ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Башкортостан Уфимское училище искусств (колледж)
АННОТАЦИЯ
хорового произведения
«Акварель»
Музыка Т. Попова, слова Н. Зидарова, перевод А. Машистова
Выполнила студентка III курса
Абдуллина Альбина
Преподаватель: Л. И. Утяшева
Уфа-2020
План аннотации хорового произведения.
I. Историко-стилистический анализ………………….3
1. Творческий портрет композитора ………………..…3.
2. Творчество поэта и текст произведения ………….…4.
II. Музыкально-теоретический анализ……………….
Вокально-хоровой анализ……………………………………….…..13.
Исполнительский анализ………………………………………........16
Литература……………………………………………………………...17.
-
Историко стилистический анализ
-
Творческий портрет композитора.
Тодор Иванов Попов (1921 – 2000) – один из талантливых отечественных композиторов Болгарии. Всё, что им написано, обладает неоспоримыми достоинствами. Письмо его разнообразно, но сквозь это разнообразие проступает его собственный личностный музыкальный мир. Лучшие качества его музыки – высокий профессионализм, серьезность мысли – были по достоинству оценены сразу, сочинения композитора завоевали прочное признание и уважение.
Важно отметить, что Т. Попов начал работать дирижёром Военного театра в г. София и композитором ансамбля песни и пляски Министерства внутренних дел Болгарии ещё до того, как закончил учебную деятельность.
В 1949 году успешно окончив Государственную музыкальную академию по классу теории и композиции у П. Хаджиева, в 1954 году поступает в аспирантуру Московской консерватории в класс Е. Голубева (выпуск в 1957 году).
Наряду с исполнительским и композиторским творчеством Т. Попов активно участвовал и в просветительской деятельности. Так, с 1955 – 1962 гг. он был редактором журнала «Пионерски ръководител». В 1962 – 1969 годах являлся первым секретарём Союза болгарских композиторов, а с 1972 года – главным.
Диапазон его творчества простирается от миниатюры до масштабных симфонических полотен.
Им написаны: симфоническая поэма «Рожен» (1954), сюита «Далёкое детство» (1957), оратория «Светлый праздник» (1959), кантата «Песня о Большом дне» (1968), концерт для виолончели с оркестром (1952), 2 струнных квартета (1956, 1963), инструментальные пьесы и большое количество музыки к кинофильмам.
Однако наиболее широко и многогранно композиторский талант Т. Попова проявляется в вокальном творчестве. Он является автором массовых песен, которые получили широкую известность на рубеже 1940-х – 1950-х годов (наиболее популярные из кинофильма «Утро над Родиной»).
-
Творчество поэта и текст произведения.
Оригинальный текст стихотворения, используемого Т. Поповым в хоровой миниатюре «Акварель» принадлежит современному болгарскому поэту Николаю Иванову Зидарову (1921 – 2007).
Основное образование он получил в Государственном политехническом институте г. Софии (1948). Работал научным сотрудником, затем редактором (1947–1956) и главным редактором газеты «Септемвричи». В 1971 году получил звание Заслуженного работника культуры (1971). В 1964 – 1989 годах был участников совета директоров Союза болгарских писателей.
Его творчество в основном связано с детской литературой. Им созданы такие известные стихотворения, как «Дороги и встречи» (1950), «Кремлёвская звезда» (1953), «Партизанский букет» (1966). Наряду с этим Н. Зидаровым написано большое количество детских книг «Мои синие каникулы» (1977), «Друзья детской планеты» (1984).
Перевод стихотворения «Акварель» сделан Алексеем Ивановичем Машистовым (1904 – 1987), поэтом-песенником, который получил образование в Московской консерватории.
В стихотворении «Акварель» раскрывается образ весенней природы. Поэт показал с помощью различных эпитетов умиротворенное состояние леса, где находится детский лагерь.
Стихотворение написано в двусложной стихотворной стопе с ударением на первом слоге - хорей.
«Акварель».
В ча́/ще/ ле́/са/, где′/ сто/ял́/ наш/ ла́/герь,
Где́/ проз/рач́/ный/ ключ́/ жур/чал́/ в ов/ра́/ге
Где́/ дроз/ды́/ вес/но́/ю рас́/пе/ва́/ли
Глу́/ха/ри́/ на/ зорь́/ке/ то́/ко/ва́/ли
Вью́/ги/ в бе́/лый/ свой́/ на/ряд́/ о/де́/ли
Тон́/ки/е́/ бе/рёз́/ки/, сос́/ны/, е́/ли.
Ти́/хо/ всё́/, ти́/хо/ всё́…
Ни/ зай́/ца/ нет́/, ни/ пти́/цы.
-
Музыкально-теоретический анализ.
Музыкальная форма.
Анализируемое произведение представляет собой хоровую миниатюру, которая написана в сложной двухчастной форме.
Первая часть (А) – включает в себя 3 предложения не повторного строения: 8 +7 + 8 тактов.
Вторая часть (B) – состоит из одного предложения, которое расширено за счет повторения текста и выдержанных звуков – 13 тактов.
Двухчастное строение отражается и в мелодике. Так, тема в первой части весьма разнообразна: композитор использует как поступенное движение, так и широкие ходы вверх и вниз.
Пример
Во второй части мелодика выдержана преимущественно на одном звуке.
Пример
Такой контраст непосредственно связан с образом: цветущая природа с журчанием ручья и пением птиц в первой части и зимнее оцепенение во второй.
