Файл: Литература по теме Тема Понятие культура речи. Качества культурной речи Вопрос Определение понятия культура речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 2304

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
более тёплый, менее тёплый.

За пределами литературной нормы находятся встречающиеся в речи формы простой сравнительной степени типабойчее, звончее, богатее, слаже, сладче, красивше, длиньше и др. Это просторечные формы, литературные их варианты – бойче, звонче, богаче, слаще, красивее, длиннее.

Формы сравнительной степени с приставкой по–, вносящей добавочное значение 'несколько, немного' (побольше, посильнее, повыше), допустимы лишь в разговорной речи, в книжной же следует употреблять конструкции немного больше, несколько сильнее.

При употреблении форм сравнительной степени должен быть указан объект сравнения, например: Сейчас нет задачи важнее, чем выполнение плана (из газет); И нет ничего сложнее внутреннего мира человека (В. Тендряков). Предложения типа Эта комната более чистая и светлая не соответствуют нормам литературного языка.

·     Превосходная степень указывает на то, что признак предмета или признака, обозначенный данной формой, представлен в своём максимальном проявлении, в самой высокой степени по сравнению с однородными признаками других сравниваемых предметов или признаков: величайшие умы человечества, она была красивее всех в классе, веселее всего было в цирке.

 

Простая (синтетическая) форма превосходной степени образуется прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного формообразующеого суффикса –ейш– или к основам на <г>, <к>, <х> суффикса –айш–например: красúвейший, тончайший.

Составная (аналитическая) форма превосходной степени прилагательных образуется несколькими способами:

1)      прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного слова самыйсамый высокий, самый способный;

2)      прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного вспомогательных слов наиболее, наименеенаиболее способный, наименее способный;

3)      прибавлением к синтетической (простой) сравнительной степени прилагательного вспомогательного слова всего (если характеризуемый предмет неодушевлённый) или всех (если характеризуемый предмет одушевлённый): Всего сложнее в личных отношениях  достигнуть компромисса; Выше всех в 1 классе был Александр Новиков.

 


Распространенными ошибками при образовании степеней сравнения имён прилагательных являются следующие:

·     образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения аналитической и синтетической форм: более сильнее, самый сильнейший;

·     образование плеонастических сочетаний типа несколько поподробнее(слово поподробнее имеет значение 'несколько, немного');

·     образование форм сравнительной степени от относительных прилагательных: более синонимический ряд, более разговорный вариант.

 

Такие формы допускаются в произведениях художественной литературы, где их употребление стилистически мотивировано:Мы хороним самого земного изо всех прошедших на земле людей (В. Маяковский); В такой непроглядный вьюжный вечер успех решался не тем, кто железней или метче, а удачливей кто (Л. Леонов);

·     ошибочным является также образование форм превосходной степени путем присоединения к прилагательным в форме положительной степени приставки наи– : наивыгодный, наиприятный (правильно: наивыгоднейший, наиприятнейший).

 

При употреблении синонимичных форм в речи следует учитывать их семантические и стилистические оттенки. Так, простая форма сравнительной степени (интереснее, сильнее) стилистически нейтральна, она употребляется во всех стилях; сложная (более интересный, более сильный) свойственна книжной речи. Простая форма превосходной степени имеет книжную окраску, сложная –нейтральную.

 

Вопрос 3. Морфологические нормы имён числительных.

 

Одной из наиболее трудных тем в русской грамматике является передача в устной речи количественных числительных в косвенных падежах, особенно сложных и составных числительных. Как правильно сказать: нет пятисот рублей или нет пятиста рублей, с шестьюдесятью сослуживцами или с шестидесятью сослуживцами?

Числительные делятся на два основных разряда: количественные и порядковые. Количественные числительные в свою очередь подразделяются на собственно количественные (два, семнадцать, сорок) и собирательные (двое, трое).

Количественные числительные – лексико-грамматический разряд числительных типа два, тридцать, сто, восемьдесят пять, обозначающих несобирательное количество.

Количественные числительные по структуре делятся на простые (три, пять, двенадцать, сорок), сложные (пятьдесят, двести, шестьсот) и составные (двадцать пять, триста шестьдесят девять).



Употребляя в речи сложные и составные количественные числительные, следует помнить, что:

1)      они должны стоять в том же падеже, что и существительное, обозначающее предмет;

2)      при склонении сложных и составных числительных изменяются все образующие числительное компоненты.

