Файл: Проблемы формирования системы непрерывного образования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Прогнозы развития системы непрерывного образования



Прогнозы экспертов в сфере развития образования включают ряд тенденций, по каждой из которых уже есть опыт реализации проектов.

Мировое будущее непрерывного образования связывают со следующими трендами:learning - электронное или цифровое обучение, т.е. обучение с использованием технологичных устройств для удаленного изучения информации, чаще всего с передачей через Интернет, но с возможностью обучаться и без подключения к сети. Уже сегодня в России в массовом порядке образовательные организации используют сочетание очных образовательных технологий с дистанционными и такое сочетание позволяет не только не потерять в качестве образования, но и в разы повысить его доступность для слушателя.

Обучение через личные компьютеры, планшеты и мобильные устройства. Современный мир диктует необходимость владение навыками получения информации через высокотехнологичные устройства, коммуникаторы, смартфоны, планшеты. Образовательные организации обязаны адаптировать образовательный контент с учетом этого требования времени.

Смешанное обучение - обучение с использованием традиционного очного формата вместе с интерактивными инструментами и цифровыми материалами. Такой формат на лидирующих площадках дистанционного обучения используется на долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программах.

Особенно ценно предоставление цифровых материалов для обязательного и дополнительного изучения в дополнение к очным лекциям, а также проведение в очном формате отдельных модулей и дисциплин, освоение которых упрощается через очное общение.

Обучение в виртуальных классах - обучение через Интернет в онлайн связи с преподавателем и другими слушателями. Вебинары на отдельных платформах, электронные семинары в системах дистанционного обучения в настоящее время уже довольно активно проводятся в российских вузах.

Массовые открытые онлайн-курсы (английская аббревиатура МООС). Мировая практика, которую уже переняли в России, показывает, что чаще всего это бесплатные курсы с видеолекциями от 15 минут до часа с тестовыми вопросами и возможность удаленно получить сертификаты от известных преподавателей и / или учебных заведений.


«Перевернутое» обучение - означает, что традиционный метод чтения лекций и самостоятельного выполнения заданий, заменяется на обратный. При активном использовании разных форматов предоставления учебных материалов, время преподавателя целесообразнее тратить на практические занятия и разъяснения непонятного, разбор конкретных кейсов. Такая практика активно применяется в на ведущих образовательных площадках, в частности, на программах обучения информационным технологиям: преподаватель тратит большую часть времени на то, чтобы разбирать создание конкретных программ и элементов, реализацию программирования, а не изучении теории.

Асинхронное обучение - возможность обучаться вместе с группой, но в индивидуальном графике. При опоре на цифровые учебные материалы и информационные технологии совершенно реально одному слушателю посвящать обучение, например, утренние часы, а другому - вечерние. Опыт удаленного обучения слушателей из разных регионов России и зарубежья позволил наладить оптимальный алгоритм занятости преподавателей для обеспечения быстрого взаимодействия с асинхронно-обучающимися слушателями группам.

Самостоятельно направляемое обучение предполагает возможность выбора слушателями дисциплин для изучения и их очередности. В формате дистанционного обучения такая возможность фактически индивидуально планировать содержание обучения и его интенсивность, реализуется без дополнительных затрат и обязательных требований к общему количеству обучающихся.

В ближайшем будущем рынок непрерывного образования в России будет характеризоваться следующими тенденциями:

появление новых игроков, которые будут активно использовать сочетание формального и неформального образования;

рост числа участников профессиональных сообществ по электронному обучению;

рост рынка вебинаров и вебконференций наряду с постепенным сокращением очных форм обучения;

в долгосрочной перспективе рынок непрерывного образования, по примеру мировых тенденций, начнет смещаться в сторону TMS (Talent Management System - система управления талантами).

В целом, основные тенденции развития рынка в России схожи с мировыми трендами, это:

повышение мобильности обучение;

интеграция с социальными сервисами;

развитие SAAS решений.

Стремительное

развитие рынка смартфонов, коммуникаторов и планшетных компьютеров приносит новые веяния в индустрию непрерывного образования, подталкивая развитие мобильного обучения. Но движение в этом направлении вполне очевидно. По данным РАЭК сегодня в России уже около 5 миллионов пользователей мобильного интернета, и большинство из них в возрасте 16-19 лет. В ближайшем будущем также начнут появляться различные приложения для внедрения в социальные сети, что обусловлено огромной интеграцией жизни большинства людей молодого поколения с социальными сетями.

В ближайшее время следует ожидать активизацию работы зарубежных образовательных организаций в России, предоставляющих услуги бизнес-обучения. Уже сейчас в России обучением с помощью электронных технологий занимаются более 100 зарубежных компаний, которые охватывают более 350 тыс. российских граждан. На сегодняшний день около 90% учебных заведений в мире способно предложить обучение в электронном варианте. Правда, Россия в этом смысле отстает от мирового рынка на 5-7 лет.