Склад изложения.
Миниатюра «Акварель» написана в смешанном складе письма. В целом, для фактурного плана сочинения характерно преобладание гомофонно-гармонического склада над полифоническим.
Полифония в виде имитаций наблюдается в начале произведения между первыми сопрано и альтами. Композитор таким образом изобразил покачивание деревьев и листочков в лесу от ветра .
Подобный пример наблюдается и в третьем предложении «Вьюги в белый свой наряд…».
Наряду с этим в хоре встречается и подголосочность.
Пример
Остальная фактура выдержана в гомофонно-гармоническом складе, где у сопрано выразительная мелодия, а в остальных партиях яркая гармоническая поддержка.
Ритм.
В организации ритмической структуры хора можно отметить преимущественное движение восьмыми длительностями. В них преобладает симметричное звучание текста, когда на один слог приходится одна ритмическая доля (силлабическое пение).
Четвертные длительности вводятся для обозначения логических вершин во фразах и предложениях, а более мелкие длительности создают ощущение непрерывного движения музыкальной мысли.
С точки зрения метра, композитор использует единый размер 2/4, за исключением 8 и 11 тактов, где Т. Попов использует 3/4, что придает произведению сквозное развитие.
Тональный план. Гармония.
Основная тональность сочинения fis-moll, однако, композитор не редко использует отклонения в другие тональности. Так, например уже в пятом такте наблюдается отклонения в D-dur, которое подводит нас к параллельной от основной тональности A-dur(8т). Второе предложение вновь начинается в fis-moll , но уже к 11 такту переходит в A-dur. В 13 такте на короткое время появляется h-moll, который подводит слушателя к модуляции в D-dur в третьем предложении (15т). Данная тональность звучит вплоть до последних тактов. В завершении произведения остается лишь один звук cis, который косвенно указывает на возвращение в основной строй – fis-moll.
C точки зрения гармонии композитор использует трезвучия с обращениями. Отмечается преобладание автентических оборотов –T-D-T.
Темп.
Темповые характеристики миниатюры точно следуют за образом. Темп Оживлённо применяется вначале, что подчеркивает образ журчащего ручья, поющих дроздов и глухарей. Ремарку meno (менее) композитор ставит, когда в тексте появляется образ «вьюги» окутавшей деревья в белые наряды. Темп Andante (не спеша) подчеркивает оцепенение природы.
Динамика.
Анализируемое произведение богато различной нюансировкой, которая
колеблется от ppp до f. Также присутствует и подвижная динамика – crescendo и diminuendo, с помощью которой композитор подготавливает переход от одной динамики к другой. Динамический план сочинения, как и другие средства выразительности, играет немаловажную роль в создании образов.
-
Вокально-хоровой анализ.
Хор «Акварель» написан для двухголосного женского хора сdivisi во всех партиях.
Диапазоны хоровых партий:
Первые сопрано – e (первой октавы) – f (второй октавы)
Вторые сопрано – e (первой октавы) – d (второй октавы)
Первые альты – с (первой октавы) – с (второй октавы)
Вторые альты – f (малой октавы) – f (первой октавы)
Диапазон голосов достаточно широкий: в каждой хоровой партии он октаву и более, общий диапазон хора равен двум октавам.
Тесситура.
Хоровые голоса находятся в достаточно удобных тесситурных условиях, рабочем диапазоне и наиболее звучащих регистрах. В эпизодах с яркой динамикой (mf-f) композитор свободно применяет высокие звуки, которые придают драматизм и напряженность. Однако дирижеру следует обратить внимание на низкие звуки, встречающиеся в партии альтов (a,gis,fis малой октавы), которые могут вызвать некоторые трудности в исполнении для певцов. Эти низкие звуки добавляют особую глубину и полноту звучания. В целом композитор умело использует возможности человеческого голоса, соотнося тесситурные условия с наиболее удобной силой звука.
Строй.
В хоре «Акварель» очень важно соблюдение мелодического и гармонического строя, которые неразрывно связаны друг с другом. Чистота вертикального строя зависит от правильного интонирования мелодии. Умение певцов петь в ансамбле, сливаясь интонационно и тембрально очень непростая задача.
В мелодическом строе рассматриваемого хора существуют некоторые трудности.
1. Исполнение полутонов, часто встречающихся в мелодической линии голосов. Так, в мелодии вторых сопрано g-бекар будет исполняться широко, а последующие звуки fisи eis– остро, узко.
Пример
2. Следует обратить внимание на моменты сопоставления высокого и среднего регистров, которые должны быть исполнены сглажено.
3. Использование скачков от ч.4 до м.7 По законам хороведения, чем шире интервал, тем он вокально неудобнее и труднее, и требует от певца единой вокальной позиции и постоянного интонационного самоконтроля
В мелодической линии голосов наблюдается обилие скачков на ч.4 в нисходящем, так и в восходящем движении. Хористам необходимо устойчиво интонировать данные интервалы и уметь слышать свою партию в гармонии с другими голосами.
Гармонический строй тесно связан с мелодическим строем и во многом зависит от точности интонирования мелодических линий, образующих гармоническую вертикаль. При разучивании эпизодов, в которых преобладает гармоническая фактура, в репетиционной работе необходимо медленно по руке дирижера выстроить все аккорды по вертикали так, чтобы каждый хорист услышал свой звук в общем звучании аккорда.