Файл: Курсовая работа Инновационные формы работы классного руководителя с родителями.rtf
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подласый И.П. дает определение термину «инновация», как изменение внутри педагогической системы, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Этот процесс неразрывно связан с разработкой и внедрением новых технологий, методов и средств. Но инновации - это многогранный процесс. «Инновации - это рассматриваемые в неразрывном единстве идеи, процессы, средства и результаты совершенствования педагогической системы». [14, 119]
В структуре инновационной деятельности, классному руководителю следует постоянно проводить обновление и разнообразие форм работы. В свое практической деятельности Новикова И.Е. использует элементы интерактивности. Так, например, чтобы сделать родительское собрание более интересным и познавательным, она готовит презентацию для родителей на интерактивной доске. Это способствует большей заинтересованности родителей и их просвещению.
Также она использует такие приемы как:
«Волшебный магазин»
«Волшебная шкатулка»
На витринах «Волшебного магазина» располагались поручения, которые ребята могли себе «купить». Для того, чтобы «купить» поручение, они должны были сказать, почему они его выбирают и как собираются работать в классе по выбранной специальности. На родительском собрании родители тоже смогли выбрать себе поручения, согласно их интересам.
«Волшебная шкатулка». Этот ритуал заключается в том, что к каждому родительскому собранию ребята класса пишут письмо родителям, помещают его в конверт и опускают в волшебную шкатулку, которая стоит в помещении, где проводится родительское собрание. В своих письмах дети могут рассказать о своих проблемах и радостях, о том, что им порой трудно сказать вслух. Дети пишут открытки-приглашения родителям (например, на праздничный капустник по случаю Международного дня семьи и др.)
Большое значение для родителей имеют благодарственные письма, которые классный руководитель может отправить как домой ученику, так и на работу его родителей. Очень здорово, если такое благодарственное письмо родители получат в день рождения своего ребенка. Это является стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
. Практический опыт работы с родителями
Каждый учитель старается внести свой особый вклад в процесс воспитания детей, помочь родителям в усовершенствовании их навыков. Так, Юзвицкова Галина Викторовна, учитель физики-математики и, по совместительству классный руководитель, разработала свою систему работы с классом и родителями. Система представлена в виде ступеней, которые связаны с делением на классы. Для каждого класса представлена своя тематическая программа работы на весь учебный год:
класс - «Пятачки»
класс - «Шестеренки»
класс - «Семь чудес света»
класс - «Восьмое чудо - это ты!»
класс - « Девять неизведанных планет»
класс - «Великолепная десятка»
класс - « Барабанные палочки»
За основу взята традиционная форма работы с родителями - родительское собрание.
В 5-6 классах проводятся родительские собрания, тематически направленные на просвещение родителей в области психологии и анатомии. На такие встречи приглашается и школьный психолог, которая разрабатывает и проводит для них тестирования. На основе анализа тестирований, классный руководитель вместе с психологом дает дельные советы по воспитанию подрастающего поколения.
На этом этапе Юзвицкова использует такой прием как «дифференцированное родительское собрание». Организуются два отдельных родительских собрания: для пап и для мам. На первом собрании, для пап, с использованием тематически направленных видеороликов и презентации, она рассказывает о значении отца в семье, а так же, вместе с психологом, проводит тренинг: «Каким вы видите своего ребенка в будущем?». Каждый папа составляет свой портрет ребенка из качеств, которыми он должен обладать в будущем. Потом каждый из портретов суммируется в один общий образ. На собрании для мам также показывается презентация и видеоролик. После, проводится мини-лекция о том, какой образ отца должна поддерживать мама в семье.
В седьмом классе ученики готовят проект по чудесам света и по окончании, под руководством классного руководителя, проводят для своих родителей тематическое родительское собрание. Таким образом, родители могут увидеть результаты учебно-познавательной и творческой деятельности своих детей. В восьмом классе эта тема преломляется через призму личности ученика. На собрании каждый ученик представляет образ своего «Я».
Девятый класс для многих учащихся является выпускным, и большинство сталкивается с вопросом выбора профессии. Поэтому классный руководитель старается всячески привлечь родителей. На собрании представляется информация о том, как важно помочь школьникам в их выборе и нескольким родителям предлагается выступить перед классом с презентацией преимуществ своей профессии. Также родители могут стать организаторами экскурсий для учеников на предприятия.
