Файл: Никандров В. В. Экспериментальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 1496

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правонарушителей, лиц с эмоциональными расстройствами).
Параллельно идет развитие
теоретических
основ
конструирования тестов, совершенствование методов математико-статистич ческой обработки.
Появились корреляционный и факторный анализы. Это позволяло разрабатывать принципы стандартизации тестов, что давало возможность создавать согласованные тестовые батареи. В итоге были предложены методики, построенные по факторному принципу (опросник Р. Кеттелла 1бРРидр.), и появились новые тесты интеллекта (1936 г. – тест Равена, 1949 г. – тест Векслера, 1953 г. – тест
Амтхауэра). В это же время совершенствуются тесты профотбора (батарея GATB для армии США в 1957 г.) и клинические тесты (опросник MMPI в 1940-е гг.).
В послевоенные годы происходят важные изменения в идеологии тестирования. Если раньше тесты «работали» на общество (отсев, отбор, типизация людей по различньш категориям), то в
1950-1960-е гг. тестология «индивидуализируется» и обращается к нуждам и проблемам отдельной личности (тест УСК, опросники Айзенка и др.). Тесты профотбора («годен – не годен») сменяются тестами профориентации («куда годен»). Появляется огромное количество личностных опросников. Цель – углубленное познание личности, выявление ее особенностей.
В настоящее время в арсенале психодиагностики имеется более 10 тысяч различных методик
[54].
13.3. Классификация психологических тестов
Одну из наиболее удачных, на наш взгляд, классификаций . предложил американский психолог Саул Розенцвейг в 1950 г. Он разделил методы психодиагностики на три группы: субъективные, объективные и проективные. Вкратце об этой дифференциации говорилось в главе, посвященной общей классификации методов психологии. Теперь рассмотрим ее в контексте специфики тестирования. Субъективные методы, к которым Ро-зенцвейг отнес опросники и автобиографии, требуют от субъекта наблюдения за собой как за объектом.
Объективные методы требуют исследования через наблюдение за внешним поведением.
Проективные методы основываются на анализе реакций испытуемого на кажущийся личностно- нейтральным материал [305, с. 61].
Гордон У. Оллпорт предложил различать в психодиагностике методы прямые и непрямые.
Прямые (где выводы о свойствах и отношениях испытуемого делаются исходя из его сознательного отчета) соответствуют субъективным и объективным методам Розенцвейга,
непрямые (где выводы делаются на основании идентификаций испытуемого) – проективным
[305, с. 60-61].
Первая классификация хорошо «прижилась» в науке и практике. Однако обилие на сегодняшний день вариаций методов внутри каждой из трех групп требует их более тщательного упорядочивания. Что и проделаем дальше.
13.4. Субъективные тесты
В рамках субъективного диагностического подхода получение информации основано на самооценке исследуемым своего поведения и личностных особенностей. Соответственно, тесты, основанные на использовании принципа самооценки, мы называем субъективными.
Субъективные тесты представлены в психодиагностике в основном многочисленными опросниками. В литературе можно встретить утверждение, что к опросникам относятся те психодиагностические методики, задания которых представлены в виде вопросов [54, с. 223]. На близость понятий «вопрос» и «опросник» указывает и другое иногда встречающееся именование этой группы методик – «вопросники». Следуя этой логике, практически все методики психодиагностики можно относить к опросникам: и тесты интеллекта, где задания большей частью формулируются в виде вопросов («Что такое гносеология?»), и даже проективные методики, где в виде вопроса зачастую формулируется инструкция («Какое, по вашему мнению, действие выполняет нарисованная рука?»). Представление заданий в виде воп- ; росов является внешним признаком, объединяющим опросни-
; ки, но вовсе не достаточным для отнесения методик в эту группу.
Существенным для опросников является близость тестирования с их помощью к опросным методам, в частности анкетированию. И в том и в другом случае общение между исследователем и исследуемым имеет опосредованный анкетой или опросником характер. Причем исследуемый сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы. Подобная опосредованность дает возможность проведения массового психодиагностического исследования с помощью опросников (например, для выявления , процентного соотношения различных типов темперамента в учеб-
: ном или трудовом коллективе).


