Файл: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. По их мнению коммуникационные навыки выступают в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования е.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 890

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме того, Полякевич Ю. В. были выделены этапы формирования сюжетно-ролевой игры [22]. Этапы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы формирования сюжетно-ролевой игры

Возраст

Характер игровых

действий

Выполнение роли

Развитие сюжета воображаемой ситуации

3-4 года

Отдельные игровые действия, носящие условный характер

Роль осуществляется фактически, но не называется

Сюжет – цепочка из двух действий.

Воображаемую ситуацию удерживает взрослый

4-5 лет

Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер

Роль называется. Дети могут по ходу игры менять роль

Цепочка из 3-4 действий, дети самостоятельно удерживают игровую ситуацию

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры

Цепочка игровых действия, объединенных общим сюжетом

6-7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество)

Не только роли, но и замысел игры, проговариваются до самого начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации

Итак, и в совместных сюжетных играх, и в играх с правилами ребенок осваивает правила взаимодействия, учится понимать другого, согласовывать свои поступки с пожеланиями сверстников, что является необходимым условием развития кооперированных форм деятельности. Важное место в этом процессе исследователи уделяют роли взрослого на каждом этапе дошкольного детства, который естественным образом прививает детям новые, более сложные способы игры и как можно раньше ориентирует их на игровое взаимодействие с ровесниками. Таким образом, характеризуя сюжетно-ролевую игру как основной вид деятельности дошкольников, мы выделили следующее: сюжетно-ролевые игры бывают различных видов, каждый из которых содержит в себе обязательные компоненты: роли, которые исполняют дети в процессе игры; игровые действия, игровое использование предметов, отношения между детьми.В процессе сюжетно-ролевых игр создаются уникальные условия для решения задач, направленных на развитие коммуникативных навыков в процессе реализации коллективных взаимоотношений дошкольников.


  1. Развитие коммуникативных навыков старшего дошкольника средствами сюжетно-ролевой игры.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности [12].

Именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на фоне общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем, главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника.

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого уровня социально - коммуникативного развития дошкольников как предпосылки их успешной адаптации и социализации в детское сообщество.

Согласно ФГОС ДО, основными задачами социально –коммуникативного развития детей дошкольного возраста являются [3]:

  • Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе.

  • Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

  • Способствование становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий детей.

  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в коллективе.

  • Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками.


Решение данных задач может эффективно осуществляться посредством игровой деятельности, которая является ведущей в дошкольном возрасте.

А. Асмолов писал: «…обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - сказал академик.

Сюжетно-ролевая игра является отражательной деятельностью, основной ее источник – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Центральным звеном сюжетно-ролевой игры будет являться мнимая или реальная ситуация, которая содержится в том, что ребенок берет на себя определенную роль и исполняет ее в игровой обстановке [12].

Согласно концепции Д.Б. Эльконина, сюжетно - ролевая игра является проявлением усиливающейся связи ребёнка старшего дошкольного возраста с социумом. Проявление социально-ролевой игры связано не с действием внутренних, прирожденных, подсознательных сил, а с совершенно реальными условиями жизни ребёнка в обществе [32].

В игре дети обучаются общению друг с другом, навыкам подчинять свои увлечения интересам других. В этой связи, сюжетно ролевая игра содействует формированию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, повиновения правилам формируется собственно в сюжетно-ролевой игре, а потом выражается и в остальных типах деятельности. В сформированной сюжетно - ролевой игре с ее трудными сюжетами и ролями, которые основывают обширный простор для импровизации, у детей развивается творческое воображение [4].

В обстоятельствах игрового и реального общения со сверстниками ребенок неизменно встречается с необходимостью использовать на практике постигаемые нормы поведения, адаптировать эти нормы и правила к всевозможным отдельным ситуациям. В сюжетно-ролевой игре постоянно появляются ситуации, призывающие к координированию действий. В данных обстоятельствах дети далеко не всегда отыскивают необходимые варианты поведения. Зачастую между ними зарождаются конфликты. Продолжительность конфликтов у дошкольников находятся в зависимости от постигнутых ими образцов семейного общения. Тем самым приобретение опыта содействует развитию коммуникативных навыков.[30].

