Файл: Формирование универсальных учебных действий в основной школе от действия к мысли.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 312
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
литература.
Форма выполнения задания:работа индивидуальная и в группах.
Описание задания: учащимся предлагается установить смысловое соответствие между эпиграфом как выражением квинтэссенции художественного произведения и самим литературным текстом. В случае необходимости учитель даёт краткую информацию о функции эпиграфа, его происхождении, приводит примеры эпиграфов к различным литературным произведениям.
Задания:
Критерии оценки:
Задание «Сочиняем сказку»
{по Дж. Родари, 1978)
Цель: развитие читательского воображения на основе овладения приёмом сочинения оригинального текста, формирование интереса к чтению и книге, овладение приёмом антиципации.
Возраст: .11—14 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания: учащимся предлагается на основе опорных слов создать оригинальный текст художественного типа (сказку). Сказка создаётся в группах в результате совместного обсуждения и затем представляется классу. Для создания мотивации можно использовать приём организации соревнования между группами-командами.
Задания:
1. Бином фантазии. Учащимся предлагается сочинить сказку с использованием двух произвольно и независимо друг
от друга взятых слов. Двум детям (по желанию) предлагается произнести любое слово так, чтобы его никто не слышал, кроме учителя. Затем эти два слова учитель записывает на доске, и ученики по группам сочиняют истории, в которых эти два слова, обозначающие предмет или понятие, были бы связаны общим смыслом и играли главную роль. Каждая группа сочиняет свою сказку и потом представляет её всему классу. Учитель выполняет организующую функцию и стимулирует активность детей. Сказка оценивается общим открытым (закрытым) голосованием учащихся.
2.Изменение известной сказки с использованием произвольно взятого слова (существительного). Один из учеников называет произвольно взятое слово.
Инструкция: учитель называет одну из хорошо известных ребятам сказок. Им нужно изменить эту сказку так, чтобы названный предмет играл в ней решающую роль: например, изменил бы ход событий. Учащиеся в своих группах придумывают версии сказки и представляют их классу. Учитель вместе с учащимися оценивает, насколько новая версия известной сказки соответствует заданным условиям.
Инструкция: учащиеся рассаживаются по кругу, и каждый придумывает по одному предложению для развития сюжета. Для того чтобы сказка получилась связной, учащиеся должны внимательно следить за тем, что говорят их товарищи, и продолжать именно ту сказку, которая была начата, и именно с того места, на котором остановился предыдущий рассказчик. Учитель направляет деятельность детей, при невыполнении условий задания указывает на нарушение.
5.
Сочинение сказок, направленных на выделение причинно-следственных связей. Задание направлено на формирование продуктивного воображения, развитие способности
выделять и объективировать в речи причинно-следственные связи. Учащимся предлагается сочинить сказку на тему «Почему...» (например: «Почему у льва есть грива», «Почему у
слона длинный хобот», «Почему Карлсон жил на крыше»,
«Почему Буратино не хотел учиться» и т. п.). Учитель стимулирует активность учащихся, подсказывает возможные варианты развития повествования.
6. Сочинение сказки с опорой на свойства предметов и материалов, например «Хлебный город», «Стеклянный город», «Кисельные реки» и т. д.
Инструкция: учитель называет два слова {Хлебный город). Учащиеся должны ответить, какими свойствами обладает этот материал (хлеб), и придумать, какие события из-за этого могут происходить в сказочном городе. Ребята учатся вьщелять существенные свойства предмета и опираться на них в своём повествовании.
7. Салат из сказок. Задание направлено на формирование способности учащихся выделять существенные личностные качества героя сказки и прогнозировать возможное их влияние на развитие событий во взаимоотношениях с другими персонажами. Учащимся предлагается ввести в одну сказку персонажа (персонажей) из другой (других) сказки.
Инструкция: учащиеся должны придумать, что мог бы совершить герой сказки (называется имя сказочного персонажа), оказавшись в другой сказке (называется сказка). Какие отношения у него сложились бы с другими героями сказки? Как стали бы развиваться события? Что изменилось бы? Чем закончилась бы сказка?
8. Старая сказка на современный лад. Задание направлено на формирование у учащихся умения выделять основной смысл художественного текста, абстрагируя главные качества героев; на овладение приёмом антиципации.
