Файл: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. По их мнению коммуникационные навыки выступают в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования е.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 889

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • Развитием социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

  • Способствованию становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий детей.

  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в коллективе.

  • Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками.

Развитие коммуникативных навыков дошкольников - это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружающими, в процессе которого ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. В старшем дошкольном возрасте ребенок взаимодействует со всеми субъектами образования, как со сверстниками, так и со взрослыми.

Именно в исследованиях Л.С. Выготского намечена данная взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый» в психическом развитии детей. К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.

Старший дошкольный возраст – это период, когда в психике ребенка появляются новые образования: произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия, способность управлять своим поведением, а также изменяются представления ребенка о себе, его самосознание и самооценка. Л.С. Выготский и А.В. Запорожец подчеркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребенок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям.

Ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в данном виде деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь.

Важно отметить, что через игру дошкольники знакомятся с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для их собственного поведения, а также, в ней ребенок приобретает основные навыки общения и качества, необходимые для установления контакта с другими людьми. Данная проблема освящена в работах отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, С.Л. Рубинштейн

Раскрывая сущность сюжетно-ролевой игры, мы выяснили, что это вид деятельности детей, в процессе которой они воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых, с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.


Литература

  1. Андреева, Г.М., Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. / Зарубежная социальная психология ХХ столетия // Теоретические подходы, 2011. -С.75.

  2. Бойченко, Н. А., [и др.]. - Сюжетно-ролевые игры дошкольников // - Киев: Рад. Школа, 1982.

  3. Вдовина, Н.А., Винокурова, А.О. Коммуникативные навыки старших дошкольников / В сборнике: Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2016. С. 136- 142.
  4. Вераксы, Н.Е. От Рождения до школы 2019 - С. 63-299 / Игра – зона ближайшего развития ребенка - С.61.


  5. Выготский, Л. С.  Вопросы детской психологии. // - СПб: Союз, 2004. - С. 108.

  6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. // М.: Просвещение, 2011. - С. 96.

  7. . Давыдов, В.В. Игра сюжетно-ролевая - С. 89-113.

  8. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном детстве: Пособие для воспитателей детских садов / Доронова, Т.Н. Кабанова, О.А. Соловьева, Е.В. // - М.: Воспитание дошкольника, 2002. - С. 56-128.

  9. Зотова, И.В., Могилка, Д.В. Особенности развития коммуникативных и речевых навыков детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 17 (99). - С. 78-81.

  10. Котова, Е. В. / Социально-личностное развитие дошкольников в условиях реализации, // ФГОС – Самсон, С. 46-56.

  11. Коломинский, Я.Л. Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. М. 2011.

  12. Кравцова, Е.Е. Игра и произвольность / Дошкольное воспитание № 11 2017.

  13. Краснощекова, Н. В.  Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. // - Ростов на Дону: Феникс, 2008.

  14. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры.

  15. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. // М.: 2011.

  16. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших школьников, 2011.

  17. Мясищев, В. Н. Психология отношений. // М.: Модэк, 2011.
  18. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте С. 108.


  19. Михайленко, Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. // М.: Академический проект, 2002. - С.67-70.

  20. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: Дис. канд. пед. наук / Л.Р. Мунирова. – М., 1993. – С. 205.

  21. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. / Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. // - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. - С. 160.

  22. Полякевич, Ю.В. Формирование коммуникативных навыков у детей 5-7 лет. // Волгоград: Учитель, 2011 - С.18.

  23. Психология. Словарь Под ред. / Петровского, А.В., Ярошевского, М.Т. // - М.: «Политизадат», 1990. – С. 594.

  24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. // - М.: Учпедгиз, - С. 27.

  25. Санькова О.А. К вопросу формирования коммуникативных умений: Среднее профессиональное образование, № 10, 2011.с. 21-22.

  26. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей, обучающихся по специальности / Дошкольное образование, 2005 - С. 119. / Сюжетная игра как фактор развития межличностных отношений дошкольников // Культурно-историческая психология. – 2011. - № 4. – С. 38-44.

  27. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками. // М.: Академия, 2012.

  28. Ушинский К.Д.» Наука и искусство воспитания» / сост. С.Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1994. (стр. 18)

  29. Трифонова, Е.В. Режиссерские игры дошкольников 2016, - С. 16.

  30. Чернецкая, А.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. // Ростов-н Д.: Феникс, 2014. - С. 18.

  31. Шаргаева, О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О.А. Шаргаева. М.: ВЛАДОС, 2001. - С. 368.

  32. Эльконин, Д. Б. Психология игры. //  М: Владос, 1999 - С.54 / К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте, 1971 - С. 6-20. С. 70.