Файл: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. По их мнению коммуникационные навыки выступают в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования е.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 888

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

2

1.Взгляды учёных на проблему развития коммуникативных навыков старшего дошкольника

4

2.Сюжетно-ролевая игра, её сущность, виды

12

3.Развитие коммуникативных навыков старшего дошкольника средствами сюжетно-ролевой игры

18

Заключение

24

Литература

?


Введение

Современному обществу нужен человек обладающий определённым уровнем развития коммуникативных навыков. Способность общаться, строить и поддерживать дружеские отношения, а также работать и жить с людьми, как правило, является неотъемлемой частью полностью развитой личности.

Проблемой развития коммуникационных навыков занимались многие ученые, среди которых: Л.С. Выготский , А.Н. Леонтьев , М.И. Лисина , С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. По их мнению коммуникационные навыки выступают в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, а также, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Важно отметить, что коммуникационные навыки присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.

По мнению М. И. Лисиной, коммуникационные навыки –это способность человека использовать средства общения в условиях решения коммуникативных задач на основе приобретенных знаний и умений [15].

От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность социально-психологической адаптации детей в обществе. Исследователи отмечают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей приводит к трудностям, которые сложно преодолеваются и имеют серьёзные последствия в процессе образования и воспитания в дошкольной организации.

Необходимо отметить, что в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования представлены требования к структуре основной 4образовательной программы дошкольного образования, в которых одной из областей выделено «Социально-коммуникативное развитие». Содержанием данной образовательной области является:


  • присвоение норм и ценностей, принятых в обществе;

  • развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;

  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

  • формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Вышеперечисленное содержание демонстрирует необходимые коммуникативные навыки в дошкольном возрасте, что несомненно является важным условием для развития личности ребенка, его социализации и адаптации в обществе.

Развитие навыков общения происходит в различных видах деятельности детей, однако, наибольшей эффективностью обладает игровая деятельность, в частности, сюжетно-ролевая игра.

Исследования, проведенные психологами, показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но особенно в игре. Эльконин Д.Б. подчеркнул, что игра - это сложное психологическое явление, которое запускает общее умственное развитие [32].

По словам Ушинского К. Д., ребенок "живет" в игре, и остатки этой жизни остаются в ней глубже, чем остатки реальности [28].

Актуальность проблемы послужила выбору темы исследования.

Цель исследования: теоретически изучить процесс развития коммуникативных навыков старшего дошкольника средствами сюжетно-ролевой игры.

Объект исследования: развитие коммуникативных навыков старшего дошкольника.

Предмет исследования: процесс развития коммуникативных навыков старшего дошкольника средствами сюжетно-ролевой игры

Задачи исследования:

  • рассмотреть взгляды учёных на проблему развития коммуникативных навыков старшего дошкольника;

  • охарактеризовать сюжетно-ролевую игру, ее сущность и виды;

  • раскрыть процесс развития коммуникативных навыков старшего дошкольника средствами сюжетно-ролевой игры;



  1. Взгляды учёных на проблему развития коммуникативных навыков старшего дошкольника.

Общение имеет большое значение в становлении личности дошкольника. Без него невозможно полноценное развитие ребенка, формирование психических функций и психических процессов. В коммуникативном развитии ребенка дошкольного возраста происходит расширение круга общения, изменяется содержание структурных компонентов общения, совершенствуются его средства, основным из которых становится речь.



Развитие коммуникативных навыков дошкольников - это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия ребенка с окружающими. Оно основано на таких особенностях личности дошкольника, как: желание вступить во взаимодействие, способность слышать и сопереживать собеседнику, умение поставить себя на место другого, считаться интересами и замыслами сверстников. О.А. Санькова считает основой успешной адаптации человека в каждой общественной среде является высокий уровень развития коммуникативных навыков. Поэтому их формирование должно осуществляться с самого раннего возраста [25].

Такие ученые, как Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик, Е.Г. Савина, определяют коммуникативные навыки, как единство личностных качеств ребенка, необходимых для организации процесса взаимодействия в конкретной социальной среде. Поэтому они проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника[11].

По мнению Л.Я. Лозован, коммуникативные навыки представляют собой индивидуально-психологические свойства личности ребенка, обеспечивающие ей условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных отношений [16].