Инструкция: учащиеся должны придумать, что бы случилось с героями сказки, если бы они оказались в нашем времени, и создать киносценарий новой истории. Учитель может подсказать, что сюжеты многих сказок (например, «Золушка») были неоднократно экранизированы как истории про совре
менность (известный фильм «Москва слезам не верит», голливудский фильм «Красотка» и пр.).
9. Сказка наоборот. Задание направлено на формирование умения выделять основные черты характера героя, понимать обусловленность его действий психологическими качествами. Учащимся предлагается переделать известную сказку
так, чтобы характер героев стал противоположным: отрицательные персонажи стали бы положительными и наоборот.
Инструкция: учащиеся выбирают любую известную сказку и изменяют её так, чтобы отрицательные герои стали положительными, а положительные — отрицательными
.
10. Сочинение волшебной сказки с опорой на схему В. Я. Проппа.
Задание направлено на формирование обобщённой схемы ориентировки в смысловой структуре художественного текста (по типу сказки). Структура любой волшебной сказки, согласно В. Я. Проппу, включает постоянные, устойчивые элементы — функции действующих лиц независимо от того, кем и как они выполняются. Число функций ограничено (31), и последовательность функций всегда одинакова. Функции можно свести к 20 основным (Дж. Родари), включающим такие, как: предписание или запрет, нарушение запрета, вредительство или недостача; отъезд героя; задача; встреча с дарителем; волшебные дары; появление героя; сверхъестественные свойства антагониста; борьба; победа; возвращение; прибытие домой; ложный герой; трудные испытания; беда ликвидируется; узнавание героя; ложный герой изобличается; наказание антагониста; свадьба. Учащимся предлагается сочинить оригинальную сказку, опираясь на указанную выше последовательность реализации функций действующих лиц. Выполнению задания должен предшествовать анализ одной из известных волшебных сказок с опорой на схему В. Я. Проппа.
Критерии оценивания:
Задание «Понимание научного текста»
Цель: развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.
Возраст: 12—15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (география, история и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.
Описание задания: учащимся предлагается общая схема структурирования текста и текст познавательного характера (1—2 страницы).
Инструкция: учащиеся внимательно читают текст, находят в нём ответы на вопросы, данные в схеме, и заполняют соответствующие графы конспекта.
Материал: карточки с вопросами и заданиями.
1. Что составляет предмет обсуждения в тексте? ,
2. Дайте определение предмета.
3. Какова структура (строение) предмета? Из каких
компонентов состоит предмет?
4. С какими другими предметами (понятиями) связан
предмет?
5. Как возникает и развивается (эволюционирует) предмет?
6. Назовите основные функции предмета и области его
применения. . :
7. Какие свойства и характеристики предмета обеспечивают
возможность реализации указанных функций?
8. Как осуществляется производство предмета?
9. Укажите типологию предметов.
Задание «Приёмы осмысления текста в ознакомительном чтении*
{СП. Доблаев, 1987)
Цель: усвоение приёмов осмысления текста, включая приёмы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него, постановки вопроса-предположения, антиципации плана изложения, антиципации содержания, реципации (мысленного возвращения к ранее прочитанному).
Возраст: 14—15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история, литература, география и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.
Описание задания: учащимся предлагается текст, определённые фрагменты которого отмечены символами, обозначающими необходимость выполнения соответствующего приёма. Содержание приёма разъясняется на ориентировочной карточке. Учащимся надо:
Форма выполнения задания:работа индивидуальная и в группах.
Описание задания: учащимся предлагается установить смысловое соответствие между эпиграфом как выражением квинтэссенции художественного произведения и самим литературным текстом. В случае необходимости учитель даёт краткую информацию о функции эпиграфа, его происхождении, приводит примеры эпиграфов к различным литературным произведениям.
Задания:
-
Подбери эпиграф. Учащимся предлагается подобрать эпиграф к знакомому по школьной программе произведению, пользуясь заранее подготовленным материалом: пословицами, поговорками, крылатыми фразами, афоризмами и изречениями. Учащиеся делятся на группы, получают список произведений, к которым надо подобрать эпиграф, выполняют задание, представляют свой вариант подбора классу и аргументируют свой выбор. -
Сочинение рассказа по эпиграфу. Учащимся даётся эпиграф (как бы название кинофильма) и предлагается придумать небольшой рассказ, раскрывающий его смысл (воспроизвести основные события киносценария, соответствующего этому названию).
