Файл: Курсовая работа Инновационные формы работы классного руководителя с родителями.rtf
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Характеристика традиционных форм работы классного руководителя с родителями
В своей практической деятельности, по мнению Рожкого и Байбородовой, классный руководитель использует сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Притом, что в обоих случаях реализуются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. К традиционным формам работы относят:
- родительские собрания;
родительский лекторий;
конференции по обмену опытом;
вечер вопросов и ответов;
общеклассные и общешкольные конференции;
групповые и индивидуальные консультации педагога;
посещения на дому.
Универсальной формой считается родительское собрание.
Родительское собрание - это возможность продемонстрировать достигнутые ребенком успехи. К родительскому собранию необходимо подготовить не только отчет о выполненном учебном плане, но и выставки творческих работ учащихся.
Чтобы привлечь внимание, учитель может подготовить официальное приглашение на родительское собрание для каждого из родителей. При проведении собрания, учитель так же готовит различного рода анкеты, тестирования психолого-педагогического характера. Такая форма работы помогает педагогу составить более полное представление о ребенке и о его семье. Немало важным является подготовка наглядности. Это могут быть: карточки-памятки родителям с полезными советами; плакаты с афоризмами известных педагогов или психологов.
Родительский лекторий - это форма взаимодействия с родителями, с целью их педагогического просвещения. Но название «лекторий» используется условно. Это не только лекция, но и активное, творческое участие в обсуждении вопросов воспитания. Чаще всего на встречах такого рода используются такие формы, как диалог, групповые обсуждения, разработка путей решения. Стоит отметить, что темы для лектория выбирают сами родители. Классный руководитель, в свою очередь, становится наставником. Он может, с точки зрения компетенции, проконсультировать родителей по интересующим вопросам, предоставить литературу и полезные публикации, подготовить печатный материал с рекомендациями и советами по предлагаемо проблеме.
Классные родительские собрания проводят один раз в четверть. Но при необходимости их можно проводить чаще. На родительском собрании должен происходить процесс просвещения родителей, расширения их педагогического кругозора, стимулирования желания быть педагогически-подкованными родителями.
В конце учебного года проводится итоговое родительское собрание, на котором классный руководитель представляет примерное планирование групповой работы с семьей на новый учебный год, в котором указаны темы будущих встреч и формы их проведения. Родители отмечают для себя наиболее интересные темы и формы, в которых они могли бы реализовать себя. Затем заместитель директора по воспитательной работе проводит анализ ответов и планирует участие родителей в жизни школы в новом учебном году.
Общешкольные родительские собрания, обычно, проводятся не более двух раз в год. Темой для таких собраний служит отчет о работе школы за определенный период времени. На таком собрании присутствует и выступает директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. А так же, для демонстрации положительного опыта воспитания в семье, возможно проведение церемонии награждения семей, которые достигли положительного результата в воспитания детей.
На вечере вопросов и ответов могут обсуждаться вопросы. Возникшие в ходе проведения опроса среди родителей. Но в данном мероприятии есть некоторые отличительные особенности. К примеру, если на одни вопросы может ответить педагог, то для ответа на вопросы, связанные с половым развитием или психологическими особенностями, следует пригласить специалиста. Так же некоторые вопросы могут стать основой для организации диспута.
Не менее эффективной формой педагогического просвещения родителей являются родительские конференции. Они могут быть общеклассными и общешкольными. Их основной задачей является проведение социологических и психологических исследований по заданным проблемам. А также подробный анализ участниками конференции результатов исследований.
Использование групповых форм обусловлено привлечением родителей определенных детей, которые испытают трудности в учебном процессе. При планировании урока, учитель делает акцент именно на этих детях. После проведения занятия педагог вместе с родителями пытаются найти способы оказать помощь детям.
Индивидуальные консультации - одна из наиболее важных форм взаимодействия. Она особенно необходима на начальном этапе. При знакомстве педагога с классом. Чтобы преодолеть психологический барьер родителей в разговоре о своем ребенке, классному руководителю просто необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями.
Зачастую, родительская оценка поступков и оценка личности ученика не совпадает с оценкой педагога. Поэтому учитель должен создать неофициальную атмосферу для каждого родителя, чтобы наладить доверительные отношения, выявить трудности и точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Родитель, в свою очередь, должен раскрыться и рассказать то, что он считает необходимым учителю в его профессиональной работе с ребенком: особенности его здоровья; его увлечения, интересы; предпочтения в общении, в семье; поведенческие реакции; особенности характера; мотивация учения; моральные ценности семьи.
Классный руководитель имеет право использовать такую форму взаимодействия, как посещение ученика на дому. Но следует учитывать, что посещение возможно только после получения разрешения родителей. Следует отметить, что перед тем как «нанести визит», учитель должен подготовиться: узнать состав семьи, её материальное положение, выяснить сферу деятельности родителей, продумать ход беседы, возможные вопросы членов семьи и ответы на них, определить, какую информацию о ребенке учитель хочет получить.
