Файл: Исследование по изучению процесса формирования познавательного интереса учеников начальной школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

24 устойчивые познавательные интересы, то они оказывают решающее влияние на ход дальнейшего обучения ребенка. Устойчивое позитивное отношение младших школьников к учению и познанию во многом определяется успешным развитием и качеством содержания самой учебной деятельности, обеспечивающей переход от познавательной потребности к развитию познавательных интересов.

25 ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

2.1. Исследование особенностей познавательного интереса у учеников и факторов, которые оказывают влияние на учащихся начальной школы Цель исследования – выявить особенности познавательного интереса учеников и их взаимосвязь с мотивами учения. Задачи исследования
1. Подобрать методики в соответствии с целью исследования.
2. Провести исследование по подобранным методикам.
3. Обработать полученные результаты, сделать выводы. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средней Общеобразовательной школы
№5" Чистопольского Муниципального района Республики Татарстан, ученики го класса.
МБОУ "СОШ №5" функционирует с 1980 года. Она осуществляет учебно-воспитательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ 3 ступеней образования начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование. На сегодняшний день в школе обучается 1023 учащихся, работает 66 педагогов. В третьем классе учатся 30 человек, из них 17 девочек и 13 мальчиков. Все они из благополучных семей, есть полная (мама и папа) и неполная (мать или отец-одиночка) семьи, некоторые семьи многодетные (3 и более детей. Полная семья составляет 50% от общего количества, неполная семья составляет 7%, многодетная семья составляет 43%. В своем исследовании мы исходили из положения о том, что в основе познавательных интересов, учащихся лежат мотивы деятельности. В связи с этим использовались следующие методики

26 Анкета Познавательные интересы (В.С. Юркевич). Методика позволяет выявить уровень познавательных интересов младших школьников. На вопросы анкеты предлагается ответить школьному учителю, который хорошо знает своих учеников (Приложение 1). Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов автор Н. Лусканова). Диагностика уровня школьной мотивации. Методика предназначена для выявления трёх уровней школьной мотивации – высокого, среднего и низкого, а также показывает положительное или негативное отношение учащегося к школе (Приложение 2). Методика для диагностики учебной мотивации школьников методика МВ. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой). Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц. Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся МВ. Матюхиной, модифицирована с учетом выявленных
Н.Ц. Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации. Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность (Приложение 3).


27
2.2. Анализ результатов исследования Для определения уровня познавательных интересов третьеклассников нами была предложена учителям начальных классов анкета Познавательная потребность В.С. Юркевич. (Приложение 1) Результаты, которые мы получили, представлены в таблице 1. Таблица 1. Результаты анкетирования учителей начальных классов на определение уровня познавательных интересов Уровень Количество учеников
% от общего числа Высокий
4 20% Средний
9 45% Низкий
7 35% Проиллюстрируем полученные нами результаты на графике (рисунок 1). Рис. 1. Уровень познавательных интересов учеников третьих классов
0 1
2 3
4 5
6 7
8 9
10
Высокий
Средний
Низкий
4 9
7 20%
45%
35%
% от общего числа
Количество учеников

28 Полученные данные говорят о том, что у младших школьников недостаточно сформированы познавательные интересы. На высоком уровне находится лишь 20% учеников. Для них характерно проявление инициативы, самостоятельности, желания решать познавательные задачи. В случае возникающих трудностей такие ученики не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата. Средний уровень познавательного интереса показали 45% учеников. Они демонстрируют большую степень самостоятельности в решении познавательных задача также в поиске способа их выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, такие детине теряют положительного эмоционального отношения к ней, стремятся найти помощь у учителя, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, стремятся выполнить задание до конца. На низком уровне познавательного интереса оказались 35% третьеклассников, для которых характерно отсутствие инициативы и самостоятельности в процессе выполнения учебных заданий, утрата к ним интереса в случае возникновения затруднений, проявление отрицательных эмоций. Такие ученики не задают познавательных вопросов, они нуждаются в детальном объяснении условий выполнения задания, постоянном руководстве и контроле со стороны взрослого. Для определения уровня школьной мотивации младшим школьникам был предложен тест по методике МВ. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Мы раздали ученикам тест с 10 вопросами. На вопросы теста необходимо было выбрать только один ответ. Результаты, которые показал тест, мы предоставили в таблице 2.

29 Таблица 2. Результаты исследования уровня школьной мотивации учащихся третьего класса Уровень Количество учеников
% от общего числа Высокий
5 25% Средний
8 40% Низкий
7 35% Покажем на графике полученные результаты (рисунок 2). Рис. 2. Уровень школьной мотивации учеников третьих классов Полученные данные свидетельствуют о том, что высокий уровень школьной мотивации и учебной активности показали 25% учащихся х классов. Такие ученики характеризуются стремлением выполнять все школьные требования, наличием высоких познавательных мотивов. На среднем уровне находится 40% детей, которым свойственна хорошая школьная мотивация, преобладание познавательных мотивов над
0 1
2 3
4 5
6 7
8 Высокий Средний
Низкий
5 8
7 25%
40%
35%
% от общего числа
Количество учеников

30 социальными. Такой результат является нормой, его демонстрируют большинство учащихся начальных классов. Низкий уровень выявлен у 35% младших школьников, что является свидетельством школьной дезадаптации, негативного отношения к школе. Такие результаты характерны для детей с низкой мотивационной, физиологической и психологической готовностью к обучению в школе. Покажем соотношение (взаимосвязь) познавательных интересов младших школьников с уровнем школьной мотивации на графике (рисунок
3). Рис. 3. Сравнительные результаты уровня познавательных интересов и школьной мотивации учеников третьих классов. Сравнительные результаты, показанные на графике, говорят о том, что между школьной мотивацией и познавательными интересами младших школьников существует тесная связь. Можно предположить, что мотивы школьного обучения непосредственно влияют на познавательные интересы учащихся и их уровень.
0%
5%
10%
15%
20%
25%
30%
35%
40%
45%
Высокий
Средний
Низкий
Рис.1
Рис. 2

31 Третий тест по методике МВ. Матюхиной в модификации Н.Ц.
Бадмаевой был предназначен для диагностики учебной мотивации школьников Это многофакторная методика, в ней 11 шкал. Этот тест позволяет определить основные мотивы, которые руководят деятельностью школьников в процессе учения. Результаты, которые мы получили, покажем в таблице 3. Таблица 3. Сводная таблица результатов исследования направленности мотивации учащихся третьих классов Мотивы
Кол-во совпадений
Кол-во ответивших детей
1 Долга – ответственности
1-2 4
2 Самоопределения – самосовершенствования
3-4 3
3 Благополучия
5-6 7
4 Аффилиации
7-8 6
5 Престижа
9-10 0
6 Избегания неудач
11-12 0
7 Содержания учения
13-14 0
8 Процесса учения
15-16 0
9 Коммуникации
17-18 0
10 Творческой самореализации
19-20 0
11 Достижения успеха
21-22 0 Итак, обобщим полученные данные (таблица 4).

32 Таблица 4. Направленность школьной мотивации третьеклассников Количество учеников
% от общего числа Высокий
7 35% Средний
0 0% Низкий
13 65% Проиллюстрируем полученные результаты на графике (рисунок 4). Рис 4. Направленность школьной мотивации третьеклассников Результаты теста на определение направленности школьной мотивации у учащихся третьих классов показали преобладание внешних мотивов над внутренними, что говорит о недостаточно сформированном познавательном интересе, который и был выявлен входе исследования. Полученные данные подтверждают положение о том, что в начальной школе необходима целенаправленная работа по формированию и развитию познавательных интересов учащихся.
0 2
4 6
8 10 12 14
Высокий
Средний
Низкий
% от общего числа
Количество учеников 13