Вместо взрослого регуляторами сюжетно-ролевой игры и игр с правилами в старшем дошкольном возрасте становятся сверстники. Они сами распределяют роли, следят за выполнением правил игры, наполняют сюжет соответствующим содержанием. Игра воспитывает детей не только своей сюжетной стороной, тем, что в ней изображается.

В процессе реальных взаимоотношений, разворачивающихся по поводу игры – при обсуждении содержания, распределении ролей, игрового материала – дети учатся учитывать интересы партнеров по игре, сочувствовать, уступать, вносить вклад в общее дело. На основании исследования С.Н. Карповой и Л.Г. Лысюк, отношения в сюжетно-ролевой игре способствуют развитию у детей нравственных мотивов поведения, формированию
норм и правил взаимодействия и общения, формированию социально-коммуникативных навыков [27].

На протяжении всего детского возраста не только сюжетно-ролевая игра проходит несколько стадий развития как самостоятельная деятельность, но и взаимоотношения детей в игре меняются. Происходит переход от эмоционально-практической, ситуативно-деловой до вне ситуативно- деловой деятельности, что обусловливает изменение игры. [31].

Более активно общение детей начинает проявляться, когда осуществляется переход к действию совместно с кем-то из детей, возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, на установление каких-либо отношений друг с другом. В игре с другими детьми у ребенка возникают новые отношения, порождающие новые запросы, более многообразные взаимовлияния [10].

Взаимодействие носит различный характер и проявляется по-разному. Это может быть чисто механическое взаимодействие, которое характеризуется слиянием по существу разнородных действий, происходит как бы мирное течение двух индивидуально происходящих игр. В дальнейшем отчетливо вырисовывается взаимодействие на основе содержания игры. Здесь детей объединяет и даже заставляет действовать согласованно понимание общего смысла игры и включение в действие другого партнера. Общение играющих становится более выраженным [6].

Возможность сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков в дошкольной образовательной организации велика, это проявляется:

  • развитием отношений со сверстниками в сюжетно-ролевой игре;

  • усвоением своей роли в группе;

  • возможностью попробовать себя в разных ролях или той деятельности;

  • построением эффективных связей и взаимодействий;

  • созданию условий для развития социально-коммуникативных навыков.

Также важно учитывать факт специально организованной игровой деятельности и деятельности, направленной на развитие коммуникативных навыков, это возможно лишь в дошкольном образовательном учреждении [8].

Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием "неправильного" игрока из игровой ситуации.


В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков [21].

В игре детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые игры. Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми [9].

В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого. Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы. В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу.

В детском возрасте игра является одним из методов психолого-педагогического развития ребенка, способствует более активному, хотя и "пробному" взаимодействию с окружающим миром. "Понарошку" ребенок может действовать, не опасаясь необратимых последствий, всегда зная, что есть возможность переиграть, переменить условия игры, партнеров или обстановку. Это создает определенную психологическую безопасность и активизирует действия ребенка по отношению к окружающему миру. Общение ребенка со сверстниками, более разнообразное чем со взрослыми, подготавливает их к будущим личностным коммуникациям в области учебы, построения семьи, отношений на производстве и на досуге.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет большое значение для развития коммуникационных навыков старших дошкольников, так как создает уникальные условия взаимодействия детей в совместной деятельности, основанной на умении согласовывать не только взаимные действия, но и речь друг друга в игре.

Заключение

В процессе исследования проблемы коммуникативных навыков старшего дошкольника средствами сюжетно-ролевой игры нами рассмотрен ряд вопросов.

Было выявлено, что коммуникативные навыки старших дошкольников характеризуются: