Файл: Курсовая работа Инновационные формы работы классного руководителя с родителями.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

Кафедра образования в области романо-германских языков

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Инновационные формы работы классного руководителя с родителями»


Чупилко Екатерина Владимировна

г. Уссурийск
Содержание
Введение

. Особенности взаимодействия школы и семьи

. Характеристика традиционных форм работы классного руководителя с родителями

3. Нетрадиционные формы работы классного руководителя с родителями

4. Инновационные формы работы классного руководителя с родителями

. Практический опыт работы с родителями

Заключение

Список используемой литературы

Введение
В условиях современности, школа играет важную роль. Именно в школе дети проводят большую часть времени, взаимодействуют между собой, с классным руководителем и с учителями в целом.

Основная часть работы по формированию личности школьников ложится на плечи классного руководителя. Классный руководитель должен выполнять все функции, предписанные ему статусом в школе и педагогической этикой, а родители, в свою очередь, также должны принимать активное участие в процессе обучения и воспитания детей.

Стоит сказать о том, что классный руководитель организует учебно-воспитательный процесс в группе людей 7-17 лет, которые уже имеют собственную историю жизни и воспитания.

Классному руководителю следует учитывать психологические и физиологические возрастные особенности ребенка. Воспитательное воздействие должно быть гармонично и диалектически сочетаемо. Если не учитывать эти особенности, можно столкнуться с рядом проблем. Такими

как: трудное протекание естественных процессов анатомо-физиологического, психологического и социального развития, уход подростков в асоциальные и антисоциальные объединения, бродяжничество, беспризорность, и как следствие - алкоголизм, наркомания, токсикомания, правонарушения.

Вот почему основной целью работы школы и в частности классного руководителя является обеспечение взаимодействия школы и семьи, для создания максимально благоприятных условий развития ребенка, реализации его индивидуальности не только в условиях школы, но и дома.


Современные программы образования строятся на основе Концепции духовно-нравственного школьного воспитания, достижений психологии и педагогики. Однако родители часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого первым необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Для школы актуальной сегодня является проблема дальнейшего углубления имеющихся знаний о семье в свете современных подходов, расширения представлений о содержании, формах и методах взаимодействия с семьей и выработке индивидуального подхода к ней. Этой проблеме посвящены работы ряда авторов: Быковой В.Г., Нечаева М.П., Павловой Т.В., Щекиной О.А.

Уже наметилась тенденция к развитию вариативной системы социально-образовательных услуг, в которой родители определяют направления работы образовательных учреждений, содействуют воспитательным и образовательным процессам и являются активными участниками этого образовательного процесса.

Таким образом, данная курсовая работа является актуальной.

Цели: изучить инновационные формы работы классного руководителя и семьи.

Объект исследования: процесс работы классного руководителя с родителями.

Предмет исследования: инновационные формы работы классного руководителя и семьи.

Задачи:

Рассмотреть теоретические основы взаимодействия школы и семьи

Выявить особенности взаимодействия школы и семьи

Определить роль классного руководителя в учебном процесса

Подчеркнуть роль семьи в учебном процессе

Изучить формы работы классного руководителя с семьей

Проанализировать традиционные формы работы классного руководителя с родителями

Раскрыть инновационные формы работы классного руководителя с родителями.

Основные методы, использованные при выполнении курсовой работы: сбор и обобщение научных фактов; беседа с классными руководителями общеобразовательной школы; теоретический анализ и синтез идей, положений в области педагогики и психологии по теме исследования, метод сравнения различных точек зрения.



школа семья руководитель образовательный
1. Особенности взаимодействия школы и семьи
Как говорил Н. Рубинштейн: «Между задатками и способностями лежит весь путь развития личности». Чтобы этот путь стал более легким, важным является взаимодействие школы и семьи. Так как именно на период обучения ребенка в школе, приходится большинство физиологических, психологических процессов развития. Взаимодействие школы и семьи - это двусторонний процесс, объединенный общей целью. От того, какими будут отношения между родителями и учителями школы, зависит не только физическое и умственное, но и духовно-эстетическое развитие ребенка. Как отмечал А. Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения». Именно такой концепции стоит придерживаться классному руководителю при организации общения с родителями.

Нечаев отмечает, что наиболее распространенными проблемами семьи и школы являются:

дифференциация как резкое расслоение населения на социальные группы, страты, появление очень богатых и очень бедных семей;

чрезмерная занятость родителей на работе;

высокий уровень социально-психологической тревожности, усталости людей, их недовольство жизнью;

увеличение числа расторгнутых браков;

алкоголизация большой части населения, пьянство как принятое в обществе времяпрепровождение;

недостаточное внимание к образованию и нежелание участвовать в школьных делах;

низкий уровень доверия школе и негативное отношение к школьному воспитанию;

невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей.

