Файл: Государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности указанное пособие выплачивается осужденному в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов:
Размер пособия по временной нетрудоспособности составляет от 60 до 100 процентов среднего заработка осужденного, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, в зависимости от продолжительности страхового стажа и других обстоятельств, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Осужденным, имеющим страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
При установлении осужденному размера пособия по временной нетрудоспособности учитывается его страховой стаж, который определяется в соответствии с правилами подсчета и подтверждения страхового стажа, установленными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Периоды привлечения осужденного к оплачиваемому труду включаются в страховой стаж при условии соблюдения им установленного графика работы[35, c. 13].
Пособие по временной нетрудоспособности выдается в согласно Постановление Правительства РФ от 15.10.2001 №727 (ред. от 25.03.2013) «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду».
В целом можно заключить, что, чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции
, закрепленной в Конституции РФ.
Принцип многообразия видов социального обеспечения находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).
В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным.
Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом системы социального обеспечения, в рамках которого предусматривается социальная помощь не в денежной форме, а в виде социальных услуг. В настоящее время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью. Это – медицинская помощь и лечение; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение; социальная помощь на дому; содержание в учреждениях социального обслуживания; содержание детей в детских учреждениях; обеспечение инвалидов транспортными средствами или средством передвижения, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов; протезно-ортопедическая помощь; предоставление льгот по системе социального обеспечения[39, c. 217].
Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в нем нуждается. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» предусматривается оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи) [41, c.24].
Таким образом, содержание отдельных принципов права социального обеспечения обусловлено содержанием конституционно-правовых норм о социальном обеспечении в Российской Федерации. Различные принципы права социального обеспечения нашли свое выражение в рядке законов и подзаконных актов, определенная часть которых предусматривает меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
заключение
В результате исследования основных аспектов темы было установлено, что под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой – указывают основные тенденции ее развития. Основой права социального обеспечения являются общеправовые принципы, вытекающие из положений Конституции РФ, к которым относятся: признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения; признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими; гарантированность государственной защиты прав и свобод и другие.
К основополагающим отраслевым принципам права социального обеспечения можно отнести такие принципы, как: всеобщность социального обеспечения; осуществление социального обеспечения за счет страховых платежей и средств бюджета; дифференциация видов, условий и уровня социального обеспечения; обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума; гарантированность социальной помощи в случаях нуждаемости в ней; многообразие видов социального обеспечения. Перечисленные принципы социального обеспечения практически реализуются при предоставлении мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Общая цель социального обеспечения на современном этапе стоит и перед социальным обеспечением осужденных. Однако при исполнении уголовных наказаний, в том числе в форме лишения свободы, социальное обеспечение призвано не только обеспечить прожиточный минимум социально незащищенных групп осужденных, но и достичь при этом определенных воспитательных целей.
Этому служит, во-первых, сам факт отношения общества к преступникам, в частности, распространение на осужденных основных видов социального обеспечения граждан. Во-вторых, дополнение общих для всех граждан видов социального обеспечения специфичными только для осужденных к лишению свободы. Их применение призвано не просто обеспечить необходимый прожиточный минимум, но и удержать осужденного от совершения новых преступлений. Например, материально - бытовое обеспечение осужденных при освобождении от отбывания наказания в соответствии со ст. 182 УИК РФ предусматривает право осужденных к лишению свободы на трудовое и бытовое устройство, а также на получение других видов социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.
Оказание освобождаемым из мест лишения свободы различной социальной помощи, согласно законодательству, имеет цель облегчения их социальной адаптации, так как бытовая и трудовая неустроенность и бесперспективность толкают многих из освобожденных на новые преступления. В настоящее время Конституция Российской Федерации зафиксировала фактически сложившуюся государственную систему социального обеспечения граждан. Ее необходимо рассматривать как состоящую из различных видов обеспечения всех категорий граждан, включая осужденных к лишению свободы.
Исходя из основных принципов социального обеспечения и того факта, что осужденные к лишению свободы остаются полноправными гражданами России, то есть пользуются правами, и исполняют обязанности согласно Конституции РФ, на них соответственно распространяется право на социальное обеспечение. Устанавливается оно частично как общегражданским законодательством, так и, более целенаправленно, - уголовно исполнительным. Так, УИК (ч. 7 ст. 12, ст. 98 УИК РФ) гарантирует каждому осужденному право на социальное обеспечение, в том числе получение пенсий и социальных пособий на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ.
Принцип всеобщности социального обеспечения означает, что право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов социального обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Так, например, лица, осужденные к лишению свободы имеют право на социальную пенсию по инвалидности, условия назначения которой установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам РФ, если их страховой стаж отсутствует согласно Федеральному закону от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Если осужденный инвалид 1,2,3 группы и не имеет страхового стажа, то ему будет установлена социальная пенсия по инвалидности. Если осужденный достиг возраста 60 и 65 лет (женщина и мужчина) и не имеет страхового стажа, то ему будет назначена социальная пенсия по старости, а если осужденный достиг 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, оба родителя которых неизвестны, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, то им будет выплачиваться социальная пенсия по потере кормильца.
Принцип осуществления социального обеспечения за счет страховых платежей и средств бюджета выражается в том, что существуют виды социального обеспечения, которые предоставляются за счет страховых платежей (например, страховая пенсия, страховые пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком до полутора лет и др.), а наряду с этим некоторые виды социального обеспечения предоставляются за счет средств бюджета (например, социальная пенсия, пособие по безработице и др.).
Примером может являться обеспечение лиц, осужденных к лишению свободы страховыми пенсиями по возрасту, которые имели страховой стаж. Условия назначения страховой пенсии по возрасту установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В сфере социальной поддержки лиц, данный принцип реализуется, например, при обеспечении осужденных к лишению свободы страховыми пенсиями по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Согласно Конституции РФ осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение. Пенсии для осужденных к лишению свободы - это страховая пенсия по старости, по инвалидности, по потере кормильца, социальная пенсия по старости, инвалидности, потере кормильца.
Принцип дифференциации видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры. В данном случае представляет интерес дифференциация по такому основанию ограничение передвижение.
В силу ограничения права передвижения, лица, осужденные к лишению свободы имеют право на трудовое сопровождение.
В ИК-41 ГУФСИН России по ПК, трудовое сопровождение осуществляется на двух уровнях. Первый уровень - это трудоустройство осужденных к лишению свободы в учреждении и второй уровень - это трудовая адаптация после освобождения. При этом, особым условиям трудоустройства в данном случае еще будет гарантия получения среднего полного образования и иного образования посредством дистанционных и сетевых технологий.
Принцип обязанности государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума заключается в том, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.