Файл: Задание к занятию.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


строго регламентированного упражнения;

частично регламентированного упражнения (схема 5).(см книги)

Различия эти относительны. Момент регламентации имеется в любом методе. Различны лишь степень и характер регламентации. При известных условиях два метода из разных групп могут совмещаться: одно и то же действие может одновременно изучаться, на- пример, методом разучивания по частям и соревновательным мето- дом. Тем не менее это не дает оснований для их отождествления.
Методы строго регламентированного упражнения характеризуются многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т.п. В результате этого появляется возможность избирательно осваивать отдельные движения, последовательно формируя из них необходимые действия.

Методы строго регламентированного упражнения могут использоваться при обучении двигательным действиям (в целом и по частям) и при развитии двигательных способностей (равномерный, переменный, повторный).

Метод разучивания по частям предусматривает первоначальное изучение отдельных частей действия с последующим со- единением их в необходимое целое.

Метод разучивания в целом предусматривает изучение действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения.

Для овладения простыми упражнениями в занятиях с дошкольниками часто используется имитация. Подражание действиям животных, птиц, насекомых, явлениям природы и общественной жизни занимает важное место при обучении детей физическим упражнениям. Подражая, например, действиям зайчика, мышки, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения.

Имитация широко используется при освоении общеразвивающих упражнений и таких движений, как ходьба, бег и др. Имитация используется во всех возрастных группах. Но чаще она применяется в работе с младшими детьми.

К разучиванию в целом приходится прибегать и в тех случаях, когда сложно расчленять действие и создавать оправданные системы подводящих упражнений.

Использование принудительно-облегчающего упражнения, с одной стороны, заставляет ребенка с помощью внешних сил или ориентиров выполнить действие с заданными параметрами, а с другой — создать условия, помогающие выполнить это действие.

Тренажеры применяются для разучивания двигательного действия, но в дошкольных учреждениях чаще используются для развития физических качеств.


Использование слуховых и зрительных ориентиров зачастую относят к методам зрительного и слухового восприятия. Тем не менее по основному признаку — наличию выполнения ребенком физического упражнения — они должны относиться к группе практических методов обучения.

Слуховые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений, а также как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезая под веревку, к которой прикреплен колокольчик, ребенок, чтобы не задеть его, наклоняется ниже).

В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен и барабан, хлопки в ладоши и пр.

Помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения положения отдельных частей тела, для создания правильных мышечных ощущений. На первом году жизни перемещение отдельных частей тела и всего тела ребенка сначала выполняется полностью взрослым, а в дальнейшем с небольшой его помощью, например, при обучении ползанию. Более старшим детям педагог помогает выпрямить спину при приседании, преодолеть неуверенность при ходьбе по скамейке, взяв ребенка за руку.

При лазанье по гимнастической стенке и при прыжках в длину и в высоту педагог оказывает помощь детям в виде страховки.

Равномерный метод характеризуется тем, что при его использовании занимающиеся выполняют физические упражнения непрерывно, в течение длительного времени, с постоянной интенсивностью (25—75% от максимальной), стремясь сохранить постоянный темп, ритм, величину усилий и амплитуду движений.

Равномерный метод применяется в основном в упражнениях циклического характера (бег, лыжи, плавание), на занятиях в есте- ственных условиях, в местах, богатых кислородом (лес, парк, у реки). Данный метод направлен на развитие выносливости и предполагает выполнение упражнений со средней степенью интенсивности.

Переменный метод характеризуется последовательным варь- ированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности, ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений. Он помогает педагогу развить у ребенка ско- ростные способности и выносливость, координацию движений, воспитать у него волевые качества.

Переменный метод применяется в циклических и ациклических упражнениях (бег с ускорениями, остановками, выполнение упражнений в разном темпе и др.).



Тренирующее воздействие повторного метода наблюдается вследствие многократного выполнения интенсивных упражнений на фоне полного восстановления.

Методы частично регламентированного упражнения допускают относительно свободный выбор действий ребенком для решения поставленной задачи. Эти методы, как правило, используются на этапе совершенствования, когда дети уже обладают достаточным объемом знаний и умений. Входящие в данную подгруппу методы, обладая различными признаками, имеют сходство в одном: при их использовании всегда присутствует элемент соперничества между детьми.

Игровой метод обладает многими признаками, характерными для игр в физическом воспитании. Игра как метод реализуется не только через общепринятые игры. Понятие «игровой метод» гораздо шире по средствам и формам реализации, чем официальные игры. Например, игровым методом можно провести все занятие под девизом: «Мы готовимся в полет», не использовав при этом ни одной подвижной игры. Изучение, предположим, способов переноски грузов можно организовать в виде игры «Строим дом».

Однако слабая сторона этого метода заключается в том, что ограничена возможность для формирования нового, особенно сложного двигательного навыка.

Соревновательный метод обладает многими признаками, характерными для соревнования (состязания), но имеет более широкое применение. Соревновательный метод может использоваться при любой форме организации занятий, имеющих целью проведение соревнования по любым физическим упражнениям.

