Файл: Определение параметров лебёдки грузоподъемной установки.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Домашнее задание
по дисциплине
«Расчет и конструирование машин и оборудования
нефтяных и газовых промыслов»
на тему «Определение параметров лебёдки грузоподъемной установки»
Общие методические указания
Лебедка – совокупность передач, муфт, тормозов, барабанов и станин, выполненных в виде единого агрегата. На различных грузоподъемных устройствах устанавливают грузовые и вспомогательные лебедки для подъема и опускания груза. Лебедки также используются для перемещения груза в горизонтальной плоскости.
Для выполнения работы необходимо обладать знаниями общего устройства основных типов грузоподъемных машин, их узлами и деталями.
Исходные данные для расчета лебедки представлены в таблице 1. Номер варианта выдается преподавателем. В последующем, по настоящей методике, студенты выполняют следующее:
-
Рассчитывают рабочую нагрузку и подбирают канат. -
Определяют размеры грузового барабана: диаметр, длину, канатоемкость. -
Определяют требуемую мощность и выбирают электродвигатель. -
Определяют передаточное число редуктора и подбирают редуктор.
5. Выбирают колодочный тормоз, и проверяют его работоспособность по удельному давлению на шкив.
6. Выполняют кинематическую схему грузоподъемного механизма по числовым величинам, полученным расчетным путем и взятым из таблиц фактических размерам выбранных узлов механизма.
Для облегчения работы студентов последовательность выполнения расчетов и методика подбора деталей и узлов грузоподъемного механизма в данном пособии поясняются на конкретном примере.
Таблица 1
Исходные данные
№ задания | Вес поднимаемого груза, Q кН | Скорость подъема груза, V м/мин | Высота подъема груза, Н м | Режим работы механизма | Схема грузового полиспаста (рис. 1) |
1 2 3 4 5 | 20 25 30 50 75 | 20 30 20 20 10 | 20 40 10 20 10 | легкий средний тяжелый легкий средний | а а а б в |
6 7 8 9 10 | 10 50 75 100 150 | 10 15 15 15 10 | 20 10 10 30 30 | тяжелый легкий средний тяжелый легкий | а а б в в |
11 12 13 14 15 | 20 25 30 50 70 | 10 30 20 20 20 | 10 30 25 15 30 | средний тяжелый легкий средний тяжелый | а а а а б |
16 17 18 19 20 | 75 100 15 60 80 | 20 20 10 10 20 | 30 40 35 20 35 | легкий средний тяжелый легкий средний | в в в в б |
21 22 23 24 25 | 45 30 80 70 75 | 20 30 30 20 10 | 40 50 40 30 35 | тяжелый легкий средний тяжелый легкий | б б в в в |
26 27 28 29 30 | 100 75 50 75 95 | 10 15 10 25 30 | 40 40 45 25 50 | средний тяжелый легкий средний тяжелый | в в в б б |
Рис.1. Схема механизма подъема груза
Рис.2. Схема полиспастов подъема груза
Пример расчета лебедки с электрическим реверсивным приводом
Исходные данные:
Вес поднимаемого груза Q = 25 кН
Скорость подъема груза V = 30 м/мин.
Высота подъема груза Н = 30 м,
Режим работы механизма – средний
Схема грузового полиспаста согласно рис. 2, а.
Расчет:
-
К.п.д. полиспаста
Для определения к.п.д. полиспаста используем формулу:
(1)
Где: ηбл - к.п.д. блока. При устройстве блока на подшипниках скольжения бл = 0,94 - 0,96; на подшипниках качения бл = 0,97 - 0,98;
n - число блоков.
Для принятой схемы полиспаста пол = 0,982 = 0,96.
-
Натяжение ветви каната, набегающей на барабан
(2)
Где: q - вес крюковой обоймы и грузозахватных приспособлений, принимаемый при схеме подвески груза а, б и в соответственно равным 0,025; 0,05 и 0,075 веса поднимаемого груза. Для нашего примера q = 0,025Q;
m - кратность полиспаста. Для полиспаста по схеме 1, a m = 2;
б - к.п.д. направляющего блока (Рис. 1).
Следовательно, натяжение набегающей на барабан ветви каната будет равно
Sк = (25+0,025*25)/(2*0,96*0,98)= 13,6 кН
-
Подбор стального каната.
Канаты подбираются по ГОСТ, в котором указывается диаметр каната и разрывное усилие Sр, в зависимости от маркировочной группы (предела прочности материала на растяжение), с учетом необходимого запаса прочности
Sр Sк * k (3)
где k – коэффициент запаса прочности, равный для легкого режима работы – 5; для среднего - 5,5; для тяжелого -6.
Для заданного нам режима k = 5,5.
Подставив в формулу значение Sк, получим
Sр = 13,6 * 5,5 = 74,8 кН
Канат подбираем по ГОСТ 2688 (табл. 2) или по ГОСТ 3070, ГОСТ 3071, ГОСТ 3077, ГОСТ 7668, ГОСТ 7669, ГОСТ 7669-80 (табл. 3).
Учитывая требуемое минимальное значение Sр, выбираем ближайший больший типоразмер стандартного каната по ГОСТ 2688: Канат двойной свивки типа ЛК-Р конструкции 6 х 19 (1+6+6/6)+1 о.с. (органический сердечник), маркировочная группа (предел прочности материала каната на растяжение) 180 Н/мм2, имеющий минимальное разрывное усилие 79050 Н, диаметр каната dк = 11,5 мм.
Записываем типоразмер каната в тетрадь.