Коммуникативные навыки, по мнению ученого, являются необходимым условием для развития личности ребенка и проявляются в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

Сформированность данных навыков является субъективным условием эффективности социализации личности в обществе и самостоятельного осуществления дошкольниками информационной, перцептивной, интерактивной деятельности. Важно отметить, что в основе формирования и развития коммуникативных навыков лежит идея личностно-деятельностного подхода.

По мнению Е.О. Смирновой: «Коммуникативные навыки – это осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности), а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения [26].

В представленном выше определении можно выделить два момента:

коммуникативные навыки - это собственно осмысленные коммуникативные действия детей, основывающиеся на системе знаний и достигнутых умений и навыков;

коммуникативные навыки - это способность детей управлять своим поведением, употреблять самые разумные приемы и способы действий в решении различных коммуникативных задач.


Р. Мунирова предложила классификацию коммуникативных навыков, разделив их на группы: [20]:

1) Информационно-коммуникативные навыки - состоят из умений вступать в процесс общения (выражать просьбы, приветствия, вежливое обращение, дружественный разговор); умений ориентироваться в выборе партнера и различных ситуациях общения (соблюдать правила культуры общения, начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, понять ситуацию, намерения, мотивы общения собеседника); умений сопоставлять средства вербального и невербального общения (употреблять в общении жесты, мимику, эмоционально и содержательно выражать мысли, получать и транслировать информацию о себе и других вещах, использовать рисунки, таблицы, схемы).

2) Регуляционно-коммуникативные навыки - состоят из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями других людей в общении; умений проявлять доверие, помощь и поддержку окружающих в процессе общения (проявлять помощь, поддержку, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы и доверять советам других); умений применять свои индивидуальные способности при решении с партнером по общению совместных задач (использовать речь, движения, графическую коммуникацию); умений оценить результаты совместного общения (уметь критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать и понимать результаты общения, принимать правильные решения, выражать согласие (несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать соответствие вербального поведения невербальному).

3) Аффективно-коммуникативные навыки– основываются на умениях делиться своими чувствами, интересами, мнением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к другим; оценивать и учитывать эмоциональное состояние другого человека.

Также, проблеме формирования коммуникативных навыков дошкольников посвящены работы М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Т.А. Репиной. Данные ученые рассматривают понятия «общение» и «коммуникативная деятельность» в качестве синонимов. В их концепции заложена ведущая идея: развитие общения дошкольников как со взрослыми, так и со сверстниками, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности [15]. В работе мы будем опираться на данную концепцию.

Г.М. Андреева и А.А. Леонтьев являются сторонниками деятельностного подхода, в котором говорится о взаимосвязи общения и деятельности. А.Н. Леонтьев рассматривает деятельность и общение как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение понимается как компонент какой-либо деятельности, которая будет является условием реализации общения. А.Н. Леонтьев интерпретирует общение как особый вид деятельности [1].


По мнению Г.М. Андреевой: «Коммуникативные навыки - это сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга» [1].

По мнению Б.Г. Ананьева, коммуникативные навыки является специфическим видом деятельности и главной его характеристикой является то, что через это человек строит свои отношения с другими людьми. Коммуникативные навыки, в его концепции, является как социальным, так и индивидуальным явлением.

В.Н. Мясищев также внес большой вклад в разработку вопросов психологии общения. Ученый считал, в общении проявляются отношения человека, имеющие такие характеристики, как: активность, избирательность, положительный или отрицательный характер.

Обращение человека с человеком является способом или формой общения и отношения. Причины, которые определяют наличие или отсутствие соответствия между отношением и обращением у участников общения, проявляются как в личностных свойствах каждого из общающихся, так и в обстоятельствах общения и в характере малой группы, которую образуют данные люди. Также, В.Н. Мясищев отмечал, что коммуникативные навыки могут изменять и перестраивать различные характеристики психических процессов, психических состояний и свойств человека [17].

Все эти ученые сходятся во мнении, что коммуникация является одним из главных видов деятельности. А именно межличностное общение по основным своим характеристикам представляет собой специфический вид деятельности. Л.С. Выготским было предложено и активно разрабатывалось положение о решающей роли общения в психическом развитии ребенка. Ученый писал о том, что, что психологическая природа человека представляет совокупность человеческих отношений, перенесенных внутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры.

Еще одним ученым, занимающимся данным вопросом является М.И. Лисина. По ее мнению: «Общение - это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижение общего результата».

Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в шести-семилетнем периоде развития ребенка в условиях обучения, называются: диалог, создание сюжетных ситуаций, организация самостоятельной деятельности, игровые ситуации.