33 Мы предложили педагогами родителям обратить особое внимание нате мотивы, которые лежат в основе учебной деятельности младших школьников, и дали рекомендации, методы и приемы для повышения уровня развития познавательных интересов на уроках у учащихся 3 класса.
1. Анкетирование, наблюдение. Для того, чтобы вести работу по развитию познавательного интереса, необходимо изучить, выявить уровень интереса у учащихся. Для этого вначале работы проводится анкетирование детей. Анкета Почему я учусь методика Л.К.Максимова) предполагает выявить мотивы учения. Зная мотивы учения, легче организовать формирование познавательного интереса учащихся. Кроме анкет для исследования интересов надо использовать метод наблюдения. В процессе наблюдения выясняется, что более интересует младших школьников – сам ли процесс учебной работы или содержание учебного материала и какое именно какие виды учебной работы, наиболее интересуют учащихся, и какова роль каждого из них в формировании учебных интересов, при каких условиях учащиеся проявляют наибольшую активность в учебной работе значение различных методических приёмов, применяемых на уроках для возбуждения и воспитания интереса у учащихся. В процессе наблюдений выясняется, что в тех случаях, когда учитель ведёт урок, всё время усложняя материал, школьники работают с неослабевающим интересом и не нуждаются в том, чтобы содержание урока было разбавлено занимательными, ноне относящимися к сути дела материалами. Важнейшее значение для учащихся приобретает решение поставленной задачи и самостоятельность в достижении этого результата. С введением ФГОС педагог должен полностью пересмотреть свой подход к методам обучения детей. Федеральный государственный стандарт определяет конечный идеальный портрет выпускника начальной школы, а это как раз самостоятельная активная личность.

34
2. Самостоятельная работа.
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Важнейшей предпосылкой в процессе активной познавательной деятельности является интерес, с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки. С этой целью нужно использовать активные методы обучения не только при организации самостоятельной работы, но ив начале урока, на этапе выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока. Целями повышения уровня познавательной активности учащихся и ускорения процесса усвоения знаний, умений и навыков должна быть хорошо организованная самостоятельная работа. Умения и навыки любого рода формируются в процессе самостоятельной деятельности. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата. Таким образом, активизация учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний становится творческой переработкой информации в сознании учеников и решении поставленных передними познавательных задач. Это стимулирует подачу учебного материала, которая исключает возможность получения школьниками готовых выводов и вооружает их материалом для самостоятельных умозаключений. На уроках, нужно применять такие методы как словесный, поисковый, исследовательский и др. Формы работы тоже разнообразны это и

35 индивидуальная, парная, групповая и другие. Самостоятельную работу нужно проводить на всех этапах урока в зависимости от цели.
3. Исследовательская и проектная деятельность. Исследовательская и проектная деятельность – всегда были и остаются неотъемлемой составляющей начального образования. Ученикам начальных классов свойственна тяга ко всему новому, к тайнами открытиям. В современной школе значимость исследовательской и проектной деятельности возрастает, а проведение учебных исследований с младшими школьниками это особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода – решение какой-либо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Исследовательская и проектная деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, обеспечивает рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста. Именно исследовательская работа делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Проектной и исследовательской деятельности как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться уделяется большое внимание в
ФГОС. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, критического и творческого мышления, умений ориентироваться в информационном пространстве. Занимаясь проектной и исследовательской

36 деятельностью, учащиеся учатся самостоятельному, критическому мышлению, принимать самостоятельные аргументированные решения, размышлять, опираясь на знание фактов, делать обоснованные выводы учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.
4. Игровая деятельность. Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание. При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – нет зевающих на уроке. Дети играют и непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по предмету.

37
5. Интеграция. Интегрированный урок как способ активизации познавательной деятельности младших школьников одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельности учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Интеграция – процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
6. Проблемное обучение. Другая форма управления – направление учащихся не решение поисковых задач, постановки передними задач проблемного типа. Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения. Данный метод включает в себя выдвижение проблемного вопроса,

38 создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого, создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу, демонстрацию опыта или сообщение о нем – основу для создания проблемной ситуации решение задач познавательного характера. Результатом обучения является становление активной жизненной позиции младших школьников, проявляющейся в самостоятельной познавательной активности. В основе исследовательской деятельности лежит умение самостоятельно решать проблему, а значит, развитие познавательных навыков. Кроме того, развиваются поисковые, оценочные, коммуникативные умения и навыки. Участие в исследовательской деятельности повышает у детей уверенность в себе и позволяет успешнее учиться.

