Файл: Проблемы формирования системы непрерывного образования.rtf
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
) на уровне образовательной системы - формирование дружественной инфраструктуры для развития и саморазвития исследовательских навыков и разработок;
) на уровне социума в целом - формирование системы непрерывного образования как основной социальной ценности и средства актуализации социальных и индивидуальных потребностей и возможностей через исследовательскую деятельность.
Индивидуальность, педагогическая система, образовательная система и социум в целом являются субъектами непрерывного образования различного масштаба и специфики деятельности. Обозначим все эти субъекты понятием человекосистема. Такая человекосистема развивается циклически на основе превращения информации посредством процесса взаимоузнавания.
Свойство непрерывности образования характерно человекосистемам, ввиду потребности соответствовать требованиям современности, усовершенствования собственных функциональных качеств, повышения эффективности деятельности, является осознанной работой системы по самообучению, что характеризует ее как интеллектуальную систему, динамика которой осуществляется за счет многократного превращения информации, посредством свойств памяти, анализа, интерпретации и введения в область практики, а также самоактуализации через познавательную деятельность. Осознание собственной значимости для социума, сообщества, сферы непосредственного приложения усилий остается неполным без общественного признания таковой.
Таким образом, процесс непрерывного образования - это всегда процесс взаимоузнавания, установления понятийно-смыслового и практико-целесообразующего соответствия внутренних и внешних потребностей и ожиданий. Непрерывность образования осуществляется при наличии обязательной внутренней направленности на процесс обучения, устойчивой познавательной мотивации. Мыслительная деятельность - это придание известным, разрозненным знакам, нового смысла, путем их интерпретации и объединения в определенную целостность, отвечающую требованиям научного знания и практической значимости, которая максимально эффективно может быть осуществлена при использовании герменевтического способа познания, предполагающего неоднократную проверку, корректировку и вариантность ее конечного результата.
В таком случае, важно осознать значимость непрерывного образования отдельного индивида для общественного развития. Так как непрерывное образование педагогической системы, образовательной системы и социума в целом, есть взаимосвязанный, комплексный, многоуровневый, диалектический процесс, центральным движущим звеном которого является непрерывное образование человека, мотивационно сориентированного на самовыражение через творчество, то есть внутреннюю
потребность создавать нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, уникальностью, осуществляя тем самым не только деятельность по преобразованию социальной среды, но и акт самотворения.
Непрерывность образования предполагает определенную взаимосвязь всех этапов процесса его осуществления и взаимосвязь всех его промежуточных результатов. Непрерывность образования только усиливает понимание необратимости, постоянства, природной целесообразности развертывания сознательной жизни любой социальной системы. Характер непрерывного образования зависит от ситуации, потому что приводит в первую очередь к изменению восприятия действительности, пониманию необходимости ее преобразования (проблема), поиску путей такового преобразования (варианты решения), выбору оптимального пути преобразования (выбор решения, отвечающего возможностям системы), реализации выбранного пути преобразования (тактика преобразования), оценка результата (новая проблема).
2.2 Анализ непрерывного образования в России и за рубежом
Сегодня мир все более и более тяготеет к единому информационному пространству. Возможность получить любую информацию из любой точки планеты становится тем условием, которое, в конечном итоге, определяет успех, как государств, так и каждого человека. Осознание миллионами жителей планеты этой простой истины привели к триумфу Интернета как к единому мировому каналу связи. С другой же, с развитием Интернета появилась возможность обучения и постоянного совершенствования навыков как неработающих людей, так и работников компании вне зависимости от их территориального расположения.
Актуальность проблемы непрерывного образования для всех стран мира очевидна. В качестве примера можно обратиться к статистике по США. По данным федерального департамента образования в США только 43% студентов вузов находятся в возрасте моложе 25 лет. Остальная часть студентов - люди взрослые, обремененные семейными и деловыми заботами. Для них актуальны формы образования с частичным отрывом от привычных забот, либо вообще без отрыва от них. Система непрерывного образования США отвечает требованиям современной жизни, особенно, если учесть не только транспортные расходы, но и расходы на организацию всей системы очного обучения. Отсюда все повышающийся интерес к очному обучению с элементами дистанционных образовательных технологий, либо вообще к обучению полностью в дистанционном формате, к самым различным его формам, необходимым на протяжении всей жизни человека.
Эта проблема особенно актуальна для России с ее огромными территориями и сосредоточием научных центров в крупных городах. Проблема непрерывного образования, профессиональной переориентации актуальна сегодня, как никогда раньше, и ее значимость будет с годами возрастать по мере развития рыночной экономики в нашей стране, усиления миграции населения.
