ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сценарий «Детям войны посвящается…»
Цель и задачи:
-
Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить лихолетье; -
Донести до учащихся мысль о несовместимости понятий «детство» и «война»; -
Обучать выразительному чтению; -
Способствовать воспитанию в духе добра и милосердия, сострадания и уважения к человеческой личности.
01_Дети войны
Инсценировка стихотворения Р. Рождественского «Подслушанный разговор».
Чтец 1 (мама):
– Снова дрались во дворе?..
Чтец 2 (девочка):
– Ага!
Мама,
Но я не плакала!..
Вырасту –
Выучусь на моряка.
Я уже в ванне
Плавала!..
Чтец 1 (мама):
– Боже,
Не девочка, а – беда!
Сил моих больше нету…
Чтец 2 (девочка):
– Мама,
А вырасту я когда?..
Чтец 1 (мама):
– Вырастешь!
Ешь котлету…
Чтец 3 (мальчик):
– Мама,
Купим живого коня?..
Чтец 1 (мама):
– Коня?!
Да что ж это делается!..
Чтец 3 (мальчик):
– Мама,
А в летчики примут меня?..
Чтец 1 (мама):
– Примут.
Куда они денутся?!
Ты же из каждого, сатана,
Душу
Сумеешь вытрясти!..
Чтец 3 (мальчик):
– Мама,
А правда, что будет война
И я не успею вырасти?
02_Ю.Левитан. «Из сообщения о вероломном нападении Германии на СССР».
Закадровый голос (на фоне музыки):
Страшное слово ВОЙНА: оно разрушает и убивает то, что называется жизнью, миром, детством…Сколько детских жизней она унесла в первый, второй и все последующие страшные дни этой поистине ужасной катастрофы… Многие из этих детей были ещё в маленькой колыбельке, другие на руках у матерей, третьи сидели за школьными партами. Никто не знал, сколько она будет продолжаться, сколько унесёт с собой жизней людей и когда закончатся эти дни и годы, которые им предстояло пережить…
Чтец 4:Елена Тащева «На Минском шоссе»
Идти устали маленькие ноги,
Но он послушно продолжает путь.
Ещё вчера хотелось близ дороги
Ему в ромашках полевых уснуть.
И мать несла его, теряя силы,
В пути минуты длились, словно дни.
Всё время сыну непонятно было,
Зачем свой дом покинули они.
Что значат взрывы, плач, дорога эта?
И чем он хуже остальных ребят,
Что на траве зелёной у кювета,
Раскинув руки, рядом с мамой спят?
Как тяжело выслушивать вопросы…
Могла ли малышу ответить мать,
Что этим детям, спящим у березы,
Что этим мамам никогда не встать?
Но сын вопросы задавал упрямо,
И кто-то объяснил ему в пути,
Что это спали неживые мамы,
От бомбы не успевшие уйти.
И он задумался под лязг машин железных,
Как будто горе взрослых понял вдруг,-
В его глазах, недавно безмятежных,
Уже блуждал осознанный испуг.
Так детство кончилось. Он прежним больше не был.
Он шел и шел. И, чтобы мать спасти,
Следил ревниво за июньским небом
Малыш, седой от пыли, лет шести.
Чтец 5:Алексей Брагин «Отца забрали на войну…»
Отца забрали на войну.
….Мальчишка – шпингалет,
Но враз прибавила ему
Война так много лет.
«Так что же, мать?
Так значит, мать?
Я в доме голова?
Ты начинай бельё стирать,
А я колоть дрова!
Ты говоришь:
Дровец чуток
Осталось.
Так и быть,
Продай слона,
Продай свисток!
Без них ведь можно жить!
Продай матроску, говорю!
Теперь не до тряпья,
Ты только, мама ,
Не горюй!
Не брошу я тебя!»
Чтец 6:Виктор Яганов «Дети войны»
Кастрюля с пареной пшеницей
На самом краешке стола.
Три детских худеньких десницы –
Как неокрепших три крыла.
А за окном февральский ветер
Напоминает о весне.
И нету, кажется, на свете
Пшеницы пареной вкусней.
А самой старшей только восемь –
Для младших нянька день-деньской.
И если в дом войдут и спросят –
Ответит просто, не впервой:
– А мамка наша на заводе,
На фронте папка (третий год),
Как будто тоже на работе:
Закончит смену – и придёт.
03_Детям войны посвящается
Закадровый голос.
Ребёнок, прошедший через ужас войны, ребёнок ли? Кто возвратит ему детство? Что он помнит? Что может рассказать? Многое…
Чтец 7:Виктор Пахомов «У нас у всех с войною счёты…»
У нас у всех с войною счеты.
Шел сорок первый горький год...
В разгар уборочной работы
Кружил над нами самолет.
Мы, падая в изнеможенье,
Кричали «мама!» каждый раз.
И мама от крылатой тени
Собою закрывала нас.
Он не стрелял, он развлекался,-
Патроны, видимо, берег.
Но вдруг из облаков прорвался
Наш краснозвездный «ястребок».
Как мама плакала от счастья,
Сестренку и меня обняв,
Когда, рассыпавшись на части,
Стервятник вспыхнул среди трав.
Мы, подбежав, глядели немо,
И ноги налились свинцом:
Из-под разодранного шлема
Белело женское лицо.
Открытый рот, вставные зубы,
И струйка пота - не слеза.
И ярко крашенные губы,
И подведенные глаза.
