Файл: Исследование по изучению процесса формирования познавательного интереса учеников начальной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12 социального субъекта. По мнению ЛИ Божович, этот уровень развития самосознания имеет непосредственную связь с возникновением специфического личностного новообразования – внутренней позиции школьника. Стремление к такой позиции характеризует личность ребенка в целом, оно определяет особенности его поведения, деятельности и систему отношений к окружающей действительности и самому себе. Самопознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая отличается от игровой своей целенаправленностью, результативностью, обязательностью, произвольностью. Эта деятельность получает оценку окружающих людей и поэтому определяет положение младшего школьника среди них, от этого зависят его внутренняя позиция, его самоощущение и эмоциональное благополучие. Теперь, уже в учебной деятельности, ребенок познает себя, у него складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. В основе самооценки младших школьников лежат представления о себе. В результате исследований (НУ. Садыкова[35], МВ. Найн[28]) было выявлено три группы детей по степени сформированности у них представлений о себе. К первой группе относятся учащиеся, у которых представление о себе относительно адекватно и устойчиво. В содержание представлений входят многие, а главное, сложные и обобщенные качества личности. Дети этой группы характеризуются умением анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думать о себе. В деятельности эти дети больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля. Вторая группа учащихся характеризуется тем, что представления ее членов о себе неадекватны и неустойчивы. У них нет, достаточного умения выделять, у себя существенные качества, анализировать свои поступки. Число осознаваемых ими собственных качеств мало. Лишь в некоторых ситуациях дети этой группы могут оценивать себя адекватно. Кроме того,

13 они требуют особого руководства со стороны взрослых по формированию навыков самоконтроля. Для третьей группы учащихся характерно то, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет, стремления заглянуть в свой внутренний мир, их представление о себе неустойчиво, самооценка неадекватна, те. эти дети имеют низкий уровень развития представлений о себе. Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению в практической деятельности ориентироваться на свои объективные возможности и силы. Таким образом, представления о себе в младшем школьном возрасте формируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка ив процессе его общения с другими людьми. Младшие школьники различают в себе больше личностных качеств, чем дошкольники. Происходит обогащение психологического словаря, оценки и самооценки дифференцируются. У детей младшего школьного возраста появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку (теперь уже не только черно - белую. В самоописаниях младших школьников обнаруживается склонность определять себя в социальных терминах, появляется стремление подчеркнуть свою принадлежность к определенной группе, полу, вычленить свои индивидуальные качества, свои особенности, свое отличие от остальных. Исследования показали (А.Ю. Дейкина[11] ), что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу наблюдается рост умений правильно оценивать себя, свои возможности ив тоже время снижается тенденция к переоценке своей личности и своего поведения. Устойчивая заниженная самооценка у младших школьников проявляется довольно редко. Все это свидетельствует о том, что самооценка младшего школьника динамична ив тоже время имеет тенденцию к устойчивости,


14 переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения, влияет на формирование определенных качеств личности. Так, например, дети, имеющие адекватную самооценку активны, бодры, общительны, находчивы и обладают чувством юмора. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Эти дети выбирают только легкие задачи, как в жизни, таки в предполагаемой ситуации. Они словно берегут свой успех, боятся его потерять и поэтому в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоценивают. Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой также является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, недостатки, сосредоточивать на них свое внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неудач. Такие дети очень ранимы, робки, повышено-тревожны, застенчивы. Сосредоточенность на себе, собственных трудностях, неуспехах затрудняет их общение с детьми и взрослыми. В тоже время эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные достоинства. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на

15 своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они необязательно расхваливают себя, но зато охотно критикуют все, что делают другие. Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуверенность – эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой. Итак, формируясь в учебной деятельности ив процессе общения, самооценка младшего школьника может стать устойчивым свойством личности, и оказывать влияние на возникновение других личностных особенностей.
Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременными бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. Возможности детей ко времени поступления в школу достаточно велики, чтобы начинать систематическое обучение. Формируются и


