Файл: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. По их мнению коммуникационные навыки выступают в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования е.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 916
Скачиваний: 24
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Известно, что игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки, поэтому мы подобрали и систематизировали игры по выбранному направлению. Любая из сюжетно-ролевых игр многофункциональна, но у всех есть общая цель – развитие коммуникативных навыков.
Сюжетно-ролевые игры позволяют открыть новые возможности для эффективного формирования коммуникативных умений, так как основываются на таких естественных способностях человека как :
- способность к подражанию от рождения до семи лет;
- потребность в общении;
- природная предрасположенность человека к игре;
- реализация воображаемых ситуаций;
- свобода выбора и свобода действий и др.
Игра, по мнению Д. Б. Эльконина, насыщенная переживаниями деятельность, где присутствуют правила и нормы поведения, формируется отношение, способы взаимодействия со сверстниками, обеспечивается возможность личностного развития. В игре ребенок получает возможность свободного самовыражения [32].
Коммуникативное общение со сверстником отличает ряд специфических особенностей, среди которых богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов [32].
Развитие коммуникативного общения ребенка 4 - 7 лет со сверстником также проходит ряд этапов. На первом этапе (4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заражении ребенка [19]. Главной коммуникативной потребностью является потребность в соучастии сверстника, которое проявляется в параллельных действиях детей.
На втором этапе (4 - 6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Сотрудничество, в отличие от соучастия, предполагает распределение игровых ролей и функций, а значит, и учет действий и воздействий партнера. Содержанием общения становится совместная (главным образом, игровая) деятельность. На этом же этапе возникает другая и во многом противоположная потребность – потребность в уважении и признании сверстника.
На третьем этапе (6 - 7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности – содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми. В коммуникативном общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослыми.
К концу старшего дошкольного возраста в жизни ребенка все большее время и внимание занимают сверстники. Возникают различные группы, сообщества, обмениваются своими мыслями в зависимости от задач, случая. Часто ребенок за год меняет несколько таких групп, имеет многочисленные знакомства, но еще не настоящую дружбу. В этом возрасте дружба скорее напоминает сотрудничество в каком-то деле. Заканчивается дело – заканчивается и сотрудничество.
Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей. основное побуждение к коммуникативному общению рождается из стремления ребенка к самопознанию и самооценке через партнера по общению и с его помощью, и это в одинаковой степени относится к обеим сферам коммуникации детей.
Следовательно, уже в дошкольном возрасте коммуникативные потребности выходят за рамки родной семьи и в жизни ребенка появляются друзья и товарищи. В этот период основное взаимодействие детей между собой происходит в игре. Именно в игре они постигают и учатся применять вербальные и невербальные средства и способы коммуникации, образцы поведения в различных ситуациях, способы эмоционального реагирования.
Исходя из совокупности всех этих факторов, анализ работ по проблеме развития коммуникационных навыков демонстрирует то, что при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме общения, в исследованиях ученых есть множество общих и схожих положений. Главным из которых является признание роли общения в формировании и становлении личности. Необходимо отметить, что коммуникативные навыки являются условием развития личности детей дошкольного возраста и проявляются в процессе общения и взаимодействия с другими людьми
Таким образом, рассмотрев взгляды ученых на проблему коммуникативного развития, мы увидели, что данной проблемой занимались многие, однако она остается до конца не изученной.
2.Сюжетно-ролевая игра, её сущность, классификация.
Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий [28].
В исследованиях отечественных и зарубежных ученых, философов, социологов и историков культуры рассматривается качество игры, ее роль и значение в жизни общества и личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее регулярность, а также отмечают её важность в формировании социального поведения, самоутверждении человека, возможности прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Сюжетно-ролевая игра - основной вид игры дошкольников.
Как пишет Д.Б. Эльконин, ролевая игра зарождается на основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослым. В процессе данного вида игры ребенок принимает на себя роль взрослого, пытаясь воспроизвести его жизнь, деятельность и взаимоотношения с другими людьми [32].
По мнению Л.С. Выготского: «Сюжетно-ролевая игра – это важный фактор формирования социального сознания ребенка в дошкольном возрасте» [5].