Вместе с тем существует и ряд отличий, не позволяющих рассматривать анкеты и опросники, как это иногда случается, в виде синонимов [311, с. 21]. Определяющим является различие в направленности: в отличие от анкет, выполняющих функцию сбора информации любой направленности, опросники нацелены ш^ ^ выявление личностных особенностей, в силу чего у них на пер-
; вый план выходит признак не технологический (получение ответов на вопросы), а целевой (измерение личностных качеств). Отсюда ясна разница в специфике исследовательских процедур анкетирования и тестирования. Анкетирование обычно анонимно, тестирование – персонифицировано. Анкетирование, как правило, формально, ответы респондента не ведут для него ни к каким непосредственным последствиям, тестирование – лично-стно (а его результаты зачастую используются для воздействия на структуру личности или коллектива). Анкетирование более свободно по процедуре сбора информации, вплоть до рассылки анкет по почте, тестирование обычно подразумевает непосредственный контакт с тестируемым.
Учитывая сказанное, можно сформулировать определение опросника: это тест выявления
индивидуально-психологических различий на основе самоописания их проявлений испытуемыми.
А под вопросником в строгом смысле слова нужно понимать совокуп-ность последовательно
задаваемых вопросов, закладываемую в анкету или опросник при их конструировании. И тогда опросник будет включать инструкцию испытуемому, перечень вопросов (т. е. вопросник), ключи для обработки получаемых данных, сведения по интерпретации результатов.
Родственностью анкет и опросников обусловлено существование промежуточной группы методик, так называемых опросников-анкет. К этой группе относятся опросники, несущие в себе элементы анкеты. Например, включение вопросов не только закрытого, но и открытого типа.
Обработка закрытых вопросов производится по соответствующим ключам и шкалам, результаты дополняются и уточняются информацией, получаемой с помощью открытых вопросов. Подобным образом в опросник включаются вопросы на выявление социально-демографических показателей: сведений о поле, возрасте, образовании и т. п. (опросник «Ваше самочувствие»
Копейной, Сусловой и Заикина). Опросник-анкета может целиком состоять из открытых вопросов
(«Биографическая анкета» Н. А. Логиновой), причем иногда количество ответов на вопросы может быть не ограничено («Участвовали ли вы в каком-либо кружке, секции, клубе и в каком году?»).
Кроме того, к опросникам-анкетам принято относить методики, предмет диагностики которых слабо связан с личностными характеристиками, даже в том случае, если такие методики имеют формальные признаки опросника («Мичиганский скрининг-тест алкоголизма» [36]).
Опросники применяются во многих сферах психодиагностики: в клинической практике, в профориентации, в сфере менеджмента и работы с персоналом, в работе с учащимися, в раде других сфер. Существуют опросники, которые имеют широкий спектр применения, и опросники
узкопрофильные. Например, известный Миннесотский многопрофильный личностный опросник
(MMPI) создавался как сугубо клинический, для выявления психических заболеваний [446].
Однако благодаря созданию значительного количества
(около
500) дополнительных неклинических шкал опросник стал универсальным, одним из наиболее употребимых личностных опросников. Некоторые опросники созданы специально для вузовской психодиагностики
(например, тест студенческих атти-тюдов Энтвисла [438]), школьной психодиагностики (опросник диагностики уровня школьной тревожности Филлипеа [298]), психодиагностики в сфере менеджмента (опросники самооценки деловых и личностных качеств менеджеров различных уровней, выявления степени лояльности фирме и т. п.). В связи с этим можно различать опросники узкопрофильные и широкого применения. Узкопрофильные, в свою очередь, делятся по сфере преимущественного применения на клинические, профориентационные, сферы
обучения, сферы менеджмента и работы с персоналом и др.