Фактический коэффициент запаса прочности равен
kф = 79050/13600 = 5,81 > 5,5
что соответствует Правилам Ростехнадзора для среднего режима работы грузоподъемного механизма.
-
Основные параметры барабана лебёдки
Минимальный диаметр барабана и блоков определяется согласно Правилам Ростехнадзора по формуле
Dб (e-1) dk(4)
где е – коэффициент, зависящий от типа грузоподъемной машины и режима ее эксплуатации: e=16 при легком режиме работы; e=18 при среднем режиме работы; e=20 при тяжёлом режиме работы. В нашем случае e= 18. Определяем минимальное значение диаметра.
Dб (18 - 1) ∙ 11,5 = 195,5 мм
В связи с тем, что увеличение диаметра барабана ведет к повышению долговечности каната, округляем Dб до ближайшего стандартного значения 250, 300, 350, … мм.
Принимаем Dб = 250 мм.
Канаты на барабан навиваются в один или несколько слоев. При однослойной навивке барабаны имеют канавки для укладки каната. В нашем примере барабан имеет малый диаметр при большой высоте подъёма груза, что предполагает многослойную навивку. Поэтому принимаем гладкий барабан с многослойной навивкой каната.
Длина барабана Dб зависит от длины навиваемого каната Lк, среднего диаметра навивки каната на барабан Dcp, числа слоев навивки Z и диаметра каната dк.
Длина навиваемого на барабан каната (канатоёмкость барабана) зависит от высоты подъёма груза и равна
Lк = m*H + l1 (5)
где l1 - длина каната, используемого для закрепления его на барабане, а также длина дополнительных витков, не разматываемых при обычной работе механизма и служащих для разгрузки мест крепления каната
l1 = π(Dб +dк )* (1,5…2) (6)
Lк = 2*30000+3,14*(250+11,5)*2 ≈ 62000 мм.
Определим требуемую длину барабана, при которой обеспечивается необходимая канатоёмкость.
При многослойной навивке канатоёмкость барабана связана с его диаметром очевидной зависимостью
Lк = πDср * n*z (7)
где: n - число витков каната на длине lб барабана
n = lб/dк (8)
z – число слоёв навивки каната;
Dcp — средний диаметр навивки каната
Dср = Dб + 2* (dк*z/2) = Dб + dк*z (9)
Канатоёмкость, выраженная через длину барабана, равна
Lк = π (Dб + dк*z) * (lб/dк)*z (10)
откуда находится минимальная длина барабана, соответствующая требуемой канатоёмкости.
lб Lк* dк / (π (Dб + dк*z)*z) (11)
Приняв предварительно z = 2, получаем
lб 62000*11,5/(3,14*(250+11,5*2)*2) = 416 мм.
Округляем lб до ближайшего большего значения, принимаем lб= 420 мм.
В барабанах длиной менее трех диаметров создается более благоприятная картина напряженного состояния из-за сравнительно небольшого изгибающего момента в материале.
Поэтому должно быть выдержано условие
lб / Dб 3
Проверяем выполнение этого условия:
lб / Dб = 420/250 = 1,68 3,
Требование lб / Dб 3 выполняется. Если lб / Dб > 3, нужно увеличить число слоев навивки каната (но не более чем до 4) или принять барабан несколько большего диаметра и заново определить его рабочую длину lб.
Высота борта барабана, выступающего над верхним слоем навивки каната, принимается равной
hб 2 dк
Диаметр бортов барабана должен превышать габарит намотанных витков на 2мм на сторону, т.е. Dбор в мм равен
Dбор = Dб + 2dк*(z + 2) (12)
В данном примере
Dбор = 250 + 2*11,5*(2+2) = 342 мм
-
Выбор электродвигателя.
Двигатель выбирается по мощности. Крутящий момент на валу двигателя в данный момент времени определяется текущим значением нагрузки на рабочем органе, приведённой к валу двигателя, т.е. весом груза, кратностью полиспаста, передаточным числом редуктора и кпд всей механической цепочки от груза до электродвигателя. Таким образом, мощность на валу двигателя определяется зависимостями
Nдв = (Q+q) *V/( ηпол *ηб * л) = Sк * Vк /л (13)
Где: Sк - натяжение каната, набегающего на барабан, кН;
Vк - скорость навивки каната на барабан, м/с,
Vк = V*m (14)
л - к.п.д. лебедки, включающий кпд редуктора и барабана.
При определении к.п.д. лебедки учитываются потери:
а) в опорах барабана: при подшипниках качения б = 0,95 - 0,97;
при подшипниках скольжения б= 0,93 - 0,95;
б) в редукторе р = 0,92 - 0,94.
ηл = ηб*ηр (15)
Условимся в нашем примере считать барабан установленным па подшипники качения
ηл= 0,96*0,93 = 0,89
Мощность двигателя при подъёме груза Q=25 кН со скоростью V=30 м/мин, соответствующем натяжении каната Sк=13,6 кН и скорости каната
Vк =V*m = 30*2= 60 м/мин= 1 м/с
Nдв = Sк * Vк /л = 13,6*1/0,89 = 15,28 кВт
По таблице 4 или по справочнику подбираем электродвигатель. Необходимо при этом помнить, что перегрузка электродвигателя допускается до 5%.
По таблице 4 при среднем режиме работы (ПВ25%) принимаем крановый электродвигатель MТ – 12-8, IV величины, с номинальной мощностью Nдв ном = 16 кВт, nдв = 720 об/мин. Радиус его корпуса