Файл: Основные виды и жанры концертов. Постановка концертного номера.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Своеобразную форму театрализованный концерт приобрел и в кинематографе. Эта мобильность и«всепроникаемость» концерта-спектакля обусловлена наиболее современной формой его, действенной, динамичной, острой. В построении театрализованного концерта окончательно утвердилась в своих основных положениях концертная драматургия. Придя на смену той форме массового зрелища, которая была развита в 20—30-е годы и где в основе были продолжительные игровые эпизоды и сюжет, театрализованный концерт поставил во главу угла концертное действие, обусловленное номерами различных жанров.
В драматургической конструкции концертный номер приобрел в данной разновидности жанра определяющее значение, а все остальные компоненты действия стали сопутствовать ему. Номер превратился в основную ячейку концертной драматургии, характерным качеством которой явилось не построение непрерывного, плавно развивающегося действия, а монтажное соединение номеров. Именно в соединении, своеобразном сцеплении, монтаже номеров самых различных жанров родилась концертная драматургия.
Большую роль играет здесь соподчинение разрозненных частей целому, что определяется авторской позицией и авторским замыслом. Результатом является тот точно выстроенный идейно-художественный комплекс, который по праву называется концертом-спектаклем. В отличие от обычного «сборного» театрализованный концерт бывает всегда тематическим. Главная тема определяет его сценарное и режиссерское решение, своеобразную драматургию, где все компоненты концертно-сценического действия подчинены основной идее, объединены общим сценарно-режиссерским замыслом. Концерт-спектакль, очевидно, наиболее точное жанровое определение этой разновидности массовых зрелищ. В нем, наряду с концертными номерами различных жанров, действуют все слагаемые театрального искусства — слово, мизансцена, музыка, цвет, свет, пространственная композиция, художественное оформление, шумы и т. д. Обширно разнообразие жанровых форм массового театрализованного концерта, ставшего заметным явлением в общественной и культурной жизни нашего народа.
4. Методические рекомендации по организации и проведению концертов
Любой концерт состоитиз номеров и, естественно, от их качества прежде всего зависит его успех. Но только ли в этом залог удачи концерта? Качество концерта зависит от того, выстроена ли в нем логика перехода от номера к номеру, создана праздничная атмосфера
, выдержан ритм, как говориться концерт прошел «на одном дыхании». Это и есть дело рук режиссера.
Постановка концерта требует универсального знания законов творчества («условий игры») и существа разных жанров. Выясняется, чем вызвана необходимость постановки, повод, событие, по случаю которого должен состояться концерт, и для какой аудитории. Рождается замысел, который определяет: цель и содержание (идею и тему) концерта, их раскрытие (форму), порядок номеров (композицию), логику перехода от номера к номеру (прием), темпоритм, сценическую атмосферу и сценографию (характер оформления).
Раскрывается содержание концерта через его название. Определяются имеющиеся в распоряжении режиссера номера, их содержание, жанр, состав исполнителей. Определяются особенности и размер сценической площадки, ее технические возможности, имеющееся световое оборудование, наличие кулис, задника, киноэкрана. Собирается информация о финансовых возможностях, времени и условиях проведения концерта, характере зрительской аудитории.
Хочется подчеркнуть, что даже доскональное знание всех законов, условий и правил построения концерта может не привести к желаемому результату, если весь процесс его создания не будет одухотворен вашей творческой фантазией.
Этапы работы над подготовкой и проведением концерта:
Первый этап – планирование:
- создание оргкомитета;
- создание организационно-постановочной группы (руководитель ансамбля, педагоги, концертмейстер, режиссер, художник-оформитель, звукорежиссер, оператор, администратор);
- определение темы, постановка цели и задач, прогнозирование результатов;
- определение Ñ
5. Постановка концертного номера
На предварительном этапе продюсером создается постановочная группа(режиссер, хореограф, художник, педагоги, костюмер и др.). Определяется идея номера (инициаторы – продюсер, режиссер, хореограф, артист) и его сценарная основа.
I этап – встреча продюсера с постановочной группой.
С членами постановочной группы обсуждают общий замысел номера, психофизические возможности артиста, оговариваются условия работы.
1. Разрабатываются индивидуальные планы работы с участниками постановочной группы:
- составление звуковой и световой партитуры номера;
- обсуждение пластического решения;
- разработка сценического оформления;
- обсуждение костюма, образного решения.
2. Определяется драматургия номера и приемы ее решения.
3. Решаются организационные вопросы:
- финансирование номера;
- создание репетиционного плана;
- определение технических возможностей.
II этап – индивидуальная работа участников постановочной группы с артистом.
Проводится индивидуальная работа педагогов с артистом (вокал, хореография, трюки). Самое существенное во время работы с артистом - эффективность проведения репетиций, выявление и развитие у артиста способностей в других жанрах, которые нужно использовать в создании номера.
1. Фиксируется сценарная основа
2. Определяется принцип контактности со зрительным залом
3. Ведется работа по решению технических вопросов
4. Определяются взаимоотношения с партнерами
5. Уточняется отбор необходимых средств выразительности.
