Файл: Литература по теме Тема Понятие культура речи. Качества культурной речи Вопрос Определение понятия культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 2304
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
более тёплый, менее тёплый.
За пределами литературной нормы находятся встречающиеся в речи формы простой сравнительной степени типабойчее, звончее, богатее, слаже, сладче, красивше, длиньше и др. Это просторечные формы, литературные их варианты – бойче, звонче, богаче, слаще, красивее, длиннее.
Формы сравнительной степени с приставкой по–, вносящей добавочное значение 'несколько, немного' (побольше, посильнее, повыше), допустимы лишь в разговорной речи, в книжной же следует употреблять конструкции немного больше, несколько сильнее.
При употреблении форм сравнительной степени должен быть указан объект сравнения, например: Сейчас нет задачи важнее, чем выполнение плана (из газет); И нет ничего сложнее внутреннего мира человека (В. Тендряков). Предложения типа Эта комната более чистая и светлая не соответствуют нормам литературного языка.
· Превосходная степень указывает на то, что признак предмета или признака, обозначенный данной формой, представлен в своём максимальном проявлении, в самой высокой степени по сравнению с однородными признаками других сравниваемых предметов или признаков: величайшие умы человечества, она была красивее всех в классе, веселее всего было в цирке.
Простая (синтетическая) форма превосходной степени образуется прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного формообразующеого суффикса –ейш– или к основам на <г>, <к>, <х> суффикса –айш–, например: красúвейший, тончайший.
Составная (аналитическая) форма превосходной степени прилагательных образуется несколькими способами:
1) прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного слова самый: самый высокий, самый способный;
2) прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного вспомогательных слов наиболее, наименее: наиболее способный, наименее способный;
3) прибавлением к синтетической (простой) сравнительной степени прилагательного вспомогательного слова всего (если характеризуемый предмет неодушевлённый) или всех (если характеризуемый предмет одушевлённый): Всего сложнее в личных отношениях – достигнуть компромисса; Выше всех в 1 классе был Александр Новиков.
Распространенными ошибками при образовании степеней сравнения имён прилагательных являются следующие:
· образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения аналитической и синтетической форм: более сильнее, самый сильнейший;
· образование плеонастических сочетаний типа несколько поподробнее(слово поподробнее имеет значение 'несколько, немного');
· образование форм сравнительной степени от относительных прилагательных: более синонимический ряд, более разговорный вариант.
Такие формы допускаются в произведениях художественной литературы, где их употребление стилистически мотивировано:Мы хороним самого земного изо всех прошедших на земле людей (В. Маяковский); В такой непроглядный вьюжный вечер успех решался не тем, кто железней или метче, а удачливей кто (Л. Леонов);
· ошибочным является также образование форм превосходной степени путем присоединения к прилагательным в форме положительной степени приставки наи– : наивыгодный, наиприятный (правильно: наивыгоднейший, наиприятнейший).
При употреблении синонимичных форм в речи следует учитывать их семантические и стилистические оттенки. Так, простая форма сравнительной степени (интереснее, сильнее) стилистически нейтральна, она употребляется во всех стилях; сложная (более интересный, более сильный) свойственна книжной речи. Простая форма превосходной степени имеет книжную окраску, сложная –нейтральную.
Вопрос 3. Морфологические нормы имён числительных.
Одной из наиболее трудных тем в русской грамматике является передача в устной речи количественных числительных в косвенных падежах, особенно сложных и составных числительных. Как правильно сказать: нет пятисот рублей или нет пятиста рублей, с шестьюдесятью сослуживцами или с шестидесятью сослуживцами?
Числительные делятся на два основных разряда: количественные и порядковые. Количественные числительные в свою очередь подразделяются на собственно количественные (два, семнадцать, сорок) и собирательные (двое, трое).
Количественные числительные – лексико-грамматический разряд числительных типа два, тридцать, сто, восемьдесят пять, обозначающих несобирательное количество.
Количественные числительные по структуре делятся на простые (три, пять, двенадцать, сорок), сложные (пятьдесят, двести, шестьсот) и составные (двадцать пять, триста шестьдесят девять).
Употребляя в речи сложные и составные количественные числительные, следует помнить, что:
1) они должны стоять в том же падеже, что и существительное, обозначающее предмет;
2) при склонении сложных и составных числительных изменяются все образующие числительное компоненты.
Например:
Числительные сорок, девяносто и стоотличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание –а:
Просклоняем составное количественное числительное 5348 (пять тысяч триста сорок восемь), содержащее слово «сорок»:
Собирательные числительные – особый лексико-грамматический разряд числительных, называющих количество, понимаемое как нечто целостное, единое; сравните: пять (колич. числ.) студентов – пятеро (собират. числ.) студентов.
Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, а также малоупотребительные восьмеро, девятеро, десятеро используются в следующих случаях:
1) с существительными, называющими людей и НЕ относящимися к женскому грамматическому роду (двое человек, семеро детей, пятеро студентов, трое неизвестных, двое коллег);
2) с существительными, называющими детёнышей животных (семеро козлят);
3) с личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо, их двое);
4) с существительными, не имеющими формы единственного числа (двое ножниц, четверо ворот, трое джинсов, двое суток).
Склонение собирательных числительных:
Числительные оба–обе.
Употребление числительных оба–обе в нормативной речи строго определено: в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими (у обеих стен, обеим сестрам, обеими руками), с существительными мужского и среднего рода – обоих, обоим, обоими (обоих студентов, у обоих окон).
Склонение числительных оба–обе
Порядковые числительные –лексико-грамматический разряд числительных типа первый, сто двадцать восьмой, обозначающих признак предмета по отношению к порядку следования предметов при счёте.
Как правильно сказать: в триста пятидесятой квартире или в трехсот пятидесятой квартире? в двух тысячи третьем году или в две тысячи третьем году?
Просклоняем составные порядковые числительные
За пределами литературной нормы находятся встречающиеся в речи формы простой сравнительной степени типабойчее, звончее, богатее, слаже, сладче, красивше, длиньше и др. Это просторечные формы, литературные их варианты – бойче, звонче, богаче, слаще, красивее, длиннее.
Формы сравнительной степени с приставкой по–, вносящей добавочное значение 'несколько, немного' (побольше, посильнее, повыше), допустимы лишь в разговорной речи, в книжной же следует употреблять конструкции немного больше, несколько сильнее.
При употреблении форм сравнительной степени должен быть указан объект сравнения, например: Сейчас нет задачи важнее, чем выполнение плана (из газет); И нет ничего сложнее внутреннего мира человека (В. Тендряков). Предложения типа Эта комната более чистая и светлая не соответствуют нормам литературного языка.
· Превосходная степень указывает на то, что признак предмета или признака, обозначенный данной формой, представлен в своём максимальном проявлении, в самой высокой степени по сравнению с однородными признаками других сравниваемых предметов или признаков: величайшие умы человечества, она была красивее всех в классе, веселее всего было в цирке.
Простая (синтетическая) форма превосходной степени образуется прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного формообразующеого суффикса –ейш– или к основам на <г>, <к>, <х> суффикса –айш–, например: красúвейший, тончайший.
Составная (аналитическая) форма превосходной степени прилагательных образуется несколькими способами:
1) прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного слова самый: самый высокий, самый способный;
2) прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного вспомогательных слов наиболее, наименее: наиболее способный, наименее способный;
3) прибавлением к синтетической (простой) сравнительной степени прилагательного вспомогательного слова всего (если характеризуемый предмет неодушевлённый) или всех (если характеризуемый предмет одушевлённый): Всего сложнее в личных отношениях – достигнуть компромисса; Выше всех в 1 классе был Александр Новиков.
Распространенными ошибками при образовании степеней сравнения имён прилагательных являются следующие:
· образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения аналитической и синтетической форм: более сильнее, самый сильнейший;
· образование плеонастических сочетаний типа несколько поподробнее(слово поподробнее имеет значение 'несколько, немного');
· образование форм сравнительной степени от относительных прилагательных: более синонимический ряд, более разговорный вариант.
Такие формы допускаются в произведениях художественной литературы, где их употребление стилистически мотивировано:Мы хороним самого земного изо всех прошедших на земле людей (В. Маяковский); В такой непроглядный вьюжный вечер успех решался не тем, кто железней или метче, а удачливей кто (Л. Леонов);
· ошибочным является также образование форм превосходной степени путем присоединения к прилагательным в форме положительной степени приставки наи– : наивыгодный, наиприятный (правильно: наивыгоднейший, наиприятнейший).
При употреблении синонимичных форм в речи следует учитывать их семантические и стилистические оттенки. Так, простая форма сравнительной степени (интереснее, сильнее) стилистически нейтральна, она употребляется во всех стилях; сложная (более интересный, более сильный) свойственна книжной речи. Простая форма превосходной степени имеет книжную окраску, сложная –нейтральную.
Вопрос 3. Морфологические нормы имён числительных.
Одной из наиболее трудных тем в русской грамматике является передача в устной речи количественных числительных в косвенных падежах, особенно сложных и составных числительных. Как правильно сказать: нет пятисот рублей или нет пятиста рублей, с шестьюдесятью сослуживцами или с шестидесятью сослуживцами?
Числительные делятся на два основных разряда: количественные и порядковые. Количественные числительные в свою очередь подразделяются на собственно количественные (два, семнадцать, сорок) и собирательные (двое, трое).
Количественные числительные – лексико-грамматический разряд числительных типа два, тридцать, сто, восемьдесят пять, обозначающих несобирательное количество.
Количественные числительные по структуре делятся на простые (три, пять, двенадцать, сорок), сложные (пятьдесят, двести, шестьсот) и составные (двадцать пять, триста шестьдесят девять).
