Файл: Литература по теме Тема Понятие культура речи. Качества культурной речи Вопрос Определение понятия культура речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 2303

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
тысяча двести пятидесятый и тысяча двести пятьдесят седьмой:

 

Падеж

1250-й

1257-й

Им.

тысяча двестипятидесятыйобразец

тысяча двести пятьдесятседьмойобразец

Род.

тысяча двестипятидесятогообразца

тысяча двести пятьдесятседьмого образца

Дат.

тысяча двестипятидесятому образцу

тысяча двести пятьдесятседьмомуобразцу

Вин.

тысяча двестипятидесятыйобразец

тысяча двести пятьдесятседьмойобразец

Тв.

тысяча двестипятидесятым образцом

тысяча двести пятьдесятседьмым образцом

Предл.

о тысяча двестипятидесятом образце

о тысяча двести пятьдесятседьмом образце

 

Сравните склонение сложного порядкового числительного и составного порядкового числительного:

 

Падеж

2000-й

2003-й

Им.

двухтысячный год

две тысячи третий год

Род.

двухтысячного года

две тысячи третьего года

Дат.

двухтысячному году

две тысячи третьему году

Вин.

двухтысячный год

две тысячи третий год

Тв.

двухтысячным годом

две тысячи третьим годом

Предл.

о двухтысячном годе или: в двухтысячном году

о две тысячи третьем годе или: в две тысячи третьем году


 

Примеры нарушения морфологических норм

 

Морфологическая ошибка

Морфологическая норма

1.   Бухгалтера, корректора (ошибка в образовании формы им.п. мн.ч. имён существительных)

1. Бухгалтеры, корректоры

2.   Один килограмм апельсин (ошибка в образовании формы род.п. мн.ч. имён существительных)

2. Один килограмм апельсинов

3.   Повариха Новикова, докторша Лукьянова (ошибка в образовании формы жен.р. имён существительных, употребляющихся в р.л.яз. только в форме муж.р.). Суфф. –их–ш(а) считаются просторечными.

3. Повар Новикова, доктор Лукьянова

4.   Самый сложнейший (ошибка в образовании превосходной степени имени прилагательного)

4. Самыйсложный или сложнейший

5.   К пятьюстам тридцати семи добавить триста (ошибка в образовании формы дат. п. сложного числительного).

5. К пятистам тридцати семи добавить триста.

6.   Обои юноши, обеи девушки (ошибка в образовании формы им.п. мн.ч. числительных оба–обе)

6. Оба юноши, обе девушки

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Какие нормы называются морфологическими?

2.  Как определить род несклоняемых существительных (кофе и др.).

3.  Расскажите о правописании окончаний родительного падежа множественного числа существительных, называющих овощи/фрукты.

4.  Расскажите о склонении слов, называющих национальности.

5.  Какие ошибки часто допускают при склонении составных количественных и составных порядковых числительных?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Радзиховская В.К. Морфология современного русского языка: вводный курс. – М.: Издательство «Флинта», 2018. – 121 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364232

.

2.  Русский язык и культура речи / М.В. Невежина, Е.В. Шарохина, Е.Б. Михайлова и др. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117759.

 

Дополнительная литература:

1.  Голубева А.В. Русский язык и культура речи. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 386 с.

2.  Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2002. – 480 с.

3.  Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. – М.: Проспект, 2009. – 448 с.

 

Интернет-ресурсы:

1.  Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. – Режим доступа: http://gramota.ru/

 


Тема 7. Синтаксические нормы современного русского литературного языка

 

Цели и задачи изученияданной темы – получение общетеоретических знаний о синтаксических нормах современного русского литературного языка. В ходе изучения этой темы необходимо акцентировать внимание на распространённых синтаксических ошибках, которых следует избегать в речи.

 

Изучив данную тему, Вы:

Будете знать:

·     синтаксические нормы русского литературного языка;

·     основные синтаксические ошибки;

 

приобретёте следующие профессиональные компетенции:

·     грамотно пользоваться богатыми синтаксическими ресурсами русского литературного языка в своей речевой практике;

·     правильно строить словосочетания (например, согласно приказу, по возвращении из командировки и др.), предложения с причастными и деепричастными оборотами;

·     работать со словарями русского литературного языка;

·     стремиться к саморазвитию, повышению своего речевого мастерства.

 

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

·     синтаксические нормы русского литературного языка;

·     варианты координации главных членов предложения;

·     синтаксическое управление;

·     построение предложений с деепричастными оборотами.

 

Вопросы темы:

1.  Синтаксические нормы русского литературного языка. Варианты координации главных членов предложения.

2.  Трудные случаи синтаксического управления.

3.  Построение предложений с деепричастными оборотами.

 

Вопрос 1. Синтаксические нормы русского литературного языка. Варианты координации главных членов предложения.

 

Синтаксис (от греч. sýntaxis – построение, порядок) – раздел языкознания, изучающий правила соединения слов и форм слов, а также единства, в составе которых эти правила реализуются (словосочетания и предложения).

Синтаксические нормы русского литературного языка – это правила построения словосочетаний и предложений.

Правильно ли говорить и писать: согласно договора, скучаем по васразъяснение о проводимой политике? На эти и подобные вопросы ответ дают синтаксические нормы русского литературного языка.


 

Варианты координации главных членов предложения.

Современные нормы координации главных членов предложения, как известно, часто допускают вариантные формы рода и числа сказуемого: пять (большинство, несколько) студентов уехало / уехали; трое проголосовало / проголосовали; инженер выступил / выступила и т.д.

Выбор той или иной формы сказуемого зависит от ряда факторов, которые должны учитываться в каждом конкретном акте коммуникации.

Подлежащее выражено собирательным числительным, обозначающим группу лиц: трое писало / писали; уехало /уехали пятеро.

Сказуемое в единственном числе употребляется обычно в нераспространенном предложении, особенно если сказуемое предшествует подлежащему: Присутствовалопятеро, а выступило двое. При сочетании собирательного числительного с местоимением нас, вас или их сказуемое употребляется только в форме единственного числа: Нас было двоеВас осталось четвероИх пришло семеро.

Если при подлежащем есть согласованное определение в форме множественного числа, сказуемое употребляется только во множественном числе: Вскоре вернулись задержанные двое; Остальные пятеро придут завтра; Эти трое спали непробудным сном.

Подлежащее выражено сочетанием количественного или собирательного числительного с существительным в родительном падеже, а также сочетанием слов большинство, множество, несколько с существительным в родительном падеже: пять спортсменов выступило / выступили; двое бойцов погибло / погибли; большинство артистов уехало / уехали.

Форма единственного числа сказуемого предпочитается, если:

а)      сказуемое предшествует подлежащему, особенно при нераспространенности предложения: На столе лежит несколько тетрадей; Выросло пять кленов;

б)      подлежащее имеет значение приблизительности: На собрании присутствовало около 50 человек; В стране выпускается свыше 380 миллионов экземпляров газет и журналов, ежедневно загорается более 75 миллионов телевизионных экранов;

в)      в составе подлежащего употреблено отвлеченное существительное, особенно со значением времени: Прошл