Файл: Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение дальневосточный технический колледж.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При этом сами Минимальные стандартные правила обращения с заключенными закрепляют, что «в обращении с заключенными следует подчеркивать не их исключение из общества, а то обстоятельство, что они продолжают оставаться его членами. Общественные организации следует поэтому привлекать всюду там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения заключенных к жизни в обществе. При каждом заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и укреплении отношений заключенного с его семьей и с могущими принести ему пользу социальными организациями. Следует принимать меры для того, чтобы заключенные могли сохранять за собой максимум совместимых с законом и условиями из приговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения и других социальных льгот». Это позволит не только реализовать основные цели наказания, но и содействовать социальной реабилитации осужденного, формированию у него убежденности в наличии заботы со стороны государства и возможности дальнейшего законопослушного существования, а это значит, что граждане, находящиеся в местах лишения свободы также как и все граждане государства имеют право на пенсионное обеспечение по старости [15].
До 1995 г. лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, пенсия не назначалась, а выплата ранее назначенной пенсии приостанавливалась. Действующее пенсионное законодательство не содержит подобных ограничений, но реализация права на пенсию по старости осужденным сопряжена с рядом сложностей.
Во-первых, изменениям в пенсионное законодательство, предусматривающим возможность включения периодов работы во время отбывания наказания в трудовой стаж, не была придана обратная сила. Следовательно, заключенным, отбывавшим наказание и привлекавшимся к труду в советское время (заключенные в эти годы были обеспечены работой в полном объеме), указанные периоды не включаются в страховой стаж.
Во-вторых, в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Логично предположить, что страховые взносы могут быть уплачены только в случае обеспечения заключенного работой. Сегодня обеспеченность оплачиваемой работой лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, далека от полной. Массовый характер приобрело привлечение к трудовой деятельности на безвозмездной основе. Поэтому для значительного числа осужденных отбывание наказания не сопровождается «зарабатыванием» страхового стажа.
В-третьих, при оценке пенсионных прав осужденного во внимание может быть принят только период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела. Определяемый таким образом расчетный пенсионный капитал, т. е. учитываемая в определенном порядке общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу указанного Федерального закона, является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии [11] .
Таким образом, данная категория граждан фактически лишается возможности на справедливый размер расчетного пенсионного капитала и, как следствие, теряет в размере пенсии.
Осужденные так же, как и все граждане, имеют право на получение пенсии по старости, для чего они подают заявление о назначении пенсии непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства. Как указывается в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных Приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 884н, осужденные к лишению свободы, обращаются за установлением пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту нахождения исправительного учреждения, в котором они отбывают наказание, через администрацию этого учреждения [6].
Заявление о назначении пенсии может быть направлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по почте.
Заявление о назначении пенсии может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина, в том числе с учетом места подачи указанного заявления отдельными категориями граждан, в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением.
Заявление о назначении пенсии может быть представлено в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в форме электронного документа, порядок оформления которого установлен законодательством Российской Федерации, и которое передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации «Личный кабинет застрахованного лица» [12].
Таким образом, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, безусловно, не могут пользоваться всем объемом прав и свобод, закрепляемых за гражданами Российской Федерации, но также как и все граждане имеют право на пенсионное обеспечение по старости.
2 ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ЗА ПЕНСИЕЙ ПО СТАРОСТИ ЛИЦ, НАХОДЯЩИХСЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
В 1996 году Конституционный Суд РФ признал за осуждёнными право на пенсионное обеспечение, которое было закреплено в ст.98 УИК РФ. Согласно этой статье, осуждённые к лишению свободы имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение по старости, по инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
При назначении пенсии, кроме документов, необходимых для назначения определенного вида пенсии, администрация исправительного учреждения представляет в управление Пенсионного фонда РФ по месту нахождения исправительного учреждения паспорт осуждённого и справку о нахождении осуждённого в исправительном учреждении. При отсутствии в личном деле необходимых документов администрация учреждения заблаговременно принимает меры к розыску или оформлению необходимых для назначения пенсии документов при отсутствии их в личном деле осуждённого. Только после этого органы социальной защиты по месту нахождения исправительного учреждения начнут перечислять пенсию на его счет, открытый в банке для хранения депозитных сумм с целью последующего зачисления на лицевой счёт осуждённого. Пенсии выплачиваются путем перечисления на личные счёта осуждённых.
Право на страховую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» 4. По выплатам, которые производятся привлеченным к труду осуждённым, исправительное учреждение должно перечислять в Пенсионный фонд страховые взносы. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда РФ, учитываются на его индивидуальном лицевом счёте [11].
Нетрудоспособным гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на страховую пенсию, устанавливается социальная пенсия на условиях и в порядке, которые определяются Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Пенсия по старости назначается пожизненно. Пенсионное удостоверение осуждённого, которое хранится в его личном деле, выдается ему на руки в день освобождения. Из пенсий осуждённых могут производиться удержания для возмещения расходов на их содержание, по исполнительным документам [11].
В исправительное учреждение на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных мужчин старше 60 лет, осужденных женщин старше 55 лет, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов. Общий трудовой стаж устанавливается по документам, подтверждающим время работы осуждённого, в том числе и в местах лишения свободы. Этими документами могут быть трудовая книжка, а при ее отсутствии - справка, которая выдается администрацией исправительного учреждения. В трудовую книжку или справку, подтверждающую время работы осуждённого в местах лишения свободы, вносятся сведения карты учёта о суммарном времени работы [15].
Для исчисления пенсии при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации понадобится справка о среднемесячной заработной плате установленного образца. Данная справка выдается органами Пенсионного фонда РФ на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. Факт постановки на учёт (регистрации) в системе государственного пенсионного страхования подтверждается страховым свидетельством, которое выдается на руки освобождаемому из мест лишения свободы. Страховой номер индивидуального лицевого счёта в этой системе также содержится в страховом свидетельстве [12].
Освободившись из мест лишения свободы, пенсионер должен обратиться территориальное управление Пенсионного фонда РФ по своему месту жительства или месту пребывания с заявлением о выплате ему пенсии. Одновременно он должен предоставить справку об освобождении из мест лишения свободы и документ о регистрации, выданный органами регистрационного учёта. Однако в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» отсутствие регистрации не лишает человека права на получение пенсии. На основании представленных документов оформляется запрос пенсионного дела из органа социальной защиты, который перечислял ему пенсию в период лишения свободы. Лишь с постановлением пенсионного дела начнется выплата пенсии. Выплачивается она по новому месту жительства или регистрации пенсионера с первого числа месяца, следующего за тем, в котором он вышел на свободу[3].
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Заявительный порядок начисления пенсии – это обращение с заявлением о назначении пенсии и без обращения пенсию не назначат. Даже в том случае, если через некоторое время такое заявление подастся, то пенсию за прошлое время не выплатят (кроме случаев, когда заявление не было рассмотрено по вине пенсионного органа) [7].
Для назначения или перерасчёта пенсии с учётом периода времени, проработанного в местах лишения свободы необходимо представить справку, подтверждающую время работы в местах лишения свободы, справку о среднемесячной заработной плате установленного образца. Контроль за правильностью начисления и целевым использованием пенсионных средств осуществляется органами социальной защиты населения, Пенсионным Фондом РФ. Туда и следует обращаться за разъяснениями и с жалобами.
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Пенсия назначается со дня обращения за ней. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя [7].
Назначение страховой пенсии по старости и социальной пенсии по старости производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющим выплату пенсии, без истребования от пенсионера заявления о назначении пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по старости извещает данное лицо о назначении ему указанной пенсии способом, позволяющим определить факт и дату направления извещения.