Файл: Литература по теме Тема Понятие культура речи. Качества культурной речи Вопрос Определение понятия культура речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 2407

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
 кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь, подворотен, простынь и простыней, ставени ставней.

2.  Некоторые существительные имеют окончание –ейсвечей(но: игра не стоит свеч)гантелей, ладоней, оладий (ед.ч. оладья!), кеглей, пригоршней и пригоршен.

3.  Существительные на –ия имеют окончание –ийаудиторий, академий, консерваторий.

 

Запомните: кочерёг, розог, серёг, фресок

 

Существительные среднего рода.

Запомните окончания родительного падежа множественного числа существительных среднего рода.

 

болотцев

верховьев и верховий

доньев (им.п. ед.ч. – дно, им.п. мн.ч. – донья)

коленей (частей ног)

 

низовьев и низовий

облачков

оконцев

подмастерьев

поленьев (им.п. ед.ч. – полено, им.п. мн.ч. – поленья)

устьев

 

но: с нулевым окончанием:

 

блюдец

взморий

запястий

зеркалец

колен (фигур в танце, пении; поколений)

кочевий

кушаний

мест

одеялец

перепутий

побережий

поленец и поленцев

половодий

полотенец

поместий, предгорий

снадобий

 

Большинство существительных, сохранивших значение уменьшительных форм, в род. пад. мн.ч., как и все существительные ср. рода на –е, принимают нулевую форму –ец: зеркальце  зеркалец, одеяльце  одеялец и др. У отдельных слов сохранились некогда широко распространённые народные формы на –ев: оконце  оконцев, поленце  поленцев и др. (см. табл. выше).

 

Вопрос 2. Морфологические нормы имён прилагательных.

 

Ошибки в образовании и употреблении форм имен прилагательных немногочисленны и происходят в основном при образовании кратких форм и степеней сравнения имён прилагательных.

Краткая форма прилагательного  словоизменительная разновидность многих качественных прилагательных, образуемая путём прибавления к основе прилагательных следующих окончаний: 
нулевого окончания в форме мужского рода, –а/–я, –о/–е в формах женского и среднего рода, –и/–ы во множественном числе, например:хороший –хорошхороша, хорошо; хороши.

Если основа оканчивается на –енн, то в форме мужского рода–н– усекаетсялегкомысленный – легкомыслен. В форме женского и среднего рода, а также во множественном числе –нн– остаются: легкомысленна, легкомысленно, легкомысленны.Несколько прилагательных с ударением на суффиксе в краткой форме муж.рода употребляются преимущественно с концовкой енен: надменен, неприкосновенен, несовершенен, несомненен, обыкновенен, одновременен, откровенен, проникновенен, почтенен, современен.Следует отметить, что в устной речи формы на –енен являются предпочтительнее для говорящих, чем формы на –ен, и многие словари допускают этот вариант образования краткой формы прилагательных, но только в непринуждённой разговорной речи, например:

·     безнравствен и безнравственен;

·     бессмыслен и бессмысленен;

·     бесчислен и бесчисленен;

·     величествен и величественен;

·     невежествен и невежественен и др.

 

Степени сравнениясловоизменительная категория прилагательных, наречий и предикативов, образуемая противопоставлением положительной, сравнительной и превосходной степеней, находящихся между собой в отношениях градуальной смысловой оппозиции. Исходной является положительная степень:высокий, тёплый.

·     Сравнительная степень указывает на то, что обозначаемый признак характерен для данного предмета (действия, признака) в большей степени, чем для другого предмета (действия, признака):Наша яблоня выше, чем соседская; Сегодня на улице теплее вчерашнего.

Простая (синтетическая) форма сравнительной степени образуется путём прибавления к основе исходной положительной степени прилагательного формообразующих суффиксов –е, –ше(–же)–ее(–ей): тёплый – теплее, громкий – громче, ранний – раньше, глубокий  глубже.

Составная (аналитическая) форма сравнительной степени образуется при помощи вспомогательных слов более, менеекоторые добавляются к основе исходной положительной степени: 

более тёплый, менее тёплый.

За пределами литературной нормы находятся встречающиеся в речи формы простой сравнительной степени типабойчее, звончее, богатее, слаже, сладче, красивше, длиньше и др. Это просторечные формы, литературные их варианты – бойче, звонче, богаче, слаще, красивее, длиннее.

Формы сравнительной степени с приставкой по–, вносящей добавочное значение 'несколько, немного' (побольше, посильнее, повыше), допустимы лишь в разговорной речи, в книжной же следует употреблять конструкции немного больше, несколько сильнее.