16 элементарные личностные проявления дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их (хотя чаще не доводят дела до конца, делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность, к новым формам взаимоотношений с взрослыми. Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия. С поступлением ребенка в школу резко изменяется весь его уклад жизни, его социальное положение, положение в коллективе, семье. Основной его деятельностью отныне становится учение, важнейшей общественной обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьезный труд, требующий известной организованности, дисциплины, немалых волевых усилий со стороны ребенка. Все чаще и больше приходится делать то, что надо, а не то, что хочется. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться и взрослеть. С первых дней обучения в школе возникает основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте. Это противоречие между постоянно растущими требованиями, которые предъявляют учебная работа, коллектив к личности ребенка, к его вниманию, памяти, мышлению, и научным уровнем психического развития, развития качеств личности. Требования все время нарастают, и наличный уровень психического развития непрерывно подтягивается к их уровню. Многолетние исследования психологов показали, что старые программы и учебники явно недооценивали познавательные возможности младших школьников, что нерационально растягивать и без того скудный учебный материал на четыре года. Замедленный темп продвижения, бесконечное однообразное повторение вели не только к неоправданной потере времени, но весьма отрицательно сказывались на умственном развитии школьников.

17 Новые программы и учебники, гораздо более содержательные и глубокие, предъявляют большие требования к психическому развитию младшего школьника и активно стимулируют это развитие.

18 Особенности познавательного интереса учеников начальной школы В психолого-педагогической науке установлено, что познавательный интерес выступает ведущей и ключевой составляющей мотивации учения. По мнению ряда авторов (Л.С.Выготский[8,9,10], АН. Леонтьев[21], А.К.
Маркова[24], С.Л.Рубинштейн[34]), познавательный интерес – это мотив, лежащий в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, устремленный характер. Как показали исследования ЛИ. Божович[7],
Н.Г.Морозовой[27], Ж.Н. Тельновой[38], Г. И.Щукиной[40] и др, в основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учения, лежит познавательный интерес. Он рождается из потребности во внешних впечатлениях ив активности, и начинает проявляться уже впервые дни жизни ребенка. ЛИ. Божович[7] отмечает, что развитие познавательного интереса происходит неодинаково у разных детей у одних он выражен очень ярко и носит теоретическое направление, у других детей он больше связан с практической активностью, что говорит о различном уровне познавательного отношения ребенка к действительности. Исследования МА. Пастушковой[30] и других показывают, что до начала систематического обучения в школе с содержанием познавательного интереса являются знаний житейские, а ненаучные, но, тем не менее, это влияет на создание предпосылок для усвоения научных знаний. Изданных детской и возрастной психологии известно, что ребенок приходит в школу, имея определенную внутреннюю готовность к обучению. Формирование предпосылок психологической готовности к школьному обучению обусловлено кризисом 6–7 лет, который Л.С. Выготский[10] объяснял утратой детской непосредственности и возникновением осмысленной ориентировки в собственных переживаниях (обобщением переживаний. Школьная ситуация развития выступает для младшего школьника как качественно-новая, что требует существенной внутренней перестройки,


19 обеспечивающей ребенку возможность осуществлять особую деятельность – учебную. В момент прихода ребенка в школу учебной деятельности как таковой еще нет, и ей предстоит сформироваться. Именно это, на взгляд большинства исследователей, и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главная проблема, которая возникает на этом пути, состоит в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять. Как отмечают
П.И.Пидкасистый[31] и другие исследователи, ребенок хочет выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе нужна познавательная мотивация и познавательный интерес. Многие авторы отмечают, что собственно познавательный интерес к знаниям еще несвойственен младшим школьникам. Во-первых, еще сильны интересы, характерные для дошкольного возраста во-вторых, доминирующее положение занимают социальные мотивы. У младших школьников по-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, правда, содержание игры меняется. Младший школьник продолжает играть в учителя, в школу. Нов игре он может часами решать, писать, петь, читать, рисовать и т. д. Это важно учитывать педагогу при организации учебной деятельности, применяя игровые технологии и делая процесс учебы увлекательным. У младшего школьника сохраняется сильная потребность в движениях. Он не может долго сидеть неподвижно. Для младшего школьника также особо характерна потребность во внешних впечатлениях. Именно она, как показывают исследования, впоследствии преобразуется в собственно познавательный интерес. Первоклассника в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов, событий, явлений. Потребность во внешних впечатлениях – основная движущая сила развития психики младшего школьника. Вначале обучения она удовлетворяется в первую очередь учителем. Он вводит ребенка в новую сферу деятельности и помогает ему понять новые