Например, соревновательным методом можно провести все физкультурное занятие, начиная от построения и заканчивая выходом из зала.

Данный метод имеет много общего с игровым. Однако между ними существует и принципиальное различие. Оно состоит в том, что в игровом методе процесс занятия физическими упражнения- ми всегда имеет сюжетное содержание. В соревновательном этот момент отсутствует, и процесс выполнения действия полностью подчинен задаче победить в том или ином действии в соответствии с заранее установленными правилами.

Пользоваться соревновательным методом на занятиях с до- школьниками надо осторожно. При неправильной методике он может вызвать сильное нервное возбуждение, отрицательно сказаться на самочувствии и поведении детей дошкольного возраста. Не следует злоупотреблять, в частности, эстафетами: длительное пребывание в качестве зрителей-болельщиков, поочередное выполнение упражнений в напряженной обстановке перевозбуждают нервную систему детей.


Соревновательный метод применяется в том случае, когда дети хорошо освоили движения.

Соотношение используемых методов

Методы обучения выбираются в зависимости от поставленных задач, возрастных особенностей детей, их подготовленности, сложности и характера упражнений, этапа обучения.

- На первом этапе обучения проводится первоначальное разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом. С этой целью используются показ, объяснение и практическое опробование. У детей образует- ся связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику, и мышечными ощущениями.

Чем младше дети, тем меньшим запасом двигательных представлений они обладают и тем большее место в создании этих представлений занимает показ. С увеличением двигательного опыта у детей шире используются объяснения.

- На втором этапе углубленного разучивания движения большое место занимают имитация, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные методы используются в виде коротких указаний.

Хороший эффект при отработке отдельных элементов техники дают упражнения, выполняемые без контроля зрения, на основе мышечных ощущений.

- Задача третьего этапа — закрепление навыка и совершенствование его техники, а также выработка умения применять изученное движение в различных условиях. При этом упражнения проводят в игровой и соревновательной формах.

В разных возрастных группах соотношение приемов обучения физическим упражнениям изменяется. В начале первого года жизни упражнения выполняются с помощью взрослого. Постепенно самостоятельность детей возрастает, и они выполняют упражнения с небольшой помощью взрослого или придерживаясь за предметы. В этом возрасте большое место занимают зрительные ориентиры, которые стимулируют детей к выполнению движений. Слово применяется главным образом для создания у детей положительного отношения к выполнению упражнений.

В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, слуховые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

В среднем и старшем дошкольном возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки, кино- и диафильмы). Упражнения выполняются чаще в соревновательной форме.

Практическая работа:

Для предложенных примеров определить этап обучения, возрастную группу, методы и приемы обучения данного вида движения.

Ходьба на носках

Прыжки в длину с места

Метание в цель

Лазанье по гимнастической стенке

Катание мяча по дорожке

Бег змейкой

Например:


Движение

Возрастная группа

Этап обучения

Методы

Ходьба на носках


младший дошкольный возраст

Первый этап

Игровые приемы

Показ образца

Выполнение

средний дошкольный возраст

Второй этап

Техника разучиваемого упражнения

Поощрение

Анализ


старший дошкольный возраст

Третий этап

Словесный

Образец

подготовительная группа

Третий этап

Объяснение, показ новых сложных упражнений и отдельных элементов

Прыжки в длину с места


младший дошкольный возраст

Первый этап

Словесный

Образец

Игра

средний дошкольный возраст

Первый этап

Словесный

Образец

старший дошкольный возраст

Второй этап

Объяснение

Показ

подготовительная группа

Третий этап

Упражнения

Рассказ

Показ

Анализ

Поощрение

Метание в цель


младший дошкольный возраст

Первый этап

Словесный

Демонстрация

Показ

Объяснение

средний дошкольный возраст

Второй этап

Показ

Объяснение


старший дошкольный возраст

Второй этап

Показ

Объяснение

подготовительная группа

Третий этап

Словесный

Анализ

Поощрение

Лазанье по гимнастической стенке


младший дошкольный возраст

Первый этап

Словесный

Демонстрация

Показ

Объяснение

средний дошкольный возраст

Второй этап

Словесный

Показ

Объяснение

старший дошкольный возраст

Третий этап

Объяснение

Команда

Словесный

подготовительная группа

Третий этап

Объяснение

Команда

Катание мяча по дорожке


младший дошкольный возраст

Второй этап

Словесный

Показ

Объяснение

средний дошкольный возраст

Третий этап

Объяснение

Команда

Словесный

старший дошкольный возраст

Третий этап

Объяснение

Команда

Словесный

подготовительная группа

Третий этап

Объяснение

Команда

Бег змейкой

младший дошкольный возраст

Первый этап

Показ

Объяснение

Демонстрация

средний дошкольный возраст

Первый этап

Показ

Объяснение

Демонстрация

Словесный

старший дошкольный возраст

Второй этап

Словесный

Упражнения

подготовительная группа

Третий этап

Объяснения

Команда

Упражнения