Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Определив основные цели и имея на руках все необходимые исходные условия, производится поиск всех возможных вариантов решения и оценка их применимости в этом конкретном случае.
После этого, по результатам поиска выбирается самый оптимальный (с позиции конкретного исследователя) путь решения и осуществляется его реализация.
На последнем этапе полученные результаты анализируются и если цели, поставленные на первом этапе не достигнуты, следует возврат в начало схемы или на любой из промежуточных этапов с целью корректировки.
В тех ситуациях, когда проблемы носят не разовый, а постоянный характер (как, в случае управления рисками), описанная последовательность и (или) отдельные ее шаги реализуются на постоянной (регулярной) основе.
Система управления рисками строится по аналогичной схеме. Однако некоторые из шагов делятся на более мелкие этапы и имеют другие специфические названия.
Общая схема процесса управления рисками, возникающими в управленческой деятельности представлена на рис.1.
Рис. 1 – Общая схема процесса управления рисками организации.
Управление рисками необходимо проводить по двум основным направлениям: сокращение уровня риска и создание резервов, необходимых для компенсации вероятных потерь. Данные направления необходимо брать во внимание при разработке управленческого решения.
2.2 Система анализа и оценки рисков
Оценка рисков – определение величины (степени, уровня) риска с применением количественных и качественных методов оценки.
Под оценкой риска в широком смысле понимают процесс определения вероятности возникновения события, связанного с риском14.
Рисковое событие способно оказать влияние на деятельность организации, иметь отрицательные или положительные (реже) для нее последствия.
Оценку рисков можно рассматривать как один из элементов процесса анализа рисков. Кроме оценки, в анализ входит также определение методов и инструментов управления рисками с целью снижения неблагоприятных для организации последствий возникновения рискованных ситуаций и извлечения выгоды в случаях, когда это возможно.
Анализ рисков представляет собой процесс выявления и оценки значимости факторов риска, а также оценка вероятности возникновения того или иного рискового события и определение его последствий для организации.
Оценка риска представляет собой ключевой этап системы управления рисками организации. Оценка рисков может осуществляться с применением качественных и (или) количественных методов оценки.
Эти методы не являются взаимоисключающими, а скорее дополняют друг друга в рамках комплексного анализа.
Качественные методы предназначены скорее для анализа рисков – их целью является идентификация факторов и областей рисков, а также определение и описание различных факторов, которые оказывают влияние на уровень того или иного вида риска.
Качественные методы анализа рисков используют в основном описательный подход, который должен результироваться в базу для проведения количественных исследований риска.
Количественный анализ рисков нацелен на определение численных характеристик размеров риска каждого вида и организации в целом. С помощью количественных методов организация производит стоимостную оценку возможных последствий реализации рисковых ситуаций.
В процессе оценки рисков используются некоторые допущения, без которых невозможно провести независимый и полный анализ. Эти допущения были предложены американским специалистом Б. Берлимером и заключаются в следующем15:
- потери организации от риска не зависят друг от друга;
- потеря организации в одном виде деятельности не обязательно оказывает влияние на другие виды деятельности и вероятность потерь в них;
- максимально возможный ущерб организации от риска ограничен ее финансовыми возможностями.
Далее рассмотрим этапы процесса оценки рисков. В процессе оценки рисков можно выделить типичные для всех организаций этапы:
-
Определение источников риска – процессов, при выполнении которых возникает риск, а также его причин; -
Составление перечня всех возможных в текущей ситуации рисков; -
Оценка уровня выявленных рисков по отдельности и в целом для организации (или проекта), определяющая целесообразность тех или иных рисковых действий; -
Определение допустимого для организации уровня риска; -
Разработка мер и действий, направленных на управление риском16.
Определение источников и причин риска, а также идентификация всех возможных на текущий момент для организации рисков, может быть осуществлено с применением общих классификаций видов риска, но одновременно с учетом специфики деятельности организации и особенностей ее внешней среды.
На этих этапах процесса оценки рисков применяются качественные методы анализа. Третий и четвертый этапы оценки рисков в большей степени связаны с количественным анализом их параметров.
На последнем этапе оценки рисков специалисты обычно используют результаты всех предыдущих стадий оценки риска и комбинируют количественные и качественные методы исследования, чтобы разработать оптимальное для конкретной организации решение по управлению рисками.
2.3 Методы минимизации рисков
Избежать рисков в управленческой деятельности практически невозможно. Сложность процессов, протекающих на производстве, либо в сфере услуг практически всегда может вызвать негативные тенденции.
Эффективный управленец своими управленческими решениями уравновешивает величину возможных потерь и размер потенциального дохода.
Мероприятия по анализу и оценке рисков позволяют создать пространство, обеспечивающее относительную безопасность принимаемых решений и действий.
Аналитический подход дает возможность снизить риски, либо взять часть из них под контроль.
Методы оптимизации рисков – это стратегический подход к минимизации рисков и защите от них.
Каждый хозяйствующий субъект имеет свою специфику работы, что в конечном итоге определяет его методы снижения рисков.
