Файл: Слово и его лексическое значение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика




Место работы





2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

5

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

70

Тема урока

Слово и его лексическое значение

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

урок освоения новых знаний и умений

Планируемые результаты(по ПРП):

Личностные:

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность

сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

- воспитание чувства гордости за своё Отечество, его историю, развитие мотивов учебной деятельности, формирование

личностного смысла учения, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения

находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные:

Коммуникативные: учатся формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; инициативно сотрудничать в парах; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные:

-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): лексика, лексикология, лексическое значение слова.

Краткое описание(введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Первый урок по разделу «Лексика» в 5 классе знакомит с основными понятиями.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук, словари, учебник (Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.), смайлики, карточки, кроссворд.



3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

- Здравствуйте, ребята! Какая замечательная сегодня погода! И настроение у вас сегодня должно быть хорошим. Закрепите на доске тот смайлик, который соответствует вашему настроению. (У каждого на парте по три смайлика).

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение... Я готова работать вместе с вами. Желаю всем удачи.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

На доске предложение: «Рыжая белка скачет по высокой сосне».

- Распределите слова по группам.

- Оцените работу соседа по парте.

- По каким признакам распределяли слова? (На доске: рыжая – высокой; белка – сосне).

-Что нужно знать, чтобы понять смысл предложения?

А сейчас поднимите свои тетради (карандаши, дневники и т.д.).

Почему, когда я попросила поднять тетради, вы подняли тетради, а не ручки?

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Что нужно знать, чтобы не ошибиться? (Лексическое значение слова).

- Как думаете, какова тема урока? (Какой термин есть для определения смысла, значения слов?)

-Откроем тетради и запишем число и тему урока.

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд. (Ключевое слово- «лексика»).

- Что такое лексика? (Чтение определения стр.150).

- Сколько слов в русском языке?

- А конкретнее? (Работа с упражнением 327)

Так сколько же слов в русском языке?

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

Что такое лексическое значение слова? (На доске спроектированы слова: школа, друг, учиться, бесстрашный)

- Объясните лексическое значение слов, указанных на доске. Работаете в парах.

- Проанализируйте работу другой пары, дополните её, исправьте ошибки.

Выступает каждая группа.

- Оцените свою работу.

- Дайте лексическое значение слов авеню, таймер, интерьер ?

- Какие трудности возникли?

-Это слова, пришедшие к нам из других языков.

- Нужно ли нам знать лексическое значение слов? Что нам это даёт?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

-Работаем в парах.

Игра «Угадай-ка»

- Первая пара даёт толкование какого-нибудь слова, вторая старается угадать это слово.

Можно пользоваться толковым словарём. Но постарайтесь сначала определить значение самостоятельно.

Самостоятельно выполняют упр. 334 (записывают лексическое значение слов по образцу).

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Работа со словарями: упр. 329.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Определите, какое слово в указанном предложении употребляется в значении «жили, помещались»


Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Отгадайте загадки:

1. Есть она у чемодана

И у школьницы любой,

Есть у двери ресторана

И у чашки голубой. (ручка)

2. Может напоить водою,

Может гайку отвинтить,

А еще замок откроет,

Чтоб хозяев в дом впустить. (ключ).

3. Кто с него снимает кожу,

Будет в три ручья реветь,

Без него стрела не сможет

До мишени долететь. (лук).

- О каком явлении эти загадки? (омонимии).

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

-Ребята, изучение какого раздела мы с вами закончили вчера?

- Что такое орфоэпия?

- Что вы сейчас произнесли?

- Лексические значения каких лингвистических терминов мы можете еще назвать?

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Работа с карточками: «Закончи предложение»:

–словарный состав языка называется... (лексика)

– словарный состав языка изучает наука...(.лексикология)

- лексическое значение слова – это…

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Чему вы сегодня научились?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке.

-Оцените себя (слайд на интерактивной доске)

1.На уроке я работал активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я доволен/недоволен

3.Урок для меня показался коротким/длинным

4.За урок я не устал/устал

5.Мое настроение стало лучше/ стало хуже

6.Материал урока мне был понятен/ не понятен.

Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Домашнее задание: Упр. 336. Прочитайте задание.

-Что вам предстоит сделать?

Всем спасибо за урок. До свидания.