Файл: Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение дальневосточный технический колледж.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Специальность: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

КУРСОВАЯ РАБОТА
Социально-правовой статус лиц, находящихся

в местах лишения свободы, и их пенсионное

обеспечение по старости


Уссурийск

2018

Содержание



Введение…………………………………………………………………….

3

1

Лица, находящиеся в местах лишения свободы, как лица, имеющие право на пенсионное обеспечение………………………..



5




1.1 Социально-правовой статус лиц, находящихся в местах лишения свободы……………………..…………………………...…..



5




1.2 Сущность пенсионного обеспечения лиц отбывающих наказание в местах лишения свободы………………………….…..



8

2

Порядок обращения за пенсией по старости лиц, находящихся в местах лишения свободы……………………………………...………


13

Заключение………………………………………………………………….

18

Список использованных источников………..……………………………

20

Приложения…………………………………………………………………

22

Приложение 1 – Заявление о назначении пенсии………………………...

23

Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты 1. Одной из таких гарантий является пенсионное обеспечение. В силу принципа всеобщности пенсионного обеспечения все граждане, независимо от пола, расы, национальности, социальной принадлежности имеют право на пенсию. Предоставлено такое право и лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, которые, несмотря на привлечение к уголовной ответственности, продолжают оставаться гражданами РФ, и на них так же, как и на всех остальных лиц, распространяется законодательство о пенсионном обеспечении.


Государственное пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы впервые в России было закреплено в ст. 98 действующего Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которой. Осужденные имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости (мужчины по достижении 60 лет, женщины - 55 лет), при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ 2. Пенсионное обеспечение осужденных осуществляется пенсионными органами по месту нахождения исправительного учреждения посредством перечисления пенсий на лицевые счета осужденных [11]. Поскольку пенсионное обеспечение является важнейшим видом социального обеспечения, всестороннее исследование порядка назначения пенсий по старости лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, является актуальным и значимым.

Цель курсовой работы заключается в комплексном анализе социально-правового статуса лиц, находящихся в местах лишения свободы, и вопросов их пенсионного обеспечения по старости.

Задачи курсовой работы состоят в следующем:

  1. охарактеризовать социально-правовой статус лиц, находящихся в местах лишения свободы;

  2. определить сущность пенсионного обеспечения лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы;

  3. проанализировать порядок обращения за пенсией по старости лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с обеспечением пенсией по старости лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Предметом исследования являются правовые нормы и положения, содержащиеся в нормативно-правовых актах, а также работы ученых, исследовавших вопросы обеспечения пенсиями по старости лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Курсовая работа включает: введение, две главы, заключение, список использованных источников. Во введении подчеркивается актуальность темы, определены цель и задачи исследования, его объект, предмет, методы, структура работы. В первой главе анализируется социально-правовой статус лиц, находящихся в местах лишения свободы, как лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение. Во второй главе анализируется порядок обращения за пенсией по старости лиц, находящихся в местах лишения свободы. В заключении сформулированы выводы и предложения. Список использованных источников включает нормативные и литературные источники, а также материалы правоприменительной практики.



1 Лица, находящиеся в местах лишения свободы как лица, имеющие право на пенсионное обеспечение
1.1 Социально-правовой статус лиц, находящихся в местах лишения свободы

Вопросы теории и практики правового статуса личности имеют основополагающее значение для законотворчества, реализации права, всей юридической практики и правовой идеологии. Они особенно актуализированы определением Российской Федерации как демократического, федеративного, правового государства.

Одним из важных аспектов научной разработки всей юридической проблематики правового статуса личности является исследование правового статуса осужденных и, особенно, к наказаниям, связанным с изоляцией в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Именно в этих случаях наиболее остро встают задачи адекватной регламентации, соблюдения и охраны прав и свобод человека и гражданина, поскольку пребывание в этих учреждениях сопряжено с реализацией уголовной ответственности, исполнением наказания, которые неизбежно связаны с определенными праволишениями и ограничениями.

Общий правовой статус – это статус осужденного как гражданина государства. Он определяется, прежде всего, Конституцией РФ и содержит гарантированные ею всем и каждому права и обязанности, в частности, права: на жизнь; охрану достоинства личности и личную неприкосновенность; свободу совести и вероисповедания; социальное обеспечение; охрану здоровья и медицинскую помощь. В ч. 1 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, тем самым государство берет на себя обязанность обеспечивать их правовую защищенность и личную безопасность наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под юрисдикцией государства [2].