В зависимости оттого, к какой категории относится исследуемое с помощью опросника явление, можно выделять опросники состояний и опросники свойств (личностные
опросники). Психические состояния в значительной степени ситуационно обусловлены и измеряются минутами, часами, сутками, очень редко – неделями или месяцами. Соответственно, инструкции к опросникам состояний указывают на необходимость отвечать на вопросы (или оценивать утверждения) в соответствии
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   35

с актуальными (а не типичными) переживаниями, отношениями, настроениями. Довольно часто опросники состояний используются для оценки эффективности коррекционных (в том числе психотерапевтических) воздействий, когда диагностируются состояния до и после сеанса воздействия или до и после серии сеансов
(например, опросник САН, позволяющий оценить состояние по трем параметрам: самочувствие, активность, настроение). Психические свойства представляют собой более устойчивые, чем состояния, явления, сопровождающие человека месяцами, годами, а то и всю жизнь. На их выявление направлены многочисленные личностные опросники.
Иногда встречаются
комплексные опросники, сочетающие в себе признаки опросника состояний и опросника свойств.
В подобном случае диагностическая информация является более полной, поскольку состояние диагностируется на определенном фоне личностных свойств, облегчающих или затрудняющих возникновение состояния. Например, опросник Спилбергера–Ха-нина содержит шкалу реактивной тревожности (с помощью которой диагностируется тревожность как состояние) и шкалу личностной тревожности (для диагностики тревожности как личностного свойства).
В зависимости от степени охвата свойств личностные опросники делятся на реализующие
принцип черт (одномерные или многомерные) и типологические.
Одномерные личностные опросники направлены на выявление наличия либо степени выраженности одного свойства. Выраженность свойства подразумевается в каком-то диапазоне от минимально до максимально возможного уровня. Поэтому такие опросники часто называют
«шкалами» (например, «Шкала тревожности» Тейлор). Достаточно часто опросники-шкалы используются в целях скрининга, т. е. отсеивания испытуемых по определенному диагностируемому признаку (например, для отбора лиц высокотревожных или, наоборот, низкотревожных).
Многомерные личностные опросники направлены на измерение более чем одного свойства
(например, шестнадцати в опроснике 16PF Кеттелла [432]). Перечень выявляемых свойств, как правило, зависит от специфики области применения опросника и концептуальных воззрений авторов. Так, опросник Э. Шострома, созданный в рамках гуманистической психологии, направлен на выявление таких свойств, как «принятие себя», «спонтанность», «самоуважение»,
«самоактуализация», «способность к близким контактам» и т. п. Иногда многомерные опросники служат основой для создания одномерных опросников. Например, уже упоминавшаяся «Шкала тревожности» Тейлор была создана на основе одной из шкал опросника MMPI. В подобных случаях на создаваемые одномерные опросники не могут автоматически переноситься показатели надежности и валидности исходных многомерных опросников, что требует дополнительной оценки этих характеристик производных методик.
Увеличение количества шкал в целях повышения информативности тестирования имеет оределенные пределы. Так, тестирование опросником 16PF Кеттелла, оценивающим свойства личности по 16 параметрам и содержащим 187 вопросов, занимает от 30 до 50 минут. Как показывает практика, д&чьнейшее увеличение количества вопросов непродуктивно, поскольку ведет к росту почти в геометрической прогрессии необходимого для ответов времени, развитию усталости и монотонии и к падению мотивации испытуемых. В связи с этим оправдывает себя типологический подход к созданию опросников. Типологические опросники создаются на основе выделения личностных типов – целостных образований, несводимых к набору отдельных свойств.
Описание типа дается через характеристику усредненного или, наоборот, ярко выраженного представителя типа. (О методе типологи-зации и разновидностях типов см. выше в главе 2.)
Указанная характеристика может содержать значительное количество личностных свойств, которое при этом не обязательно жестко лимитировано. И тогда целью тестирования будет выявление не отдельных свойств, а близости обследуемого человека к тому или иному личностному типу, что можно сделать с помощью опросника с достаточно небольшим числом вопросов.