39 Выводы по второй главе Целью эмпирического исследования было выявление особенностей познавательного интереса учеников и их взаимосвязь с мотивами учения. Для достижения поставленной цели были подобраны следующие методики анкета Познавательные интересы (В.С. Юркевич), диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов (Н. Лусканова), методика для диагностики учебной мотивации школьников (методика МВ.
Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой). В исследовании приняли участие 20 учеников третьих классов. В результате проведенной работы были сделаны следующие выводы. У младших школьников недостаточно сформированы познавательные интересы – на высоком уровне находится лишь 20% учеников, на среднем –
45% и на низком – 35%. Можно предположить, что мотивы школьного обучения непосредственно влияют на познавательные интересы учащихся и их уровень, так как они, по нашим данным, находятся в корреляционной зависимости. Высокий уровень школьной мотивации показали 25% учеников, средний – 40% и низкий – 35%. Внешние мотивы учения у младших школьников преобладают над внутренними, что является свидетельством недостаточно сформированного познавательного интереса. Мы предложили педагогами родителям обратить особое внимание нате мотивы, которые лежат в основе учебной деятельности младших школьников, и дали рекомендации, методы и приемы для повышения уровня развития познавательных интересов на уроках у учащихся 3 класса.

40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Современное общество нуждается в высокообразованных, способных к непрерывному творческому саморазвитию специалистах и гражданах. В связи с этим возрастает значение фундаментального образования, которое невозможно получить без творческих способностей обучаемых, что свою очередь невозможно без формирования познавательного интереса. Интерес является той базой, на которой строится процесс обучения. В начальной школе ученик еще неориентированна завершение образования, наоборот, его целью является дальнейшее обучение, поэтому в процессе образовательной деятельности младших школьников педагогам важно не только сформировать интересно и сохранить его на всех этапах школьного обучения. Образовательный и воспитательный уровень в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентированна психологию индивидуального и возрастного развития ребенка. Это вызывает необходимость психолого-педагогического изучения личности школьников на протяжении всего периода обучения с целью определения индивидуальных вариантов развития, выявления творческих способностей каждого ребенка, раскрытия неповторимости его личности, укрепления его собственной позитивной активности, оказания своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важным это является в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение ребенка, когда учеба становится ведущей деятельностью, в процессе которой продолжают формироваться и развиваться психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания. В результате теоретического анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования мы выявили, что познавательный интерес
– одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у

41 школьников в процессе учебной деятельности. Познавательный интерес – это направленность личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира и происходит на положительном эмоциональном фоне. Процесс формирования и развития познавательного интереса осуществляется, прежде всего, в учебной деятельности. Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное. Между уровнем развития познавательного интереса и приобретением знаний об окружающем мире существует определенная взаимосвязь. Познавательный интерес приводит к активизации различных психических процессов внимания, восприятия, памяти, воображения. В структуре познавательного интереса различают эмоциональный, интеллектуальный, регулятивный и творческий компонент. Младший школьный возраст – это тот период, в который происходит развитие школьной мотивации, от которой зависит уровень и содержание познавательных интересов. Познавательный интерес, связанный с желанием овладеть необходимыми знаниями у младших школьников появляется под влиянием учителя. Если в начальной школе складываются устойчивые познавательные интересы, то они оказывают решающее влияние на ход дальнейшего обучения ребенка. Устойчивое позитивное отношение младших школьников к учению и познанию во многом определяется успешным развитием и качеством содержания самой учебной деятельности, обеспечивающей переход от познавательной потребности к развитию познавательных интересов. Нами было проведено эмпирическое исследование. Его целью было выявление особенностей познавательного интереса учеников и их взаимосвязи с мотивами учения. Исследование показало, что у младших школьников недостаточно сформированы познавательные интересы. Можно предположить, что мотивы школьного обучения непосредственно влияют на познавательные интересы учащихся и их уровень, так как они, по нашим

42 данным, находятся в корреляционной зависимости. Внешние мотивы учения у младших школьников преобладают над внутренними, что является свидетельством недостаточно сформированного познавательного интереса. Считаем гипотезу исследования в основном доказанной, задачи выполненными.