III этап – соединение всех компонентов номера в условиях репетиционного помещения.
1. Уточняются детали по оформлению номера (костюмы, размещение реквизита, свет и цвет, трансформация деталей и т.д.).
2. Осуществляются прогонные репетиции с дальнейшим выходом на концертную площадку.
IV этап – корректура номера на концертной площадке.
1. Соединение действий артиста со всеми элементами номера, с деталями костюма и реквизита.
2. Устанавливается и фиксируется финальная композиция: поклоны, «бисовка», уход со сцены.
3. Окончательно устанавливается партитура света, направленность аппаратуры, баланс звучания.
4. Проверяются спецэффекты.
V этап – генеральные репетиции
1. В полной готовности и единой композиционной целостности всех элементов
2. Корректура по всей композиции
3. Прокат номера на различных зрительских аудиториях.
Период после сдачи номера: анализ, обсуждение, корректировка.
Четкую границу между этапами провести очень сложно, ибо творчество неподвластно железной логике.
Подготовка аудитории.
Публика состоящая из отдельных лиц должна быть объедена сообществом. Практика выработала целый ряд приемов применяющихся еще до начала программ. Приветливость и предупредительность раскрывается в особых проявлениях. Программка - это не только средство массовой информации, но и создание эмоциональной установки на восприятие. Установка на восприятие включает:
1. Установка на жанр исполняемого материала.
2. Уровень мастерства или установка наличности.
3. Выбор и подготовка определенной системы и исполнителя.
Установка на восприятие будет различной в зависимости от того среди какой публики находиться слушатель.
Творческие элементы мюзикла
Мюзикл - это музыкальное сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства музыкального, хореографического и оперного искусства. Представляет собой синтез различных видов искусств: поэзии, музыки, живописи, танца и других. Творческий элемент мюзикла - это сценарий, музыка, танец и творческо - технические элементы.
Сценарий как правило основан на каком - нибудь известном произведении.... Это может быть роман, пьеса, сказка и т.д. Иногда в качестве темы используются известные кинокартины или запоминающееся события. Редко сценарии бывают оригинальными.
Требования к сценарию: должно быть не сложным, понятным, без лишних тонкостей и деталей.
Каждая важная идея должна проектироваться так, что бы аудитория ее сразу схватывала. Драматургия действия должна быть максимально сжатая. Сценарист должен создать вероятные возможности для музыки и танца. Сценарий включает следующие элементы:
1. Концепция шоу (что является темой шоу, что из себя представляет)
2. Сюжет
3. Характеры (должны обладать качествами, которые бы интересовали аудиторию)
4. Диалоговый элемент (индивидуальность человека)
Традиционным для сценария является структура с двумя действиями. Финал первого акта должен максимально закрутить интригу и убедить аудиторию остаться на второе действие в котором должны все за путать и решить проблему.
Музыка состоит из вступления, песен, танцев, номеров и особого материала.
Вступление - обычно это набор песен и другого музыкального материала применимого к оркестру. В мюзикле присутствуют песни определенного типа:
1. Номер открытия - в нем проектируется концепция шоу.
2. Баллада - как правило медленные песни в которых наиболее ярко выражается романтическая любовь.
1. Развлекательные песни. Подразделяются на: песни обаяния, комедийные песни, песни танцевального характера.
Теоретически хит может быть в любом месте мюзикла. Лучше всего что бы хит звучал в конце.
Музыкальные номера - это ансамбли и музыкальные сцены в кульминационные моменты. Особый материал - это пантомимы или музыка для смены декорации.
Танец.
Танец охватывает широкий диапазон. Гамма стилей так же очень широка.Танец является удачным номером в начале мюзикла. Большие танцевальные номера включаются с целью зрелища. Танец расширяет и драматический момент, и юмористический диалог.
Творческо-технические элементы шоу касаются интеграции физических элементов (декорации, костюмы, освещение) со сценарием, текстом, музыкой и танцем. Декорации должны быть практичными. Аналогично и костюмы должны быть привлекательными и прочными.
Освещение должно казаться преимуществом декорации. В мюзикле для создания художественного образа разнозначна роль музыки, танца.
Этапы производства мюзикла
Мюзикл -это музыкальное сценическое представление, в котором используются разнообразные выразительные средства музыкального, хореографического и оперного искусства
Процесс производства мюзикла включает следующие этапы:
- подготовительный этап – генерация идеи и оформление юридических прав на сценарий.
Именно от идеи продюсер отталкивается в своей дальнейшей работе, конечно, учитывая финансовые возможности. Продюсер до начала работы должен как можно точно представлять конечный продукт.
I этап – продюсер нанимает постановочную группу, команду менеджеров, 2-3 звездных исполнителей.
Звездные исполнители привлекают внимание и увеличивают шансы на получение финансирования.
II этап – финансирование проекта. На этом этапе продюсер приступает к составлению сметы и поиску средств.