Критерии оценки:
-
умение адекватно интерпретировать смысл эпиграфа; -
умение выделять основную идею художественного произведения; -
умение устанавливать связь между смысловыми фрагментами; -
умение составлять текст, основываясь на понимании его основной идеи (концепта).
Задание «Сочиняем сказку»
{по Дж. Родари, 1978)
Цель: развитие читательского воображения на основе овладения приёмом сочинения оригинального текста, формирование интереса к чтению и книге, овладение приёмом антиципации.
Возраст: .11—14 лет.
Учебные дисциплины: литература.
Форма выполнения задания: работа в группах.
Описание задания: учащимся предлагается на основе опорных слов создать оригинальный текст художественного типа (сказку). Сказка создаётся в группах в результате совместного обсуждения и затем представляется классу. Для создания мотивации можно использовать приём организации соревнования между группами-командами.
Задания:
1. Бином фантазии. Учащимся предлагается сочинить сказку с использованием двух произвольно и независимо друг
от друга взятых слов. Двум детям (по желанию) предлагается произнести любое слово так, чтобы его никто не слышал, кроме учителя. Затем эти два слова учитель записывает на доске, и ученики по группам сочиняют истории, в которых эти два слова, обозначающие предмет или понятие, были бы связаны общим смыслом и играли главную роль. Каждая группа сочиняет свою сказку и потом представляет её всему классу. Учитель выполняет организующую функцию и стимулирует активность детей. Сказка оценивается общим открытым (закрытым) голосованием учащихся.
2.Изменение известной сказки с использованием произвольно взятого слова (существительного). Один из учеников называет произвольно взятое слово.
Инструкция: учитель называет одну из хорошо известных ребятам сказок. Им нужно изменить эту сказку так, чтобы названный предмет играл в ней решающую роль: например, изменил бы ход событий. Учащиеся в своих группах придумывают версии сказки и представляют их классу. Учитель вместе с учащимися оценивает, насколько новая версия известной сказки соответствует заданным условиям.
-
Придумывание рифм к произвольно взятым словам и сочинение двустиший. Учащиеся называют несколько слов и придумывают к ним рифмы. Затем пытаются сочинить двустишия с целью связать эти слова единым смыслом. -
Сочинение сказки по кругу. Задание направлено на формирование умений взаимодействовать в процессе творческого сочинения, выделять основной смысл повествования, на овладение приёмом антиципации. Учащиеся должны сочинить сказку, по очереди придумывая по одному предложению, продолжающему сюжет сказки.
Инструкция: учащиеся рассаживаются по кругу, и каждый придумывает по одному предложению для развития сюжета. Для того чтобы сказка получилась связной, учащиеся должны внимательно следить за тем, что говорят их товарищи, и продолжать именно ту сказку, которая была начата, и именно с того места, на котором остановился предыдущий рассказчик. Учитель направляет деятельность детей, при невыполнении условий задания указывает на нарушение.
5.
Сочинение сказок, направленных на выделение причинно-следственных связей. Задание направлено на формирование продуктивного воображения, развитие способности
выделять и объективировать в речи причинно-следственные связи. Учащимся предлагается сочинить сказку на тему «Почему...» (например: «Почему у льва есть грива», «Почему у
слона длинный хобот», «Почему Карлсон жил на крыше»,
«Почему Буратино не хотел учиться» и т. п.). Учитель стимулирует активность учащихся, подсказывает возможные варианты развития повествования.
6. Сочинение сказки с опорой на свойства предметов и материалов, например «Хлебный город», «Стеклянный город», «Кисельные реки» и т. д.
Инструкция: учитель называет два слова {Хлебный город). Учащиеся должны ответить, какими свойствами обладает этот материал (хлеб), и придумать, какие события из-за этого могут происходить в сказочном городе. Ребята учатся вьщелять существенные свойства предмета и опираться на них в своём повествовании.
7. Салат из сказок. Задание направлено на формирование способности учащихся выделять существенные личностные качества героя сказки и прогнозировать возможное их влияние на развитие событий во взаимоотношениях с другими персонажами. Учащимся предлагается ввести в одну сказку персонажа (персонажей) из другой (других) сказки.
Инструкция: учащиеся должны придумать, что мог бы совершить герой сказки (называется имя сказочного персонажа), оказавшись в другой сказке (называется сказка). Какие отношения у него сложились бы с другими героями сказки? Как стали бы развиваться события? Что изменилось бы? Чем закончилась бы сказка?