43 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтунина И. Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей формирование и развитие) : учебное пособие / Алтунина И. Р. ; Моск. психол.-соц. ин-т. - Москва : [Изд-во Московского психолого-социального института, 2006. - 71 с
2. Амонашвили ША, Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. - 2000. - № 2. - С. 14-
16.
3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей Монография. –– Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ,
2004. – 280 с
4.
Баранова Э.А. (канд. психол. наук. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников - Санкт-Петербург : Речь,
2005. - 121 с.
5. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. - М Речь, 2004. – с.
6. Бараз Э.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе личностно-ориентированного взаимодействия участников обучения. - М Просвещение, 2005. - с. 458.
7. Божович ЛИ. Проблемы формирования личности Избранные труды Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М Педагогика-Пресс, 2001. – с.
8. Выготский JI.C. К вопросу о психологии и педологии // Культурно- историческая психология. – 2007. – № 4 – C. 101-112.
9.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
СПб.: Союз 2014 с.
Выготский Л. С. Психология развития ребёнка, Смысл, 2005.
11. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес сущность и проблемы изучения - М Просвещение, 2012. - с.

44 12. Дубровина ИВ. и др. Психология Учебник / ИВ. Дубровина, ЕЕ. Данилова, A.M. Прихожан Под ред. И.В.Дубровиной.– М Прогресс, 2007. –
367 с.
13.
Задунова Е.В., Омельченко А.А. Формирование ученой мотивации младших школьников Начальная школа. - 2007. - № 2 - с 14. Зайцева И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. – Ноябрьск, 2005. – с.
15. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого- педагогического исследования. - М Академия, 2005. - 208 с.
16.
Зверева Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 787-792.
17. Изард К.Э. Эмоции человека М Директ-Медиа, 2008. - 954 с.
18. Коменский Я. А. Великая дидактика / – М Книга по Требованию,
2012. – 321 с.
19. Кочановская Е.В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников Дисс. канд. пед. наук. - Калининград,
2000. - с.
20. Лебедева А.В. Уровни развития познавательного интереса у младших школьников // Среднее профессиональное образование. - 2010. -
№2. - С.
21. Леонтьев А.Н..
Психологические основы развития ребенка и обучения. М Смысл, 2009.
22. Лях Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии Автореф. дис... канд. пед. наук. - Кемерово, 2004. – 14 с.
23. Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий Педагогический альманах. - 2002. - № 1.- С.
94-99.

45 24. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников /. Статья- 2015. -с.
25. Меньшикова
ЕА.
Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник ТГПУ . - 2008. - №3. - С.
26. Менчинская H.A. Проблемы обучения, воспитания и психологического развития ребенка. – М МПСИ; Воронеж МОДЭК, 2004. -
511 с.
27. Морозова Н.Г. Учителю опознавательном интересе. – М Знание, с.
28. Найн МВ. Формирование познавательных интересов младших школьников в совместной учебной деятельности Автореф. дисс. . канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2004. – с.
29. Павелко Р В Детская психология учеб пособие для вузов работа студ / Р В Павелко, ОП Цигипало - М Академ-выдал 2011 -373 с.
30. Пастушкова МА. Формирование познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности Автореф. дис. . канд. пед. наук. – Мс. Пидкасистый ПИ. Психология и педагогика. — М Высшее образование, 2010. — 714 с.
32. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов - 100 ответов Учебное пособие. - М ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 365 с.
33. Пологрудова И. С. Теоретические подходы к изучению познавательного интереса в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2012. - №4. - С. 366-367.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002 35. Садыкова НУ. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной деятельности Дис. ... канд. пед. наук. – Воронеж,
2004. – 217 с.
36. Сластенин В.А. Педагогика. – М Академия, 2014. – с.