В риск – менеджменте выделяют четыре основных метода17:
-
Уход от видов деятельности, операций и сделок с высокой степенью риска. Позволяет избежать потери, но при этом снижает возможный уровень дохода. -
Профессиональная аналитика рисков дает возможность локализовать их, то есть взять под контроль. Руководство компании может принять меры по их ликвидации или страхованию. -
Распределение рисков между элементами хозяйственной системы, либо руководящим составом позволяет снизить общую степень влияния риска. -
Компенсационный подход разрабатывает механизмы по предупреждению опасностей и гибкому реагированию на них. Этот метод требует четкой подготовительной работы.
Следует также заметить, что в настоящее время широко используются услуги аутсорсинга. Предприниматель может отдать часть своих функций в обслуживание сторонней компании. Так он передаст часть рисков своего бизнеса. В данном случае именно аутсорсинговая компания будет отвечать перед заказчиком в случае возникновения негативной ситуации.
Более подробно и комплексно методы минимизации рисков отражены в Приложении 1.
Одним из методов минимизации рисков является страхование. В зависимости от поставленных целей предприниматель может страховать процессы своей деятельности, либо ее результат. Выплачивая регулярные взносы страховой компании, предприниматель тем самым снижает вероятность возникновения разрушительных потерь или большого ущерба. Обычно страхуются две группы рисков в предпринимательской деятельности. Это невыполнение обязательств перед контрагентами и страхование от случайностей, способных дестабилизировать хозяйствующий субъект.
К ним относят различные страховые случаи, а именно банкротство, правовые и законодательные изменения, производственные аварии, недобросовестность контрагентов, судебные издержки.
Для минимизации издержек по выплатам страховой применяется франшиза. Здесь она означает определенный лимит ущерба, по которому в случае его наступления, страховая не выплачивает возмещение.
Такой подход позволяет страхователю снизить регулярные выплаты, однако повышает риск неполучения страховой выплаты в случае, если ущерб меньше нормы франшизы.
Кроме стороннего страхования может применяться создание резервного фонда из собственных средств для ликвидации возможных потерь. В случае их нехватки могут использоваться заемные средства. Для минимизации рисков от коммерческих рисков может использоваться инструмент хеджирования18.
Суть его заключается в распределение риска изменения цены с одного объекта на другой. Обычно этот метод используется в сфере финансового обращения, как один из видов игры на бирже. Однако, часто базовым выражением ценных бумаг, к которым применяется хеджирование является партия продукции, торгуемой на бирже. Этот подход позволяет производителю минимизировать риск потерь в случае ценовых колебаний на момент совершения сделки.
Заключение
В результате всестороннего рассмотрения и анализа сущности, видов рисков в управленческой деятельности, а также процесса управления и минимизации рисков, по итогам проделанной работы можно сделать следующие выводы.
Риск – деятельность, которая связана с преодоление неопределенности в контексте неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность количественно и качественно оценить вероятность достижения предполагаемого результата, неудачи и отклонения от цели.
В современном бизнесе риск выполняет определенные функции: инновационная, регулятивная, защитная, аналитическая.
В управленческой деятельности риски, как правило, связаны с принятием управленческих решений, от качества которых зависит конечный результат.
В зависимости от причины возникновения риски классифицируют на несколько больших групп: природно-климатические, политические и хозяйственные.
Риски, от деятельности предприятия не зависящие, называют систематическими, или рыночными. Риск, зависящий от деятельности предприятия, называют несистематическим (специфическим).
В соответствии с российским законодательством менеджмент риска представляет собой скоординированные действия по управлению организацией в области риска.
Риск-менеджмент ориентирован на снижение влияния последствий, но не обязательно самих последствий.
Общая схема процесса управления рисками, возникающими в управленческой деятельности, включает такие этапы как: обнаружение рисков; оценка и анализ рисков; планирование ответных действий; внедрение ответных действий; наблюдение, измерение и контроль.
Управление рисками необходимо проводить по двум основным направлениям: сокращение уровня риска и создание резервов, необходимых для компенсации вероятных потерь.
Оценка и анализ риска представляет собой ключевой этап системы управления рисками организации.
Оценка рисков – определение величины (степени, уровня) риска с применением количественных и качественных методов оценки.
Анализ рисков представляет собой процесс выявления и оценки значимости факторов риска, а также оценка вероятности возникновения того или иного рискового события и определение его последствий для организации.
В риск – менеджменте выделяют четыре основных метода минимизации рисков:
-
Уход от видов деятельности, операций и сделок с высокой степенью риска. Позволяет избежать потери, но при этом снижает возможный уровень дохода. -
Профессиональная аналитика рисков дает возможность локализовать их, то есть взять под контроль. Руководство компании может принять меры по их ликвидации или страхованию. -
Распределение рисков между элементами хозяйственной системы, либо руководящим составом позволяет снизить общую степень влияния риска. -
Компенсационный подход разрабатывает механизмы по предупреждению опасностей и гибкому реагированию на них. Этот метод требует четкой подготовительной работы.
Избежать рисков в управленческой деятельности практически невозможно. Эффективный управленец своими управленческими решениями может лишь уравновешивать величину возможных потерь и размер потенциального дохода предприятия.