Правовое положение лиц, отбывающих наказание, является важнейшим институтом права, поскольку уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающего большое влияние на правовой статус гражданина Российской Федерации. Сущность наказания, применяемого к осужденному, выражается в каре, а последняя представляет собой комплекс установленных законом ограничений прав и свобод человека и гражданина. Поскольку согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются высшей социально-политической ценностью, то возникающие вопросы о пределах их ограничений, о формах и содержании уголовного наказания могут быть решены в рамках правового положения осужденных.


Правовое положение лиц, отбывающих наказание, в самом общем виде можно определить как основанное на правовом статусе граждан Российской Федерации положение осужденного во время отбывания уголовного наказания. В общей теории права общепринято выделение трех видов правовых статусов личности: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина. Правовое положение осужденных представляет разновидность специального правового статуса, в свою очередь подразделяемого на правовые статусы лиц, отбывающих различные виды наказаний (лишение свободы, исправительные работы и т.д.). Осужденные к любой мере уголовно-правового характера, в том числе связанной с их изоляцией от общества, остаются гражданами своего государства и на них распространяются общегражданские права и обязанности, установленные Конституцией РФ, с определенными ограничениями. Кроме того, осужденные наделяются и специфическими правами и обязанностями, свойственными назначенной им мере правового характера.

Пределы ограничения прав человека и гражданина согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, который может их ограничить только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [1].

Специальный (родовой) статус отражает особенности положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию. Особенностью этого статуса является установление для осужденных дополнительных обязанностей и правоограничений. В ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с определенными изъятиями и ограничениями [2]. Так как наказание в виде лишения свободы назначается за деяния, опасные для личности, общества и государства, в целях защиты общества от преступных посягательств лицо, осужденное к лишению свободы, согласно вышеназванной норме ограничивается в ряде гарантированных Конституцией прав и свобод.

Таким образом, правовое положение лиц, отбывающих наказание, является важнейшим институтом права, поскольку уголовное наказание представляет собой одну из наиболее острых форм государственного принуждения, оказывающего большое влияние на правовой статус гражданина Российской Федерации. За наказанием стоит не отмщение осужденному за причиненный обществу и отдельным гражданам вред, а стремление восстановить социальную справедливость, исправить его и не допустить совершения новых преступлений, как самим осужденным, так и другими лицами. В этой связи и необходимо применение к осужденному комплекса предусмотренных законом лишений и ограничений его прав и свобод, что приводит к несовпадению правового положения лиц, отбывающих наказания, и свободных граждан



1.2 Сущность пенсионного обеспечения лиц отбывающих наказание в местах лишения свободы
Пенсионное обеспечение – одна из главных социальных гарантий развития государства, поскольку оно затрагивает интересы всего населения страны, как нетрудоспособного (граждан, получающих пению), так и трудоспособного (будущих пенсионеров).

Определение уровня пенсионного обеспечения наглядно свидетельствует о том, что условия и нормы пенсионного обеспечения за счет пенсионного фонда повсеместно определяются с учетом трудового вклада застрахованного. Этот вклад имеет количественный и качественный параметры. Первый – как долго человек трудился и, следовательно, подлежал указанному виду страхования. Второй – как оценивался его труд, т.е. каким был характерный для него уровень трудового дохода. Количественный показатель выражается обычно в стажевом стандарте, а качественный – в размере типичного для застрахованного заработка.

Пенсия по старости - один из главных видов пенсионного обеспечения, на выплату которого расходуется значительная часть средств ПФР. Данный вид социального обеспечения является основным или одним из основных источников средств существования лиц пожилого возраста, что обусловливает особую важность правового регулирования пенсионного обеспечения по старости. До недавнего времени в нраве социального обеспечения использовался термин «пенсии по возрасту», который был более корректен, поскольку Конституция РФ гарантирует социальное обеспечение «по возрасту», а не «по старости»[9].

Лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, безусловно, не могут пользоваться всем объемом прав и свобод, закрепляемых за гражданами Российской Федерации. В совместном заявлении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и директора Федеральной службы исполнения наказаний РФ, сделанном в связи с пятидесятилетием принятия Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, отмечалось, что «главным в гуманизации условий отбывания наказаний является не материальный фактор, а отношение к лицам, оступившимся на своем жизненном пути. При этом мы имеем в виду не только персонал исправительных учреждений, но и другие государственные и общественные институты, которые не должны оставаться в стороне от возвращения обществу полноценного гражданина» [15].