Ярким примером типологических опросников являются методики Ганса Айзенка [439]. Широко используется его опросник EPI, созданный в 1963 г. и направленный на выявление интроверсии- экстраверсии и нейротизма (аффективной стабильности-нестабильности). Эти две личностные характеристики, представленные в виде ортогональных осей, образуют так называемые
«координаты Айзенка», на которых выделяются 4 типа личности: экстравертированный нестабильный, экстраверткрованный стабильный, интровертированный стабильный, интровертирован-ный нестабильный. Для описания типов Айзенком использовано порядка 50 коррелирующих между собой разноуровневых черт: свойства нервной системы, свойства темперамента, черты харак-<-; тера. Впоследствии Айзенк предложил сопоставить эти типы с типами темперамента по Гиппократу и Павлову, что было реалик зовано при адаптации опросника в 1985 г. А. Г. Шмелевым. При: создании методики диагностики характерологических особенно-; стей подростков Т. В. Матолиным исходные типы личности по* Айзенку были разбиты на 32 более дробных типа с описанием путей психолого-педагогического воздействия, что позволяет исиользовать опросник в работе педагога, школьного психолога, работника службы занятости [298].
Личностные опросники могут быть направлены на диагностику одной из подструктур личности
(темперамента, характера, способностей, направленности), либо личности как целого, когда диагностируемые свойства принадлежат не одной, а нескольким подструктурам. В связи с этим по

предмету диагностики личностные опросники делятся на: 1) опросники темперамента; 2) опросники характера; 3) опросники способностей; 4) опросники направленности личности; 5) смешанные опросники. Понятно, что опросники каждой из этих групп могут быть как типологическими, так и нетипологическими. Например, опросник темперамент*-та может быть направлен на диагностику отдельных свойств теми перамента (активности, реактивности, сензитивности^ эмоциональной возбудимости и т. д.), а может быть направлен на диагностику типа темперамента в целом по одной из существующих типологий.
Из опросников диагностики темперамента большую популярность получили методики В.
Русалова, Я. Стреляу, А. Белова и ряд других. Опросники составлены с таким расчетом, чтобы о свойствах темперамента конкретного испытуемого можно было бы судить по его описанию своих эмоциональных и поведенческих реакций в различных жизненных ситуациях. Это дает известные преимущества, связанные с тем, что диагностика темперамента с помощью опросников не требует специального оборудования, занимает сравнительно немного времени и может быть массовой по процедуре. Основной недостаток этих тестов заключается в том, что относимые к темпераменту поведенческие проявления несут на себе отпечаток не только темперамента, но и характера. Характер сглаживает реальные проявления некоторых свойств темперамента, благодаря чему они выступают в замаскированном виде (известный феномен «маскировки темперамента»). Поэтому опросники темперамента дают информацию не столько о темпераменте, сколько о типичных формах реагирования испытуемого в тех или иных ситуациях.
Диагностика характера также может осуществляться как через диагностику отдельных черт, так и через диагностику типа характера в целом. Примерами типологического подхода к характеру являются опросник X. Шмишека, направленный на выявление типа акцентуации характера по типологии К. Леонгарда [478], и опросник ПДО (патохарактерологический диагностический опросник), выявляющий тип акцентуации характера по типологии А. Е. Личко [135]. В работах
Карла Леонгарда можно встретить термины «акцентуация характера» и «акцентуация личности»
[188]. А. Е. Личко полагает, что правильнее было бы говорить об акцентуациях только характера, потому что в действительности речь идет именно об особенностях и типах характера, а не личности [191].
Диагностика способностей с помощью субъективных тестов проводится не часто. Считается, что дать достоверную оценку своим способностям большинство людей не в состоянии. Поэтому при оценке способностей предпочтение отдается объективным тестам, где уровень развития способностей определяется на основе результативности выполнения испытуемыми заданий тестов. Однако ряд способностей, самооценка развития которых не вызывает включения механизмов психологической защиты, можно успешно измерять с помощью и субъективных тестов. Например, коммуникативные способности (опросник диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко [298]).