Десятый класс является промежуточным, но от этого работы у Галины Викторовны не уменьшается. Она продолжает реализацию своего проекта. Но теперь уже на собраниях она рассказывает о мотивации учеников к подготовке к выпускному классу и экзаменам. Она призывает родителей обратить внимание на слабые стороны в обучении и подкрепить мотивацию учеников к учебе.
Выпускной одиннадцатый класс - сложное испытание. Перед классным руководителем стоит задача подготовить родителей для психологической поддержки детей. Вместе с психологом проводится тренинг по обучению техникам снятия стресса. Также, проводится организация творческой деятельности родителей. Так, например, родители выпускников 2014 года готовили танцевальное представление для своих детей к выпускному вечеру. Репетиции проходили в течение месяца по вечерам в актовом зале школы, когда учеников уже в школе нет.
Кроме запланированной работы по каждому учебному году, у Юзвицковой традиционные мероприятия, пронизывающие все шесть лет обучения детей. Такие, как:
Круглый стол: «За чашкой чая»
Походная деятельность
Круглый стол: «За чашкой чая» - это форма неформального общения родителей, детей и классного руководителя. Традиционно, круглый стол проводиться в начале учебного года. За чашкой чая, в уютной дружеской атмосфере каждый может поделиться своими впечатлениями года и ожиданиями на будущий год. По окончании, классный руководитель проводит организационную минутку для родителей. Здесь она озвучивает примерный план работы с родительским коллективом в предстоящем учебном году, выслушивает просьбы и пожелания родителей. Позже, такая же минутка проводится и для детей.
В походную деятельность входит: организация походов, выездов, пикников, экскурсий и т.п. Походная деятельность может быть как ученики-родители, и так и только родители. Галина Викторовна считает, что не только коллектив детей должен быть сплочен, но и коллектив родителей.
Эта программа оправдала свою эффективность в учебно-воспитательной работе. В настоящий момент, Юзвицкова Г.В. занимается усовершенствованием своей программы: разрабатывает новые формы взаимодействия и формы, которые в дальнейшем могли бы стать традиционными мероприятиями класса.
Заключение
Подытоживая, стоит сказать о том, что в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно решить любую проблему развития личности. Главное, применяя любую воспитательную технологию, необходимо руководствоваться первой медицинской заповедью: “Прежде всего, не навреди”.
Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.
Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.
Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своими союзниками в педагогическом процессе.
Однако в будущем следует остановиться на других важных аспектах сотрудничества с родителями, например построение взаимодействие с отдельными группами семей (родители детей «группы риска», родители одаренных детей, родители детей - инвалидов).
Мы устроены так, что всегда верим в лучшее. Поэтому для достижения результатов необходимо видеть конечную цель воспитания. Это становится возможно только при определении основных целей, задач, при осознании необходимости единства усилий семьи и школы в воспитании и развитии учащихся. Добиться положительных результатов в решении такой многогранной педагогической проблемы можно лишь при взаимодействии всех сторон педагогического процесса.
Список используемой литературы
1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. № 9. С. 52.
. Быкова В.Г. Ведущие направления формы и методы работы классного руководителя с родителями, находящихся в трудной жизненной ситуации// Классный руководитель. 2011. №4. С 12 - 22.
. Взаимодействие школы, родительской общественности и социальных структур.
. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями. - М.: Просвещение, 1980.
. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни». Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. 208 с.
. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 18
. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Педагогическое Общество России, 2000. - 303 с.
. Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями учащихся.
. Нечаев М.П. Системный подход к организации роботы классного руководителя с неблагополучными семьями// Классный руководитель. 2010. №5. С 54-58.
. Новикова И.Е. Формы работы классного руководителя с родителями:
Итоговый практико-значимый проект… учитель биологии. Москва, 2012. 4 с.
. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/ С.И. Ожегов. - М.: 1978. - С.381.
. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.: Педагогическое общество России, 2004. 608 с.
. Планирование форм воспитательной работы в инновационной деятельности классного руководителя.
. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. -- М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с. (стр 119)-инновация
. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений. М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 384 с.
. Рожкова М.И. Классному руководителю. Учеб.-метод. пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. 280 с.
. Стефановская Т.А. Классный руководитель: Функции и основные направления деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 192 с.
. Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. - М. - Советская Россия, 1981
. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. - М.: Мысль, 1993. - 274 с.
. Щекина О.А. Взаимодействие семьи и школы в условиях современного информационного пространства // Классный руководитель. №5. 2012. С 19-27.