Испуганно шептались травы
В тени разбитого крыла...
Не верилось, чтоб эта фрау
Кому-то матерью была.
Чтец 8:Сергей Михалков «Десятилетний человек»
Крест-накрест синие полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе,
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе...
Накинув старый зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу - прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел.
В нетопленой, разбитой бане
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза.
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Быть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
Чтец 9:Иван Полтавцев «Почтальон»
В селе, войною опаленном,
Пахал я землю, рожь косил…
Еще был юным почтальоном:
Печаль по людям разносил.
Меня как будто бы и ждали,
Не в их калитку ли войду,
Но с облегченьем провожали,
Коль мимо дома я пройду.
По две и больше похоронок
В семью я каждую принес
И видел ужасы и стоны…
Но возрастал на письма спрос.
- Приснился он… И не напрасно…-
Листок «солдатка» теребит…
Хотя бывало очень часто:
Письмо в пути, а он убит.
Чтец 10: Е.Винокуров.
Вчера мы писали диктанты,
Чертили на досках круги,
А утром уже интенданты
Нам выдали сапоги.
В широкой армейской шинели
Мы ростом казались малы,
Мы песни заливисто пели,
Скребли, провинившись, полы.
Когда же, идя на ученья,
Мы путали ногу подчас:
- Двадцать пятого года
рожденья!
С усмешкой кивали на нас.
Но фронт наступил!
Мы мужали
в сражениях день ото дня,
С соседом до битвы сдружаясь,
Друзей после битв хороня.
Орудия, танки, повозки
Гремели по городам,
И пели по-чешски и польски
Веселые девушки нам.
А в час, когда звезды студены,
Над онемевшей рекой
Немецкие аккордеоны
Рыдали рязанской тоской...
04_Дети и война (все читают на фоне музыки)
Закадровый голос.
Дети войны… Они рано и быстро взрослели… Они учились читать по сводкам Совинформбюро и серым листам похоронок. Всё рядом: взрыв, школа, похоронка. Школьная жизнь, регулярная, занудная, по расписанию, оказывается такой необходимой. Воистину, нужно что-то потерять, чтобы как следует оценить.
Чтец 11:Владимир Портнов «Баллада о тетради»
Бумажные мешки, нарезав на тетради,
отец израненной рукою линовал.
И я сначала утюгом их гладил,
а уж потом задачки в них решал.
Но их разгладить было невозможно:
измятины, как рытвины дорог.
И как перо ни вел я осторожно,
без кляксы обойтись, увы, не мог.
В мешках возили почту на трехтонке,
в мечтах святых весь город писем ждал,
но чаще приходили похоронки.
Отец израненной рукой их раздавал.
Он становился с каждым днем мрачнее
и наконец осенним серым днем сказал:
«Нет сил... Пиши плотнее...
На фронт вернусь... Тетрадки экономь».
И много лет уже я без отца.
И много лет я берегу тетрадку,
хранящую мешка тугую складку,
не разлинованную до конца.
Чтец 12. Анатолий ПЕРЕДРЕЕВ. «Я УЧИЛСЯ ПИСАТЬ»
Я учился писать...
Мимо школы – колонны, колонны
Колыхались рекой
И впадали в невидимый фронт...
Я учился писать
Не спеша, с нажимом, с наклоном.
И скрипело стальное
Защитного цвета перо.
Я учился писать...
Лихорадочно били зенитки,
У войны отвоевывая
Островки тишины.
И таскал я в карманах
Тяжелые рваные слитки,
Как горячие метеориты войны.
Я учился писать...
Где-то плавились танки,
Где-то люди кричали,
Умирая в огне и дыму...
Я учился писать
Изложения о Каштанке,
Я учился страдать
Над судьбою Герасима и Муму.
Я учился писать,
И хрустящие хлебные карточки
От себя отрывала
По клеточке
Мать.
Чтоб меня не тошнило,
Чтоб меня не шатало за партою...
Я учился писать!..
05_Детям, труженикам тыла
Закадровый голос (читать сразу, на фоне музыки, затем пойдет стихотворение в фонозаписи).
Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук. Ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали Родину. И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов. Они наравне со взрослыми выстаивали по 12-14 часов, поддерживая свои силы скудным пайком…
Чтец 13:Виктор Радкевич «Баллада о банке варенья»
Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла
И синее небо, и запах простого цветка?
Пришли на заводы работать мальчишки Урала,
Подставили ящики, чтобы достать до станка.
И вот неподкупной зимою военного года,
Когда занимался над Камой холодный рассвет,
Собрал самых лучших рабочих директор завода,
А было рабочим – всего по четырнадцать лет.
В усталые лица глядело суровое время,
Но каждый в себе довоенное детство нашёл,
Как только рабочую премию – банку варенья –
Пред нами, мальчишками, кто – то поставил на стол.
И вот над заводом, над лесом, в снегу задремавшим,
Среди подступившей внезапно к сердцам тишины
Повеяло чем – то давно позабытом, домашним,
Как будто бы не было больше на свете войны.
…Ах, банка варенья, простое и верное средство
Напомнить о том, что как жизнь у людей ни горька,
Но будет ещё у мальчишек и солнце, и детство,
И синее небо, и запах простого цветка!
Закадровый голос.
Дети шили бойцам на фронт кисеты, вязали варежки, писали письма под диктовку раненых солдат, выступали в госпиталях с концертами…
Чтец 14:Роберт Рождественский «Концерт»
Сорок трудный год.