Диагностика направленности личности может представлять собой определение типа направленности в целом (например, с помощью опросника Б. Басса, где выявляются три типа направленности: на себя, на общение и надело [298]) или исследование компонентов направленности, т. е. потребностей, мотивов, интересов, установок, идеалов, ценностей, мировоззрения. Из них достаточно крупные группы методик составляют: 1) опросники [ интересов
(например, «Карта интересов» А. Е. Голомштока и ряд; других профориентационных методик); 2) опросники мотивов; (например, опросники Т. Элерса на мотивацию к успеху и моти- \ вацию избегания неудачи [298], опросники А. Мехрабиана на: мотивацию достижения и мотивацию аффилиации [298], опрос- • ник на мотивацию одобрения Д. Марлоу и Д. Крауна [392]); 3) оп- , росники ценностей («Опросник ценностных ориентации» М. Ро- \ кича, «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина и ряд других).
Наконец, если выявляемые опросником свойства принадлежат не одной, а нескольким подструктурам личности, то мы имеем дело со смешанным опросником. Это могут быть адаптированные зарубежные опросники, где нет традиции проводить границы между темпераментом и характером, характером и личностью в целом. Это могут быть отечественные опросники, созданные с целью комплексной диагностики, например опросник ЧХТ («Черты характера, темперамент» [209]). Такое смешение не всегда является оправданным и информативным.
Проведенный анализ субъективных тестов позволяет представить следующую классификацию опросников:
1. По принципу построения а) опросники-анкеты; б) собственно опросники.


2. По сфере преимущественного применения а) узкопрофильные: клинические; профориентационные; сферы обучения; сферы менеджмента и работы с персоналоми др.; б) опросники широкого применения.
3. По форме диагностируемого психического явления а) опросники состояний; б) опросники свойств (личностные опросники); в) комплексные опросники.
4. По принципу описания личности а) опросники, реализующие принцип черт:
—одномерные;
—многомерные; б) типологические опросники.
5. По оцениваемой макрохарактеристике (подструктуре) личности а) опросники темперамента; б) опросники характера; в) опросники способностей; г) опросники направленности личности; д) опросники смешанные.
13.5. Объективные тесты
В рамках объективного подхода диагноз выносится на основании информации об особенностях выполнения деятельности и ее результативности. Эти показатели в минимальной степени зависят от представлений испытуемого о себе (в отличие от субъективных тестов) и от мнения лица, проводящего тестирование и интерпретацию (в отличие от проективных тестов).,
В зависимости от предмета тестирования и вида заданий можно провести следующую классификацию объективных тестов:
Тесты личности. Тесты интеллекта: а) вербальные; б) невербальные; в) комплексные.Тесты способностей: а) тесты общих способностей; б) тесты специальных способностей.Тесты креативности.
Тесты достижений: а) тесты действия; б) письменные; в) устные.
Тесты личности, так же как и личностные опросники, направлены на выявление личностных особенностей, однако уже не на основе самоописания этих особенностей испытуемым, а через выполнение им ряда заданий с четко структурированной, фиксированной процедурой. Например, тест замаскированных фигур (EFT) подразумевает поиск испытуемым простых черно-белых фигур внутри фигур сложных цветных. Результаты дают информацию о перцептивном стиле личности, определяющим показателем которого авторами теста считается «полезависимость» или
«поленезависимость». Быстро задания выполняются индивидами «поленезависимыми» (легко выделяющими стимул на фоне), что коррелирует с успешностью обучения, некоторыми особенностями межличностных отношений и другими личностными показателями.
Тесты интеллекта – тесты, направленные на оценку уровня интеллектуального развития.
При узкой трактовке понятия «интеллект» применяются методики, позволяющие оценить только умственные (мыслительные) особенности человека, его умственный потенциал. При широком понимании категории «интеллект» применяются методики, позволяющие характеризовать в дополнение к мышлению и другие познавательные функции (память, пространственную ориентировку, речь и др.), а также внимание, воображение, эмоционально-волевой и мотивационный компоненты интеллекта [159, 171, 172].
Измерению подлежат как понятийное (словесно-логическое), так и образное и наглядно- действенное (предметное) мышление. В первом случае задания носят обычно вербальный
(речевой) характер и предлагают испытуемому установить логические отношения, выявить аналогии, произвести классификацию или обобщение между различными словами, обозначающими какие-либо предметы, явления, понятия. Применяются также математические задачи. Во втором случае предлагается выполнить задания невербального (неречевого) характера: операции с геометрическими фигурами, складывание картинок из разрозненных