Употребляя в речи сложные и составные количественные числительные, следует помнить, что:
1) они должны стоять в том же падеже, что и существительное, обозначающее предмет;
2) при склонении сложных и составных числительных изменяются все образующие числительное компоненты.
Например:
Падеж | 50, 60, 70, 80 | 200, 300, 400 | 500, 600, 700, 800, 900 |
Им. | пятьдесят книг | триста рублей | шестьсот деталей |
Род. | пятидесяти книг | трехсот рублей | шестисот деталей |
Дат. | пятидесяти книгам | тремстам рублям | шестистам деталям |
Вин. | пятьдесят книг | триста рублей | шестьсот деталей |
Тв. | пятьюдесятью книгами | тремястами рублями | шестьюстами деталями |
Предл. | о пятидесяти книгах | о трехстах рублях | о шестистах деталях |
Числительные сорок, девяносто и стоотличаются от других тем, что во всех косвенных падежах, кроме винительного, имеют окончание –а:
Падеж | 40 | 90 | 100 |
Им. | сорок студентов | девяносто дней | сто машин |
Род. | сорока студентов | девяноста дней | ста машин |
Дат. | сорока студентам | девяноста дням | ста машинам |
Вин. | сорок студентов | девяносто дней | сто машин |
Тв. | сорока студентами | девяноста днями | ста машинами |
Предл. | о сорока студентах | о девяноста днях | о ста машинах |
Просклоняем составное количественное числительное 5348 (пять тысяч триста сорок восемь), содержащее слово «сорок»:
Падеж | 5348 |
Им. | пять тысяч триста сорок восемь отзывов |
Род. | пяти тысяч трехсот сорока восьми отзывов |
Дат. | пяти тысячам тремстам сорока восьми отзывам |
Вин. | пять тысяч триста сорок восемь отзывов |
Тв. | пятью тысячами тремястами сорока восьмью отзывами |
Предл. | о пяти тысячах трехстах сорока восьми отзывах |
Собирательные числительные – особый лексико-грамматический разряд числительных, называющих количество, понимаемое как нечто целостное, единое; сравните: пять (колич. числ.) студентов – пятеро (собират. числ.) студентов.
Числительные двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, а также малоупотребительные восьмеро, девятеро, десятеро используются в следующих случаях:
1) с существительными, называющими людей и НЕ относящимися к женскому грамматическому роду (двое человек, семеро детей, пятеро студентов, трое неизвестных, двое коллег);
2) с существительными, называющими детёнышей животных (семеро козлят);
3) с личными местоимениями мы, вы, они (нас четверо, их двое);
4) с существительными, не имеющими формы единственного числа (двое ножниц, четверо ворот, трое джинсов, двое суток).
Нарушением нормы является использование этих числительных с существительными женского рода (трое девушек, пятеро школьниц), а также с названиями неодушевленных предметов (двое столов, трое окон)! |
Склонение собирательных числительных:
Падеж | Двое | трое | четверо | пятеро |
Им. | двое студентов | трое | четверо | пятеро |
Род. | двоих студентов | троих | четверых | пятерых |
Дат. | двоим студентам | троим | четверым | пятерым |
Вин. | двоих студентов (но! двое суток – неодуш.) | троих (трое) | четверых (четверо) | пятерых (пятеро) |
Твор. | двоими студентами | троими | четверыми | пятерыми |
Предл. | о двоих студентах | о троих | о четверых | о пятерых |
Числительные оба–обе.
Употребление числительных оба–обе в нормативной речи строго определено: в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими (у обеих стен, обеим сестрам, обеими руками), с существительными мужского и среднего рода – обоих, обоим, обоими (обоих студентов, у обоих окон).
Склонение числительных оба–обе
Им. | оба мальчика | обе девочки |
Род. | обоих мальчиков | обеих девочек |
Дат. | обоим мальчикам | обеим девочкам |
Вин. | обоих мальчиков (но! оба окна – неодуш.) | обеих девочек (но: обе стены – неодуш.) |
Твор. | обоими мальчиками | обеими девочками |
Предл. | об обоих мальчиках | об обеих девочках |
С существительными, не имеющими формы единственного числа, эти числительные не употребляются (нарушение нормы: обоими ножницами, обоих суток! Следует говорить: двумя ножницами, двух суток). |
Порядковые числительные –лексико-грамматический разряд числительных типа первый, сто двадцать восьмой, обозначающих признак предмета по отношению к порядку следования предметов при счёте.
Как правильно сказать: в триста пятидесятой квартире или в трехсот пятидесятой квартире? в двух тысячи третьем году или в две тысячи третьем году?
В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственногочисла). Таким образом, в приведённых выше примерах правильными являются словосочетания в триста пятидесятой квартире, в две тысячи третьем году. |
Просклоняем составные порядковые числительные