Файл: Государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 192
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ | |
Введение……………………………………………………………………... | 3 |
обеспечения……………………………………………………………
краю…………………………………………………………………….. | 6 6 14 25 |
социального обеспечения в сфере социальной поддержки лиц, осужденных к лишению свободы…...................................................... | 39 |
3.1 Практическая реализация принципов всеобщности социального обеспечения и осуществления социального обеспечения за счет страховых платежей и средств бюджета….……………………. 3.2 Практическая реализация принципов дифференциации видов, условий и уровня социального обеспечения и обязанности государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума…………..……………………………. 3.3 Практическая реализация принципов гарантированности социальной помощи в случаях нуждаемости в ней и многообразия видов социального обеспечения……………..… | 39 47 59 |
Заключение…………………………………………………………………... | 64 |
Список используемой литературы…..…………………………………...... | 70 |
Введение
Показателем самостоятельности отрасли права является наличие не только предмета и метода правового регулирования общественных отношений, но и специфических отраслевых принципов, объединяющих отдельные нормы в систему отрасли, выражающих сущность норм данной отрасли, определяющих положение субъектов права, их права и обязанности.
Изучение вопроса о принципах права социального обеспечения требует знания общих теоретических положений о понятии правового принципа. В теории права под правовыми принципами понимаются руководящие идеи, которые выражают сущность, основные свойства и общую направленность развития правовых норм в пределах всей системы права либо ее отдельных отраслей или институтов. Правовые принципы определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм, тенденции развития законодательства. В соответствии с принципами осуществляется толкование норм, особенно в тех случаях, когда в них имеются противоречия и пробелы. Правовое регулирование выступает в качестве системы социального регулирования общественных отношений.
Социальная обеспечение в пенитенциарных учреждениях современной России активно складывается и развивается как особый вид деятельности по оказанию социальной помощи и поддержки, осуществлению социальной защиты осужденных.
В последние годы в российском обществе резко возросло значение социально-правовых ценностей, среди которых на первое место ставятся права и свободы человека и гражданина. Среди них важное место занимают социально-экономические права и свободы, являющиеся основой всех политических и гражданских прав граждан.
Реализация социально-экономических прав особенно злободневна в местах лишения свободы, где предусмотрен значительный среди всех наказаний объем правоограничений граждан. До недавнего времени объем правоограниченнй был максимальным. Положение изменилось с принятием Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации 1997 г. В нем правовому статусу осужденных уделяется большое внимание, этим вопросам посвящена самостоятельная глава, которая определяет основы правового положения осужденных. Кроме того, впервые гарантировано право на социальное обеспечение осужденных, в том числе осужденных к лишению свободы.
Учитывая сказанное, актуальность исследования состоит в рассмотрении принципов социального обеспечения и их реализации в отношении осужденных к лишению свободы.
Таким образом, изучение принципов права социального обеспечения является актуальным и значимым.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании понятия принципов права социального обеспечения, а также во всестороннем изучении содержания конкретных принципов и их реализации в отношении лиц, осужденных к лишению свободы.
Задачи работы заключаются в том, чтобы путем анализа существующих точек зрения различных авторов на основные понятия и категории темы, путем анализа действующего законодательства: 1) определить понятие и сущность «принципов» права социального обеспечения, 2) выделить содержание конкретных принципов права социального обеспечения, 3) охарактеризовать федеральное казенное учреждение ФСИН как учреждение, в котором реализуются основные принципы права социального обеспечения, 4) указать практическую реализацию конкретных принципов права социального обеспечения при социальном обеспечении лиц, осужденных к лишению свободы.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере социального обеспечения и социальной защиты лиц, осужденных к лишению свободы
Предметом исследования являются правовые положения, содержащиеся в нормативно-правовых актах, регламентирующих отношения по регламентации и реализации принципов социального обеспечения в отношении лиц осужденных к лишению свободы.
Методологию исследования составляют аналитический, системный, формально-юридический, научно-поисковый методы.
Для всестороннего рассмотрения и исследования основных аспектов темы работы используется как учебная литература, так и статьи, монографии, а также действующее законодательство Российской Федерации. В частности, теоретической основой данного исследования являются работы Е. Г. Азаровой, З. А. Кондратьевой, К. С. Батыгина, Г. С. Симоненко, Н. В. Братчиковой, М. О. Буяновой, Г. Д. Долженковой и других авторов.
В работе анализируется эмпирический и практических материал деятельности ФКУ ИК -41 ГУФСИН России по Приморскому краю, нормативно-правовая база по социальному сопровождению осужденных и реализации основных принципов социального обеспечения в отношении данной категории лиц.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется цель, задачи, объект, предмет исследования, методология работы, приводится ее структура. В первой главе рассматривается понятие принципов права социального обеспечения, дается их общая характеристика. Здесь также исследуется содержание конкретных принципов права социального обеспечения. Во второй главе проводится характеристика ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Приморскому краю как учреждения, реализующего основные принципы права социального обеспечения в отношении лиц, осужденных к лишению свободы. Третья глава посвящена вопросам реализации основных принципов социального обеспечения в отношении лиц, осужденных к лишению свободы. В заключении сформулированы выводы, сделанные по результатам проведенного исследования. Список использованной литературы включает источники, на основе которых была выполнена данная выпускная квалификационная работа.
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ПРАВА
СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
-
Понятие и сущность принципов социального обеспечения
Закрепление правовых принципов в нормах права – это то, к чему должна стремиться правовая система любого социального, цивилизованного государства. В условиях же переходного периода, нестабильности экономики, падения политических и моральных устоев общества законодательно реализовать данную задачу весьма сложно, хотя можно привести отдельные положительные примеры. Так, ст. 4 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»[9, с. 2] определены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:
- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию не зависимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
обеспечение надзора и общественного контроля;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
М. О. Буянова, З. А. Кондратьева, С. И. Кобзева указывают, что «по сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:
- общеправовые, свойственные всем отраслям права;
- межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
- отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
- внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.
В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов»[38, с. 13].
К общеправовым относятся принципы:
- признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
- неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
- признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
- равенство всех перед законом и судом;
- равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
- право каждого на объединение для защиты своих интересов;
- гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы: обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, запрещение принудительного труда и др. Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.
В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона №442-ФЗ. «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации»[10, с. 5] указаны следующие принципы социального обслуживания:
- адресность, доступность, добровольность;
- гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Е. Г. Азарова и З. А. Кондратьева отмечают, что «Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 г. была одобрена концепция реформы системы пенсионного обеспечения, в которой выделялись следующие принципы:
- каждый имеет право на государственное пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности вследствие старости, инвалидности, при потере кормильца и в иных случаях, установленных законом;
- каждый работающий по найму подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;