Все эти проблемы ведут к ухудшению качества образования и к усложнению задач педагога в работе не только с детьми, но и с родителями.

По словам Быковой: «Дети отражают образ жизни отцов и матерей» [2, 13] Поэтому при разработке методов воспитания важно учитывать множество факторов: состав семьи, её социальный статус, бытовые условия, традиции и обычаи, и, обязательно, взаимоотношения между членами семьи. В условиях современности, мы можем видеть, что «родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов».


Консультации и инструкции нужны не только родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям - растущие потребности общества предъявляют к семье все новые требования». [19, 8] Поэтому в литературе все чаще встречается словосочетание «Воспитание родителей» - это международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. «…Воспитание родителей не означает унижения или подчинения, а только способствует росту личности». [19, 5-6]

Характер взаимодействия педагогов с семьей зависит от отношения родителей к школе, от их роли в организации воспитательной работы в школе и классе, от семейного воспитания ребенка в семье, их различный интеллектуальный уровень. Поэтому необходимо дифференцировать работу с семьей и родителями, ориентируясь на потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания. Терпеливо приобщать их к делам школы, класса, своего ребенка. Основу составляют групповые и индивидуальные формы работы с семьей и родителями. Но существуют проблемы, которые волнуют всех родителей и которые имеют отношение ко всему классу.

Как говорил В.А. Сухомлинский «Педагогика должна стать наукой для всех - и для учителей, и для родителей» Семья и школа - это два общественных института, которые зависят друг от друга в процессе воспитания ребёнка. От того насколько заранее продуманной и чётко организованной будет система сотрудничества с родителями, зависят положительные результаты работы классного руководителя с учащимися. Поэтому работу с родителями нужно, по возможности, организовывать схожую с той работой, которая проводиться с их детьми. Так как интересы, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.

Чтобы правильно подобрать метод работы с теми или иными родителями стоит учесть, какой стиль воспитания в семье преобладает. По Ковалеву, существуют три основных стиля воспитания: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический.

Попустительский стиль характеризуется чрезмерной уступчивостью в отношении к ребенку. Родители потакают практически всем капризам своего чада. Если же его поведение выходит за рамки, то никаких мер воздействия не предпринимается. В таком случае, родители ждут, пока ребенок повзрослеет и начнет себя само ограничивать.


При таком стиле воспитания, характерно формирование: инфантильности, тревожности, отсутствия независимости, страха реальной деятельности и достижений. Во многих случаях наблюдается избегание ответственности или импульсивность.

Родители авторитарного стиля требуют от своих детей беспрекословного подчинения. В таких семьях ребенок растет замкнутым и его отношения с родителями зачастую нарушаются. Формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность. Также, часто может быть проявление агрессивности и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.

Демократичный стиль считается самым труднодостижимым и самым эффективным. В таком направлении воспитания родители не только стараются вложить в ребенка понятия о добре и зле, но и учесть его личностные особенности и желания.

В этом стиле наблюдается гармоничное смешение авторитарного и либерального стилей. Родители идут на уступки или закрывают глаза на поведение ребенка, но в то же время они объясняют ему как им стыдно и грустно в связи с таким поведением. Ребенок вырастает дружелюбным, ответственным и понимающим.

Мы живем в век информационных технологий. И главным является подача информационного потока. В статье Щекиной «информационный поток - это социально-педагогическая информация, циркулирующая между семьей и школой, как источниками и потребителями информации». [20, 19] Также, она выделяет проблемы взаимодействия школы и семьи, для решения которых необходим специальный подход. К таким проблемам относятся:

незнание и неиспользование в процессе взаимодействия реальных и потенциальных возможностей семьи и школы как субъектов социальной жизни;

рассогласование целей и ценностей семейного и школьного воспитания;

отсутствие субъектов в субъектной позиции педагогов и родителей из-за недостаточных знаний в нормативно-правовой базе взаимодействия и неумения использования в решении вопросов воспитания и обучения ребенка;

неумение эффективно подбирать средства социально-культурной среды района и города в решении проблем ребенка;

низкий уровень коммуникативной культуры субъектов взаимодействия и неумение находить адекватные способы решения проблемных ситуаций ребенка.

В связи с этим, в помощь классному руководителю приходят традиционные, нетрадиционные, и, с развитием новых технологий, инновационные формы работы классного руководителя с родителями.