Как отмечает Толочко Т.И.: «…направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей, учитель влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, …» Поэтому классный руководитель, в ходе проведения работ с родителями, должен уметь найти подход к каждой семье в отдельности, но не переходя на нравоучения.
. Нетрадиционные формы работы классного руководителя с родителями
Многочисленные исследования показывают, что по мере того насколько родители заинтересованы школьной жизнью ребенка, у них происходят позитивные личностные изменения, которые, в свою очередь, ведут к позитивным изменениям в детско-родительских взаимоотношениях, а также нормализацию эмоционального самочувствия детей. Так Арнаутова Е. освещает проблему участия семьи в дошкольном учреждении. Но такой подход должен соответствует всем ступеням образования ребенка. Поэтому наряду с традиционными формами, такими как собрания, вечера или индивидуальные консультации, нужно использовать и нетрадиционные формы работы.
По классификации Родина Е.Н., к таким формам относятся:
родительские встречи;
тренинги, ринги;
родительские вечера;
родительские чтения.
В работе с проблемными детьми большое значение имеют родительские встречи. Это форма работы, в которой родители других детей встречаются с проблемными семьями. Такие встречи зачастую приносят больше пользы, чем приглашения различных специалистов.
Также, довольно новой, но продуктивной являются родительские вечера. Это своего рода праздник общения с родителями друзей ребенка. На таких праздниках обычно создается дружеская теплая атмосфера: родители вспоминают интересные моменты своего детства и детства своего ребенка. Такие вечера способствуют тому, что родители более открыто говорят о своих проблемах, спрашивают совета, предлагают помощь и поддержку родителям, у которых есть какие-либо проблемы с воспитанием ребенка.
Родительские вечера помогают легче пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка с другой точки зрения.
При помощи родительских вечеров можно решить еще одну серьезную проблему родительских коллективов. Она заключается в соперничестве детей в учебной деятельности. Зачастую такое соперничество поощряется родителями и, в следствие, приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера, в свою очередь, помогают преодолеть ситуации такого рода и предотвратить враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.
По окончании родительского вечера рекомендуется предложить родителям создать газету, в которой они могли бы отразить свои пожелания детям, с просьбой или с организацией какого-то соревнования или конкурса.
Родительские тренинги - еще одна из активных форм работы с родителями, имеющими проблемы в воспитании своего ребенка. Такие родители понимают необходимость приобретения новых знаний и умений, хотят изменить свое взаимодействие ребенком и сделать его более открытым и доверительным.
Более эффективным будет, если оба родителя примут участие в тренинге, что поспособствует скорейшему достижению положительных результатов.
Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности.
По окончании тренинга, школьный психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по взаимодействию с каждым ребенком и семьей.
В групповые тренинги нужно привлекать не только трудных и одаренных детей, но и тех детей, которые тяжело переживают семейные драмы и часто болеют. Каждое такое занятие должно быть проанализировано.
Помимо тренингов с учащимися и их родителями, наряду с другими, существует форма просвещения родителей, называемая родительским рингом.
Родительскими рингами называют форму дискуссионного обаяния родителей и формирования родительского коллектива. Проводить такие ринги просто необходимо. Уже с начальной школы, проблемой многих родителей является категоричность суждений по многим вопросам воспитания. Абсолютно не учитываются возможности и способности ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из родителей считают свои методы воспитания истинными и не подлежащими сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится, чтобы родители могли убедиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься правильно ли они все делают или нет.
Проблемные темы для ринга выбирают сами родители. Они могут это сделать еще в начале учебного года. Ринг готовиться в виде ответов на актуальные вопросы педагогики и психологии. В ходе проведения мероприятия по одному и тому же вопросу выступают несколько семей. У них могут быть разные точки зрения на данный вопрос. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а только поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами могут выступать молодые педагоги или школьники старших классов. Последнее слово должно быть предоставлено специалисту, которого необходимо пригласить для участия во встрече, или классному руководителю, который, в свою очередь, может так же привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту одной из представленных позиций.
Полезность таких встреч состоит в том, что родители могут узнать больше информации об организации образовательного пространства их детей, о содержательной стороне их воспитания и обучения.
Темы для такого рода рингов могут быть, например, такие:
· Плохие привычки - наследственность или влияние социума?
· Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?
· Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
· Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
· “За” и “против” школьной формы.
· Нужны ли ребенку праздники?
· Трудности школьного урока. В чем они состоят?
Каждому ребенку важно, чтобы их родители приходили на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах.
4. Инновационные формы работы классного руководителя с родителями
Педагоги и родители - воспитатели одних и тех же детей. И концепция нового образования предполагает активное участие родителей в школьной и внешкольной жизни ребенка. Учителю стоит привносить что-то новое в образовательный процесс, используя компетентностный подход. Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. [1, 1] С развитием новых технологий, учителя все больше используют инновационные формы работы не только с классом, но и с родительским коллективом.
По словарю С.И. Ожегова определение нового звучит так: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный [11, 381].