ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ансамбль.
Особое внимание следует обратить на достижение общего ансамбля в хоре и частного ансамбля в каждой партии. После выстраивания частного ансамбля необходимо перейти к общему ансамблю и достичь слитности звучания, интонационной устойчивости. На протяжении всего хора преобладает естественный ансамбль.
Динамический ансамбль подразумевает уравновешенность по силе звука голосов внутри каждой партии. Так как у хора чаще используется рабочий диапазон, удобные тесситурные условия, то достичь это не составит большого труда.
Сложностью для исполнения будет являться резкая контрастная смена динамики, например на границе 7-8 тактов. Появление динамики p, после полнозвучного нюанса f, может привести к вялому, тусклому бездыханному звучанию. Певцам необходимо петь на хорошей опоре дыхания, используя мягкую атаку звука.
Большой работы над динамическим ансамблем потребуют переходы от тихих нюансов к более звучным. Важно грамотно рассчитать динамическое наполнение звучания во всех голосах, чтобы добиться постепенного усиления звучности и избежать резкого перехода от p к f.
С точки зрения ритмического ансамбля внимание дирижера должно быть направлено на точное исполнение пунктира.
Определенную сложность в данном произведении может составить на первый взгляд достаточно простой ритмический рисунок – движение восьмыми длительностями, исполнение которого может привести к ускорению темпа, поэтому необходимо постоянное ощущение внутридолевой пульсации.
Хоровая дикция.
Донесение до слушателя поэтического текста в значительной степени зависит от дикции хора. Дикционный ансамбль предполагает одновременную и единообразную для всех певцов хора манеру произнесения текста. Соединение музыки и слова усиливает воздействие на слушателей: текст делает более конкретным и определенным мысли, выраженные в музыке. Специфика вокально-хоровой дикции заключается в продолжительном выдерживании звука на гласных и в быстром произношении согласных.
Дикция в хоре обычно страдает из-за плохой артикуляции. Так, хор «Акварель» требует активной подачи слова.
Например, в произношении при пении, как того требует анализируемое произведение, будет выглядеть так: сто-ялнашла-герь, бе-лыйс
война-ряд и т.д
Довольно часто встречается одна из самых труднопроизносимых согласных - буква «р», которая должна произноситься четче: лагерь, прозраный, ручей, журчал и тд
При последовательном изложении согласных звуков они произносятся более четко, быстро и с большой активностью: прозрачный, дрозды, глухари, свой, птицы.
-
Исполнительский анализ.
Дирижёр выступает творцом художественного произведения в соответствии со своими творческими критериями и эстетическими представлениями, но при этом он должен строго придерживаться всех указаний композитора.
Исполнители и дирижер хора Т. Попова «Акварель» должны обладать целым рядом профессиональных навыков. Задача дирижера создать подлинную атмосферу сочинения, стремясь довести до слушателя всю глубину содержания. Необходимо знание творчества композитора и его стиля. Для более полного представления и понимания сюжета стоит обратиться к анализу стиля болгарских композиторов.
Хор «Акварель» исполняется мягким, наполненным звуком, legato . Характер жеста – мягкий и пластичный, без рывков, с наполненным долевым движением. При показе звуковедения legato дирижер должен следить за непрерывностью, плавностью переходов одного движения в другое, закругленностью и мягкостью дирижерского жеста. Однако дирижеру следует помнить о важности передачи в жесте не только связанности звуков, но и логических вершин. Отказ от четкого тактового деления позволяет дирижеру более свободно ощутить и показать направление движения во фразе. Показ вершин фраз осуществляется при помощи рельефного, укрупненного ясно выраженного движения руки, тогда как остальной материал требует более мелкого кистевого жеста. Важна сглаженность и выравнивание тембров не только по горизонтали (внутри партии), но и по вертикали (между партиями). Вокальный звук должен быть наполненным, но следует избегать тремолирования или излишнего «качания» голоса.
В хоре могут находиться певцы с различными по силе голосами. Необходимо, чтобы баланс силы звучания строго соблюдался внутри каждой партии и между партиями в целом.
Одна из сложностей исполнения произведения состоит в том, что часто в пределах тихой звучности композитор выписывает выразительные мелодические линии – восходящие и нисходящие, волнообразные и со скачками. Необходимо следить за динамической ровностью исполнения подобных мелодических линий.
Важным и ответственным моментом в произведении является смена темпов Оживлённо – meno – Andante. При подготовке новых темпов дирижёру важно помнить, что темп должен быть полностью организован, постепенное «вхождение» в новый темп не допустимо. Большое значение для выполнения этой задачи будет играть ауфтакт, который приготавливает и создаёт представление о новом темпе.
При воспроизведении непрерывно льющейся звуковой линии большую роль играет правильное распределение дыхания на всю музыкальную фразу. Экономный и равномерный выдох необходим для исполнения плавных, распевных мелодий. Поскольку музыкальные фразы в хоровом эпизоде довольно длинные по протяженности, хористам неизбежно придется применять цепное дыхание.
В данном сочинении также может возникнуть и ряд дирижерских трудностей:
-
понимание, осмысление и передача дирижерской техникой образно-музыкального содержания произведения, с помощью жеста, выражающего художественный замысел композитора. -
грамотное развитие драматургической линии, которое предполагает правильную фразировку, продуманное распределение сил и разнообразие жеста. -
Смена темпов, показ которых зависит от характеристики ауфтакта, энергии и силы жеста. -
Трудностью является показ внезапного спада динамики f-p. В данном случае от дирижера требуется резкое изменение объема жеста, чтобы исполнители стремительно отреагировали на данный нюанс. Для показа тихой динамики дирижер должен добиваться плавности движения, уменьшения амплитуды. Так же композитор применяет и подвижную нюансировку, что требует более обширного арсенала дирижерских средств и исполнительской гибкости.
Анализируя исполнительские сложности данного сочинения, можно прийти к выводу, что хоровую миниатюру «Акварель» С.Н. Василенко может исполнять как профессиональным хоровым коллективом, так и учебным. Все выше перечисленные средства музыкальной выразительности используются композитором не случайно. Дирижеру и коллективу, исполняющим произведение, необходимо доверять авторской трактовке, тщательно изучая партитуру выполнять указания автора не формально, а глубоко проникая в образно-смысловое содержание партитуры.
Литература.
-
Виноградов, К.П. Работа над дикцией в хоре / К. Виноградов. – М.: Музыка, 1967. -
Дмитревский Г.А. Ансамбль хора // Г.А. Дмитревский / Работа с хором. – М.: Профиздат, 1972. -
Живов, В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика / В.Л. Живов. – М.: ВЛАДОС, 2003. -
Копытман,М.Р.Хоровое письмо / М. Копытман. – М.: Советский композитор, 1971. -
Левандо, П.П. Хоровая фактура / П.П. Левандо. – М.: Музыка, 1984. -
Мазель, Л.А. Строение музыкальных произведений / Л.А. Мазель. – М.: Музыка, 1979. -
Садовников, В.И. Орфоэпия в пении / В.И. Садовников. – М., 1958. -
Цуккерман, В.А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма / В.А. Цуккерман. – М.: Музыка, 1987. -
Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений. Учебное пособи / В.Н. Холопова. – СПб, 2001. -
Чесноков, П.Г. Хор и управление им. Вып.4 / П.Г. Чесноков. – М.: Издательство «Лань», «Планета музыки», 2015.