В этой связи, система ДПО, или шире, система непрерывного образования, призвана сегодня не только восполнять потребность в знаниях для людей, ограниченных в ресурсе времени на перемещения и / или возможности перемещений, но и решать специфические задачи
, относящиеся к развитию творческой составляющей образования:
усиление активной роли учащегося в собственном образовании: в постановке образовательных целей, выборе доминантных направлений, форм и темпов обучения в различных образовательных областях;
резкое увеличение объёма доступных образовательных массивов, культурно-исторических достижений человечества, доступ к мировым культурным и научным сокровищам для людей из любого населённого пункта, имеющего телесвязь и интернет.
По данным Global Industry Analysts, если еще в 2010 году оборот рынка непрерывного образования (продолжительностью образовательных модулей до 1 года) в мире составлял 73,4 млрд. долларов, то в 2014 году произошел рост до 120 млрд. долларов.
Самая большая доля рынка непрерывного образования, в последние годы все с более активным внедрением e-learning в мировом секторе принадлежит США и странам Евросоюза. При этом в европейских странах в сфере образования отрасль развивается в основном за счет государственных дотаций, а в США уже действует коммерческая система. Поскольку отрасль в этих регионах уже является развитой, процент роста рынка в них небольшой: 7% в Северной Америке и 12% в Западной Европе. В то время как на развивающихся рынках темпы роста составляют 33,5% в Азии, 23% в Восточной Европе и 19,8% в Латинской Америке.
Мировой рынок непрерывного образования для самостоятельного обучения (Market for Self-paced learning), по данным Ambient Insight, в 2009 году составлял 27,1 млрд. долларов со среднегодовым темпом роста в мире 12%, а в Восточной Европе, включая Россию - 23%. Следом, в 2010 году объем мирового рынка для самостоятельного обучения вырос до 32,1 млрд. Т.е., за последние 5 лет темп роста составил 9,2%, а по последним данным, к 2015 объем рынка обещает вырасти до 49,9 млрд. долларов.
Если рассматривать рынок по странам, то наибольший рост показывают страны Азии: Индия - более 55%, Китай - более 50%, Малайзия - более 40%. В десятку лидеров по росту рынка попала также Украина с темпом роста в 20%.
По данным исследования Ambient Insight, во многих странах правительства оказывают значительное влияние на образовательные организации с целью развития инновационных технологий в реализации не только формального непрерывного образования, но и для созданий условий развития неформального и информального (спонтанного) образования. В других странах, таких как Бразилия, Индонезия, Китай, Эфиопия, наоборот, внедрение инновационных образовательных форматов встречает сопротивление со стороны властей, прежде всего, в сфере экспансии иностранных компаний-поставщиков.
В 2014 году Северная Америка пока сохраняет свои лидирующие позиции по объему рынка, также как и Западная Европа. Однако, учитывая высокие темпы роста в странах Азии, именно этот регион займет вторую позицию в мире по объему рынка инновационного непрерывного образования.
Российская система непрерывного образования к настоящему времени в основном уже сформировалась. Она является частью общей системы образования и представляет собой совокупность дополнительных образовательных программ, государственных образовательных стандартов, образовательных учреждений и иных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы, общественных организаций, основной уставной целью которых является образовательная деятельность в области дополнительного образования, объединений (ассоциаций и союзов) образовательных учреждений дополнительного образования, общественных и государственно-общественных объединений, научных и методических советов, органов управления дополнительным образованием, подведомственных им предприятий, учреждений, организаций и др.
В систему непрерывного образования, курируемую только Министерством образования и науки Российской Федерации, входят свыше 1350 образовательных учреждений и структурных подразделений высших и средних специальных учебных заведений, реализующих дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов.
Развитие рыночных отношений в России привело к существенным изменениям в отношениях между работниками, работодателями и органами государственной власти. Важное место в защите интересов всех участников трудовых отношений занимает сейчас непрерывное образование в течение всей жизни, тенденции его развития в России повторяют международные тренды (т.е. повсеместное развитие неформальных и информальных форм, их симбиоз с традиционным очным образовательным форматом).
Потенциальный объем рынка непрерывного образования в России оценивается очень высоко. Например, согласно данным «The Economist Intelligence Unit», граждане России тратят около $10 млрд. не непрерывное образование образования только в зарубежных образовательных организациях. На сегодняшний день потенциальный спрос и реальное предложение российского рынка непрерывного образования отличаются друг от друга в десятки раз. Рынок будет расти и