При употреблении форм сравнительной степени должен быть указан объект сравнения, например: Сейчас нет задачи важнее, чем выполнение плана (из газет); И нет ничего сложнее внутреннего мира человека (В. Тендряков). Предложения типа Эта комната более чистая и светлая не соответствуют нормам литературного языка.

·     Превосходная степень указывает на то, что признак предмета или признака, обозначенный данной формой, представлен в своём максимальном проявлении, в самой высокой степени по сравнению с однородными признаками других сравниваемых предметов или признаков: величайшие умы человечества, она была красивее всех в классе, веселее всего было в цирке.

 

Простая (синтетическая) форма превосходной степени образуется прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного формообразующеого суффикса –ейш– или к основам на <г>, <к>, <х> суффикса –айш–например: красúвейший, тончайший.

Составная (аналитическая) форма превосходной степени прилагательных образуется несколькими способами:

1)      прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного слова самыйсамый высокий, самый способный;

2)      прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного вспомогательных слов наиболее, наименеенаиболее способный, наименее способный;

3)      прибавлением к синтетической (простой) сравнительной степени прилагательного вспомогательного слова всего (если характеризуемый предмет неодушевлённый) или всех (если характеризуемый предмет одушевлённый): Всего сложнее в личных отношениях  достигнуть компромисса; Выше всех в 1 классе был Александр Новиков.

 


Распространенными ошибками при образовании степеней сравнения имён прилагательных являются следующие:

·     образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения аналитической и синтетической форм: более сильнее, самый сильнейший;

·     образование плеонастических сочетаний типа несколько поподробнее(слово поподробнее имеет значение 'несколько, немного');

·     образование форм сравнительной степени от относительных прилагательных: более синонимический ряд, более разговорный вариант.

 

Такие формы допускаются в произведениях художественной литературы, где их употребление стилистически мотивировано:Мы хороним самого земного изо всех прошедших на земле людей (В. Маяковский); В такой непроглядный вьюжный вечер успех решался не тем, кто железней или метче, а удачливей кто (Л. Леонов);

·     ошибочным является также образование форм превосходной степени путем присоединения к прилагательным в форме положительной степени приставки наи– : наивыгодный, наиприятный (правильно: наивыгоднейший, наиприятнейший).

 

При употреблении синонимичных форм в речи следует учитывать их семантические и стилистические оттенки. Так, простая форма сравнительной степени (интереснее, сильнее) стилистически нейтральна, она употребляется во всех стилях; сложная (более интересный, более сильный) свойственна книжной речи. Простая форма превосходной степени имеет книжную окраску, сложная –нейтральную.

 

Вопрос 3. Морфологические нормы имён числительных.

 

Одной из наиболее трудных тем в русской грамматике является передача в устной речи количественных числительных в косвенных падежах, особенно сложных и составных числительных. Как правильно сказать: нет пятисот рублей или нет пятиста рублей, с шестьюдесятью сослуживцами или с шестидесятью сослуживцами?

Числительные делятся на два основных разряда: количественные и порядковые. Количественные числительные в свою очередь подразделяются на собственно количественные (два, семнадцать, сорок) и собирательные (двое, трое).

Количественные числительные – лексико-грамматический разряд числительных типа два, тридцать, сто, восемьдесят пять, обозначающих несобирательное количество.

Количественные числительные по структуре делятся на простые (три, пять, двенадцать, сорок), сложные (пятьдесят, двести, шестьсот) и составные (двадцать пять, триста шестьдесят девять).


Употребляя в речи сложные и составные количественные числительные, следует помнить, что:

1)      они должны стоять в том же падеже, что и существительное, обозначающее предмет;

2)      при склонении сложных и составных числительных изменяются все образующие числительное компоненты.

 

Например:

 

Падеж

50, 60, 70, 80

200, 300, 400

500, 600, 700, 800, 900

Им.

пятьдесят книг

триста рублей

шестьсот деталей

Род.

пятидесяти книг

трехсот рублей

шестисот деталей

Дат.

пятидесяти книгам

тремстам рублям

шестистам деталям

Вин.

пятьдесят книг

триста рублей

шестьсот деталей

Тв.

пятьюдесятью книгами

тремястами рублями

шестьюстами деталями

Предл.

о пятидесяти книгах

о трехстах рублях

о шестистах деталях

 

Числительные сорок, девяносто и стоотличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание –а:

 

Падеж

40

90

100

Им.

сорок студентов

девяносто дней

сто машин

Род.

сорока студентов

девяноста дней

ста машин

Дат.

сорока студентам

девяноста дням

ста машинам

Вин.

сорок студентов

девяносто дней

сто машин

Тв.

сорока студентами

девяноста днями

ста машинами

Предл.

о сорока студентах

о девяноста днях

о ста машинах