 

Например:

 

Падеж

50, 60, 70, 80

200, 300, 400

500, 600, 700, 800, 900

Им.

пятьдесят книг

триста рублей

шестьсот деталей

Род.

пятидесяти книг

трехсот рублей

шестисот деталей

Дат.

пятидесяти книгам

тремстам рублям

шестистам деталям

Вин.

пятьдесят книг

триста рублей

шестьсот деталей

Тв.

пятьюдесятью книгами

тремястами рублями

шестьюстами деталями

Предл.

о пятидесяти книгах

о трехстах рублях

о шестистах деталях

 

Числительные сорок, девяносто и стоотличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание –а:

 

Падеж

40

90

100

Им.

сорок студентов

девяносто дней

сто машин

Род.

сорока студентов

девяноста дней

ста машин

Дат.

сорока студентам

девяноста дням

ста машинам

Вин.

сорок студентов

девяносто дней

сто машин

Тв.

сорока студентами

девяноста днями

ста машинами

Предл.

о сорока студентах

о девяноста днях

о ста машинах


 

Просклоняем составное количественное числительное 5348 (пять тысяч триста сорок восемь), содержащее слово «сорок»:

 

Падеж

5348

Им.

пять тысяч триста сорок восемь отзывов

Род.

пяти тысяч трехсот сорока восьми отзывов

Дат.

пяти тысячам тремстам сорока восьми отзывам

Вин.

пять тысяч триста сорок восемь отзывов

Тв.

пятью тысячами тремястами сорока восьмью отзывами

Предл.

о пяти тысячах трехстах сорока восьми отзывах

 

Собирательные числительные – особый лексико-грамматический разряд числительных, называющих количество, понимаемое как нечто целостное, единое; сравните: пять (колич. числ.) студентов – пятеро (собират. числ.) студентов.

Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, а также малоупотребительные восьмеро, девятеро, десятеро используются в следующих случаях:

1)      с существительными, называющими людей и НЕ относящимися к женскому грамматическому роду (двое человек, семеро детей, пятеро студентов, трое неизвестных, двое коллег);

2)      с существительными, называющими детёнышей животных (семеро козлят);

3)      с личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо, их двое);

4)      с существительными, не имеющими формы единственного числа (двое ножниц, четверо ворот, трое джинсов, двое суток).

 

Нарушением нормы является использование этих числительных с существительными женского рода (трое девушек, пятеро школьниц), а также с названиями неодушевленных предметов (двое столов, трое окон)!

 

Склонение собирательных числительных:

 

Падеж

Двое

трое

четверо

пятеро

Им.

двое студентов

трое

четверо

пятеро

Род.

двоих студентов

троих

четверых

пятерых

Дат.

двоим студентам

троим

четверым

пятерым

Вин.

двоих студентов (но! двое суток – неодуш.)

троих (трое)

четверых (четверо)

пятерых (пятеро)

Твор.

двоими студентами

троими

четверыми

пятерыми

Предл.

о двоих студентах

о троих

о четверых

о пятерых


 

Числительные оба–обе.

Употребление числительных оба–обе в нормативной речи строго определено: в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими (у обеих стен, обеим сестрам, обеими руками), с существительными мужского и среднего рода – обоих, обоим, обоими (обоих студентов, у обоих окон).

 

Склонение числительных оба–обе

 

Им.

оба мальчика

обе девочки

Род.

обоих мальчиков

обеих девочек

Дат.

обоим мальчикам

обеим девочкам

Вин.

обоих мальчиков (но! оба окна – неодуш.)

обеих девочек (но: обе стены – неодуш.)

Твор.

обоими мальчиками

обеими девочками

Предл.

об обоих мальчиках

об обеих девочках

 

С существительными, не имеющими формы единственного числа, эти числительные не употребляются (нарушение нормы: обоими ножницами, обоих суток! Следует говорить: двумя ножницами, двух суток).

 

Порядковые числительные –лексико-грамматический разряд числительных типа первый, сто двадцать восьмой, обозначающих признак предмета по отношению к порядку следования предметов при счёте.

Как правильно сказать: в триста пятидесятой квартире или в трехсот пятидесятой квартире? в двух тысячи третьем году или в две тысячи третьем году?

 

В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственногочисла). Таким образом, в приведённых выше примерах правильными являются словосочетания в триста пятидесятой квартире, в две тысячи третьем году.

 

Просклоняем составные порядковые числительные