20 впечатления, разобраться в них. Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. Поданным исследований ЛИ. Божович[7], у первоклассников учебные мотивы занимают третье место, ау третьеклассников даже пятое место. Поданным исследований Е.В. Кочановской[19], первое место занимают широкие социальные мотивы, второе – узколичные, третье – учебно- познавательные. В некоторых сложных случаях социальные мотивы учения могут стать важным фактором, буквально спасающим распадающуюся учебную деятельность. В этой связи показателен опыт работы Ю.А. Лях[22], который показывает, что социальный мотив не быть плохим учеником может влиять на решимость ребенка прилежно учиться даже при отсутствии познавательного интереса. Вместе стем в мотивацию учения включаются различные мотивы младших школьников. Учение может иметь различный психологический смысл для ученика а) отвечать познавательной потребности, которая и выступает в качестве мотива учения, те. в качестве двигателя его учебной деятельности, определяя тем самым познавательные интересы б) служить средством достижения других целей. Тогда мотивом, способствующим выполнению учебной деятельности, является эта другая цель. Внешняя деятельность всех учеников похожа, внутренне она очень разная. Это различие определяется, прежде всего, мотивами и интересами, обусловливающими деятельность, которые определяют для ребенка смысл выполняемой им деятельности. Многие исследователи отмечают, что познавательный интерес, связанный с желанием овладеть необходимыми знаниями у младших школьников появляется под влиянием учителя, что способствует нарастанию потребности в новых знаниях. Тем не менее, строгой очередности возникновения этих интересов нельзя установить. Известно, что многие дети


21 уже до школы испытывают потребность в познании окружающего мира. Входе обучения познавательные интересы младшего школьника постепенно претерпевают существенные изменения. Одни из них превращаются в устойчивые, другие исчезают, появляются новые. Большое место в стимулировании познавательного интереса младшего школьника занимает оценка. Ноне все дети вначале школьного обучения хорошо понимают ее объективную роль и смысл. Отметочная мотивация как показано ША.
Амонашвили[2], В.И. Загвязинским[16] и др, часто оказывает негативное влияние на познавательный интерес ребенка, что такая опасность формирования эгоистических побуждений, не относящихся к сущности учения, влияет на развитие отрицательных черт личности. Большинство авторов убеждены, что если в начальной школе складываются устойчивые познавательные интересы, то они оказывают в целом решающее влияние на ход дальнейшего обучения ребенка. Устойчивое позитивное отношение младших школьников к учению и познанию во многом определяется успешным развитием и качеством содержания самой учебной деятельности, обеспечивающей переход от познавательной потребности к развитию познавательных интересов. Эти интересы выражаются в стремлении ребенка проявлять интеллектуальную активность, преодолевать возникающие в процессе познания трудности. Необходимо отметить, что в большинстве исследований учебная мотивация рассматривается как образование, которое возникает, прежде всего, на основе совокупности сформированных познавательных интересов ребенка.
И.А.Зайцевой[14] установлено, что с самого начала обучения в школе у детей происходят значительные изменения в направленности их интересов. Исследования показывают, что уже в конце дошкольного периода в результате целенаправленной образовательно-воспитательной работы у детей обычно формируется новая высшая потребность – учиться. В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни. Успех,

22 которым может сопровождаться школьное обучение, определяется стойким познавательным интересом ученика к объекту познания.

23 Выводы по первой главе На основании теоретического исследования литературы по рассматриваемой проблеме можно прийти к следующим выводам. Познавательный интерес – одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности. Большинство авторов определяют познавательный интерес как направленность личности на окружающий мир, отличающуюся такими свойствами, как активность и избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира и сопровождающуюся положительными эмоциями. Процесс формирования и развития познавательного интереса возможен только в деятельности и прежде всего в учебной. Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Познавательный интерес приводит как активизации различных психических процессов внимания, восприятия, памяти, воображения. В структуре познавательного интереса различают эмоциональный, интеллектуальный, регулятивный и творческий компонент. Младший школьный возраст – это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов. С началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. С развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста анализа, внутреннего плана действий, рефлексии. Познавательный интерес, связанный с желанием овладеть необходимыми знаниями у младших школьников появляется под влиянием учителя, что способствует нарастанию потребности в новых знаниях. Если в начальной школе складываются