8. Старая сказка на современный лад. Задание направлено на формирование у учащихся умения выделять основной смысл художественного текста, абстрагируя главные качества героев; на овладение приёмом антиципации.
Инструкция: учащиеся должны придумать, что бы случилось с героями сказки, если бы они оказались в нашем времени, и создать киносценарий новой истории. Учитель может подсказать, что сюжеты многих сказок (например, «Золушка») были неоднократно экранизированы как истории про совре
менность (известный фильм «Москва слезам не верит», голливудский фильм «Красотка» и пр.).
9. Сказка наоборот. Задание направлено на формирование умения выделять основные черты характера героя, понимать обусловленность его действий психологическими качествами. Учащимся предлагается переделать известную сказку
так, чтобы характер героев стал противоположным: отрицательные персонажи стали бы положительными и наоборот.
Инструкция: учащиеся выбирают любую известную сказку и изменяют её так, чтобы отрицательные герои стали положительными, а положительные — отрицательными
.
10. Сочинение волшебной сказки с опорой на схему В. Я. Проппа.
Задание направлено на формирование обобщённой схемы ориентировки в смысловой структуре художественного текста (по типу сказки). Структура любой волшебной сказки, согласно В. Я. Проппу, включает постоянные, устойчивые элементы — функции действующих лиц независимо от того, кем и как они выполняются. Число функций ограничено (31), и последовательность функций всегда одинакова. Функции можно свести к 20 основным (Дж. Родари), включающим такие, как: предписание или запрет, нарушение запрета, вредительство или недостача; отъезд героя; задача; встреча с дарителем; волшебные дары; появление героя; сверхъестественные свойства антагониста; борьба; победа; возвращение; прибытие домой; ложный герой; трудные испытания; беда ликвидируется; узнавание героя; ложный герой изобличается; наказание антагониста; свадьба. Учащимся предлагается сочинить оригинальную сказку, опираясь на указанную выше последовательность реализации функций действующих лиц. Выполнению задания должен предшествовать анализ одной из известных волшебных сказок с опорой на схему В. Я. Проппа.
Критерии оценивания:
-
умение понимать основную мысль текста;
-
умение прогнозировать развитие событий художественного текста; -
умение соотносить смысл фрагментов текста и устанавливать связи между ними;
-
умение формулировать систему аргументов; -
умение интерпретировать текст;
-
умение выделять личностные характеристики персонажей на основе понимания смысла описания событий и их поступков; -
умение составлять оригинальный текст сказки на основе обобщённой схемы.
Задание «Понимание научного текста»
Цель: развитие умения структурировать научный (познавательный) текст и составлять краткий конспект.
Возраст: 12—15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (география, история и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в группах.
Описание задания: учащимся предлагается общая схема структурирования текста и текст познавательного характера (1—2 страницы).
Инструкция: учащиеся внимательно читают текст, находят в нём ответы на вопросы, данные в схеме, и заполняют соответствующие графы конспекта.
Материал: карточки с вопросами и заданиями.
1. Что составляет предмет обсуждения в тексте? ,
2. Дайте определение предмета.
3. Какова структура (строение) предмета? Из каких
компонентов состоит предмет?
4. С какими другими предметами (понятиями) связан
предмет?
5. Как возникает и развивается (эволюционирует) предмет?
6. Назовите основные функции предмета и области его
применения. . :
7. Какие свойства и характеристики предмета обеспечивают
возможность реализации указанных функций?
8. Как осуществляется производство предмета?
9. Укажите типологию предметов.
Задание «Приёмы осмысления текста в ознакомительном чтении*
{СП. Доблаев, 1987)
Цель: усвоение приёмов осмысления текста, включая приёмы постановки перед собой вопроса и поиска ответа на него, постановки вопроса-предположения, антиципации плана изложения, антиципации содержания, реципации (мысленного возвращения к ранее прочитанному).
Возраст: 14—15 лет.
Учебные дисциплины: гуманитарные (история, литература, география и др.) и естественно-научные (физика, биология, химия).
Форма выполнения задания: работа индивидуальная и в парах.
Описание задания: учащимся предлагается текст, определённые фрагменты которого отмечены символами, обозначающими необходимость выполнения соответствующего приёма. Содержание приёма разъясняется на ориентировочной карточке. Учащимся надо:
-
прочитать текст и в местах, отмеченных символами В, ВПр, АП, АС, Р, записать содержание использованных приёмов осмысления текста;