Рубинштейн С.Я. подчеркнул, что эта игра является наиболее спонтанным проявлением ребенка и в то же время основана на взаимодействии ребенка с взрослыми. Она обладает важнейшими игровыми качествами: эмоциональной насыщенностью и увлеченностью детей, уверенностью в себе, активностью, творчеством [24].
Ученый отмечал, что игре присущи такие основные черты, как: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основная особенность сюжетно - ролевой игры – это наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из сюжета и ролей.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры.
Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствам изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в широкий мир человеческих стремлений и героических поступков [2].
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творчеств воспроизведения и отражения фактов и явлении окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней возможность сочетать реальное обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический - жизнеутверждающий характер, самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.
При анализе игры необходимо различать ее сюжет и содержание [13]. Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, магазин и т.д.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребенка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребенка и знакомством с окружающим.
Содержание игры - это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. В содержании игры выражено более ми менее глубокое проникновение ребенка в отношения и деятельность людей [18]. Оно может отражать лишь внешнюю сторону поведения человека только то, с чем и как действует человек, или отношения человека к другим людям, или смысл человеческой деятельности.
Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребенка.
Говоря о влиянии взрослых на игру детей, К.Д. Ушинский писал: «Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно - доставлением материала для построек, которым уже самостоятельно займется ребенок. Не нужно думать, что весь этот материал можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребенка светлый, красивый дом, а он сделает из него тюрьму, вы закупите для него куколки, а он выстроит их в ряды солдат, вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь: он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, - вот об этом материале должны более всего заботиться родители и воспитатели» [28].
Действительно, одна и та же по своему сюжету игра (например, «в семью») может иметь совершенно разное содержание: одна «мама» будет бить и ругать своих «детей», другая - краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья - постоянно стирать и готовить, четвертая - читать детям книжки и заниматься с ними и т.п. Все эти варианты отражают то, что «вливается» в ребенка из окружающей жизни. Социальные условия, в которых живет ребенок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр [14].
Таким образом, особая чувствительность игры к сфере человеческих отношений свидетельствует о том, что она является социальной не только по своему происхождению, но и по своему содержанию.
Главная задача воспитателя здесь научить детей, подсказать им сюжет. Например, предлагая детям поиграть в профессии, воспитатель спрашивает ребят, кем работают их родители, а затем дает им возможность самим выбрать сюжет игры.
Таким образом, в недрах сюжетной игры, в которой отражаются конкретные условия жизни ребенка, зарождаются и дифференцируются другие виды деятельности (труд, учение). По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами, присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата.
Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры:
-
1. Сюжет (тема) игры — та сфера действительности, которая отражается в игре. -
2. Содержание игры — это то, что конкретно отражается в игре. -
3. Игровая (воображаемая, мнимая) ситуация — совокупность обстоятельств игры, не существующих реально, а создаваемых воображением. -
4. Замысел — план действий, задуманный играющими. -
5. Роль — это образ существа (человека, животного) или предмета, который ребенок изображает в игре. -
6. Ролевое (игровое) действие — это деятельность ребенка в роли (определенная комбинация, последовательность действий, характеризующих ролевое поведение). -
7. Ролевое (игровое) взаимодействие предполагает осуществление взаимоотношений с партнером (партнерами) по игре, диктуемых ролью. -
8. Правила игры — это порядок, предписание действий в игре. Как указывал Л. С. Выготский, всякая ролевая игра — это игра с правилами, имеющимися внутри той роли, которую берет на себя ребенок.
В зависимости от игрового сюжета выделяют следующие виды игр:
-
— игры, отражающие труд взрослых, профессиональную деятельность людей (моряков, строителей, космонавтов и т. п.); -
— игры, отражающие быт людей, игры в семью; -
— игры, навеянные литературно-художественными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику); -
— игры на темы кино, теле- и радиопередач.
По содержанию игры (Д. Б. Эльконин [23]):
-
— игры, в которых главным содержанием является предметная деятельность людей; -
— игры, отражающие отношения между людьми; -
— игры, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и общественных отношений между людьми.
По количеству участников:
-
— индивидуальные; -
— групповые.
По способу организации:
-
— игра-сюжет; -
— игра-драматизация; -
— режиссерская игра; -
— игра-фантазирование и др.