положительными, а положительные — отрицательными

.

10. Сочинение волшебной сказки с опорой на схему В. Я. Проппа.

Задание направлено на формирование обобщённой схемы ориентировки в смысловой структуре художественного текста (по типу сказки). Структура любой волшебной сказки, соглас­но В. Я. Проппу, включает постоянные, устойчивые элемен­ты — функции действующих лиц независимо от того, кем и как они выполняются. Число функций ограничено (31), и после­довательность функций всегда одинакова. Функции можно свести к 20 основным (Дж. Родари), включающим такие, как: предписание или запрет, нарушение запрета, вредительство или недостача; отъезд героя; задача; встреча с дарителем; вол­шебные дары; появление героя; сверхъестественные свойства антагониста; борьба; победа; возвращение; прибытие домой; ложный герой; трудные испытания; беда ликвидируется; узнавание героя; ложный герой изобличается; наказание анта­гониста; свадьба. Учащимся предлагается сочинить ориги­нальную сказку, опираясь на указанную выше последователь­ность реализации функций действующих лиц. Выполнению задания должен предшествовать анализ одной из известных волшебных сказок с опорой на схему В. Я. Проппа.

Критерии оценивания:

  • умение понимать основную мысль текста;

  • умение прогнозировать развитие событий художествен­ного текста;

  • умение соотносить смысл фрагментов текста и устанав­ливать связи между ними;

  • умение формулировать систему аргументов;

  • умение интерпретировать текст;

  • умение выделять личностные характеристики персона­жей на основе понимания смысла описания событий и их поступков;

  • умение составлять оригинальный текст сказки на основе обобщённой схемы.


Задание «Понимание научного текста»

Цель: развитие умения структурировать научный (познава­тельный) текст и составлять краткий конспект.

Возраст: 12—15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (география, история и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.

Описание задания: учащимся предлагается общая схема структурирования текста и текст познавательного характера (1—2 страницы).

Инструкция: учащиеся внимательно читают текст, нахо­дят в нём ответы на вопросы, данные в схеме, и заполняют соответствующие графы конспекта.

Материал: карточки с вопросами и заданиями.

1. Что составляет предмет обсуждения в тексте? ,

2. Дайте определение предмета.

3. Какова структура (строение) предмета? Из каких
компонентов состоит предмет?

4. С какими другими предметами (понятиями) связан
предмет?

5. Как возникает и развивается (эволюционирует) предмет?

6. Назовите основные функции предмета и области его
применения. . :

7. Какие свойства и характеристики предмета обеспечивают
возможность реализации указанных функций?

8. Как осуществляется производство предмета?

9. Укажите типологию предметов.

Задание «Приёмы осмысления текста в ознакомительном чтении*

{СП. Доблаев, 1987)

Цель: усвоение приёмов осмысления текста, включая при­ёмы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на не­го, постановки вопроса-предположения, антиципации плана изложения, антиципации содержания, реципации (мысленного возвращения к ранее прочитанному).

Возраст: 14—15 лет.

Учебные дисциплины: гуманитарные (история, литература, география и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).

Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.

Описание задания: учащимся предлагается текст, опреде­лённые фрагменты которого отмечены символами, обознача­ющими необходимость выполнения соответствующего приёма. Содержание приёма разъясняется на ориентировочной кар­точке. Учащимся надо:

  • прочитать текст и в местах, отмеченных символами В, ВПр, АП, АС, Р, записать содержание использованных приёмов осмысления текста;