Файл: Государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, основная цель трудового сопровождения обеспечить работой осужденного к лишению свободы как на уровне исправительного учреждения так и после освобождения, что говорит о дифиринцированном подходе к реализации права лиц, осужденных к лишению свободы на социальное обеспечение.
Следующий принцип права социального обеспечения – это обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума.
Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.
М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова отмечают, что «в настоящее время данный принцип не реализован, поскольку ни одна из выплат по системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда, такого уровня не достигает (например, минимальные пенсии по старости, инвалидности, потери кормильца, пособия на детей, компенсационные выплаты и др.). Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума» [42, c.189].
24 октября 1997 г. был принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», которым установлена правовая основа для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан. Прожиточный минимум определяется в Законе как стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина должна включать минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его жизнедеятельности. Согласно указанному Закону прожиточный минимум в целом по России предназначен для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимальных размеров оплаты труда
, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. При этом предусматривается поэтапное повышение минимальных размеров оплаты труда и пенсии до величины прожиточного минимума [7].
Примером может служить назначение региональной доплаты к пенсии.
Пенсионеры, осужденные к лишению свободы, обращаются за назначением региональной социальной доплаты к пенсии в территориальный отдел по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения. Региональная социальная доплата к пенсии назначается пенсионеру территориальным отделом в случае, если общая сумма его материального обеспечения, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в Приморском крае, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Указанная доплата к пенсии назначается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом данной доплаты к пенсии достигла величины прожиточного минимума пенсионера в Приморском крае. Пенсионеры обращаются с заявлением о назначении социальной доплаты к пенсии.
Начисление суммы региональной социальной доплаты к пенсии производится с учетом общей суммы материального обеспечения пенсионера. Выплата региональной социальной доплаты к пенсии прекращается одновременно с прекращением выплаты соответствующей пенсии. Начисленные суммы региональной социальной доплаты к пенсии, которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие обращению за их получением.
Региональная социальная доплата к пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине территориального отдела, осуществляющего указанную выплату, выплачивается за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. Выплата сумм региональной социальной доплаты к пенсии, причитавшихся пенсионеру и не полученных им в связи со смертью, осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством для выплаты сумм страховой пенсии. Доставка начисленных сумм региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется за текущий календарный месяц. Доставка начисленных сумм региональной социальной доплаты к пенсии пенсионерам осуществляется через ФКУ ИК-41, указанную в заявлении пенсионера при обращении за назначением региональной социальной доплатой.
Основной нормативно-правовой акт для назначения региональной социальной доплаты это Постановление Администрации Приморского края № 356 от 21.12.2009 «Об утверждении Правил обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, ее назначения, пересмотра и выплаты в Приморском крае».
Проблема реализации принципа гарантированности уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума» заключается в том, что он носит, в основном, декларативный характер, но на практике существует немало случав, когда он не выполняется.
Но, поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм, но и определяют направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня, и по мере укрепления экономики государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум. Остается надеяться, что через некоторое время размеры социальных выплат будут приведены в соответствие с рассмотренным принципом права социального обеспечения.
3.3. Практическая реализация принципов гарантированности социальной
помощи в случаях нуждаемости в ней и многообразия видов
социального обеспечения
Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми, относится к числу основополагающих принципов права социального обеспечения.
М.О. Буянова определяет, что «содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это – достижение определенного возраста; потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично; утрата кормильца семьей; длительная профессиональная деятельность в определенных сферах; беременность и роды; наличие детей в семье; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, в постороннем уходе, средствах передвижения; протезирование; вынужденное переселение; смерть близких и т.д.» [33, c. 108]. Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствий, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т.д.
М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова отмечают, что «представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работником при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакцинальных осложнений и др.)» [33, c. 113].
Например, пособие по временной нетрудоспособности выдается при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности.
Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности.
Осужденные, отбывающие наказание в колониях-поселениях, получают листки нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях самостоятельно для последующего их предъявления администрации по месту работы.
Осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях иных видов, листки нетрудоспособности оформляются медицинскими частями исправительных учреждений, в которых они отбывают наказание, и передаются администрациям указанных исправительных учреждений, которые производят назначение и выплату пособий или направляют их в другие организации, где трудятся осужденные.
Пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты осужденным трудоспособности вплоть до ее восстановления либо до установления инвалидности, если иное не определено нормативными правовыми актами по вопросам обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности.
Пособие по временной нетрудоспособности не назначается:
-
за период освобождения осужденного от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска; -
за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата; -
за период простоя, за исключением случаев временной нетрудоспособности, наступившей до периода простоя и продолжающейся в период простоя. -
Основаниями для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности являются: -
наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения осужденным вреда своему здоровью или попытки самоубийства; -
наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения осужденным умышленного преступления. -
Основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются: -
а) нарушение осужденным без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом; -
неявка осужденного без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы; -
заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.