46 37. Сопранов И.А. статья- Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника.
38. Тельнова Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения. Дисс. канд. пед. наук. - Омск, 2003.
39. Трубинова КМ. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе // Педагогика сегодня проблемы и решения материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г. — Казань Молодой ученый, 2017. — С. 9-14.
40. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.
– Фортуна, Мс
Приложение
1
1   2   3

Анкета Познавательные интересы (В.С. Юркевич)
1. Как часто Вы подолгу занимаетесь какой-нибудь умственной работой а) постоянно (5) б) иногда (3) в) очень редко (1) Что предпочитает школьник, когда задан вопрос на сообразительность а) помучиться, но самому найти ответ (5) б) когда как (3) в) получить готовый ответ от других (1)
3. Много ли читает школьник дополнительной литературы а) постоянно, много (5) б) иногда много, иногда ничего не читает (3) в) мало или совсем ничего не читает (1) Насколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой а) очень эмоционально (5) б) когда как (3) в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) (1) Часто ли ребенок задает вопросы а) часто (5) б) иногда (3) в) очень редко (1) Обработка результатов подсчитать сумму баллов каждого ученика и разделить ее на 5. Полученное в результате число – это показатель интенсивности познавательных потребностей. Интенсивность можно считать сильно выраженной, если показатель больше 3,5; умеренной, если результат от 2,5 до 3,5; слабой, если результат меньше 2,5.

48 Приложение 2 Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов автор Н. Лусканова) Инструкция к тесту В каждом из вопросов выбери один ответ.
Тест
1. Тебе нравится в школе а) не очень б) нравится вне нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному; виду с радостью.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома а) не знаю б) остался бы дома в) пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки а) не нравится б) бывает по-разному; в) нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий а) хотел бы б) не хотел бы вне знаю.

49 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены а) не знаю б) не хотел бы в) хотел бы.
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям а) часто б) редко вне рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель а) точно не знаю б) хотел бы вне хотел бы.
9. У тебя в классе много друзей а) мало б) много в) нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники а) нравятся б) не очень вне нравятся. Обработка и интерпретация результатов Входе обработки используется специальный ключ, представленный ниже Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке высокий уровень – оценивается в 2 балла средний уровень – в 1 балл низкий уровень – 0 баллов. Уровни школьной мотивации учащихся начальных классов определяются последующим диапазонам


50 14-20 баллов – высокий уровень школьной мотивации и учебной активности. Ученики, показавшие такой результат, характеризуются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением выполнять все школьные требования.
7-13 баллов – средний уровень, хорошая школьная мотивация. Данный результат является нормой, его показывают большинство учащихся начальных классов. Ученики, показавшие такой результат, характеризуются преобладанием познавательных мотивов над социальными.
1-6 – низкий уровень, школьная дезадаптация, негативное отношение к школе. Такой результат характерен для детей с низкой мотивационной, психологической, физиологической готовностью к школе

51 Приложение 3 Методика для диагностики учебной мотивации школьников методика МВ. Матюхиной в модификации Н. Ц. Бадмаевой) Шкалы мотивы долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования, благополучия, аффилиации, престижа, избегания неудачи, содержание учения, процесс учения, коммуникативные, творческой самореализации, достижения успеха. Назначение теста Методика предназначена для диагностики учебной мотивации школьников. Методика разработана Н.Ц.Бадмаевой на основе методики изучения мотивационной сферы учащихся М.В.Матюхиной, модифицированная с учетом выявленных Н.Ц.Бадмаевой дополнительных мотивов учения (коммуникативного мотива и мотива творческой самореализации. Методика была подвергнута стандартизации и показала достаточную дискриминативную и ретестовую надежность и содержательную валидность. Инструкция к тесту. Проводится три серии испытаний
.
Первая серия Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения. Вторая серия Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения. Третья серия Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

52 Тестовый материал
1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.
2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.
3. Хочу окончить школу и учиться дальше.
4. Хочу быть культурными развитым человеком.
5. Хочу получать хорошие отметки.
6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.
7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.
8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.
9. Хочу быть лучшим учеником в классе.
10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.
11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.
12. Не хочу получать плохие отметки.
13. Люблю узнавать новое.
14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.
15. Люблю решать задачи разными способами.
16. Люблю все новое и необычное.
17. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.
18. Люблю, когда на уроках все вместе обсуждают что-либо
19. Хочу учиться хорошо, чтобы в будущем иметь интересную профессию.
20. Учеба поможет мне найти свое место в жизни.
21. Хочу учиться только на «4» и «5».
22. Хочу добиться в будущем больших успехов. Ключ к тесту Мотивы долга и ответственности 1 – 2 суждения самоопределения и самосовершенствования 3 – 4;