Таким образом, активное развитие непрерывного образования обусловлено глобальными тенденциями современного рынка, в частности, увеличением ценности временного ресурса, объективной необходимостью в постоянном получении новых знаний, а также совершенствованием информационных технологий.

Заключение
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года «Развитие образования» предусматривается сформировать систему непрерывного образования, ключевым элементом которой является повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

Непрерывное образование - это система взглядов на образовательную практику, которая провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни во всяком возрасте. Она предусматривает необходимость достройки образовательной лестницы новыми ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни. В качестве основной цели непрерывного образования рассматривается пожизненное обогащение творческого потенциала личности.

Непрерывное образование - это целостный процесс, обеспечивающий поступательное развитие творческого потенциала личности и всестороннее обогащение ее духовного мира. Он состоит из последовательно возвышающихся ступеней специально организованной учебы, дающих человеку благоприятные для него изменения социального статуса.


Непрерывное образование призвано обеспечить гармоничное развитие каждой личности, индивидуализировать обучение, воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении уровня знаний. Каждому обучающемуся должны быть созданы условия для получения нужных ему знаний. В центре любого этапа и уровня непрерывного образования и воспитания поставлен человек, личность со своими интересами.

Непрерывное образование с современном своем состоянии обладает рядом характеристик, основными из которых являются:

повсеместное внедрение образовательные технологии на основе информационно-коммуникационных технологий,

открытость и доступность образования,

гарантия высокого качества обучения при одновременной ориентации на массовое образование,

эффективная поддержка слушателей.

Процесс непрерывного образования - это всегда процесс взаимоузнавания, установления понятийно-смыслового и практико-целесообразующего соответствия внутренних и внешних потребностей и ожиданий. Непрерывность образования осуществляется при наличии обязательной внутренней направленности на процесс обучения, устойчивой познавательной мотивации.

В центре внимания идеи непрерывного образования находится сам человек, его личность, желания и способности, разностороннему развитию которых уделяется основное внимание.

Содержание непрерывного образования ориентируется на опережение развития общества, профессиональной карьеры, личных навыков и качеств, и других сфер социальной практики. Предполагает преемственность и многовариантность общего и профессионального образования. Помимо самих знаний, умений, навыков в содержание входит сам процесс, опыт их приобретения и практического применения, пути и способы самостоятельного добывания, поиска и открытия, самообразования - "личностный опыт" как компонент содержания образования.

В результате непрерывного образования мы получаем развивающуюся личность, подготовленную к универсальной деятельности, имеющую сформированные познавательные запросы и духовные потребности, способности самостоятельно планировать и реализовать свои цели.

Список использованной литературы

1. Абрамова А. Многоуровневое непрерывное профессиональное образование / А. Абрамова // Высшее образование в России. - 2013. - № 2. - С. 89-94.

. Бочаров М. И. Зависимость содержания и качества образования от формы организации учебного процесса в непрерывном образовании / М. И. Бочаров, Т. И. Бочарова, Л. А. Черных // Образование и общество. - 2014. - № 4. - С. 26-30.

. Бугаков И.А. Совершенствование региональных систем непрерывного образования как условие инновационного и духовно-нравственного развития России / И.А. Бугаков, А.Н. Царьков // Сборник материалов III Оптинского форума. - Москва - Калуга - Оптина Пустынь, 2013. - 512 с., С. 282-290.

. Бугаков И.А. Концепция интегрированного образования / И.А. Бугаков, А.В. Кот, А.Н. Царьков // Высшее образование в России. - 2014. - № 12. - С. 124-129.

. Введенский В. Н. Непрерывное профессиональное образование / В. Н. Введенский // Соц.-гуманит. знания. - 2014. - № 3. - С. 208-217.

. Власов В.И. Непрерывное профессиональное образование в России / В. И. Власов // Гражданин и право. - 2012. - № 10. - С. 67-79.

. Жакова М. А. Вуз в системе непрерывного педагогического образования / М. А. Жакова // Вестник непрерывного образования. - 2013. - № 1. - С. 18-20.

. Жарикова Л. И. Генезис понятия «непрерывное образование» / Л. И. Жарикова / Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 7-2. - С. 146-149.

. Зинченко Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования / Г. П. Зинченко // Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 31-39.

. Карамурзов Б. С. Непрерывное профессиональное образование в университетском комплексе / Б. С. Карамурзов // Высшее образование в России. - 2014. - № 5. - С. 27-41.

. Кондратенко Н. А. Подготовка к непрерывному образованию в системе «школа - вуз» / Н. А. Кондратенко // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 243-245.

. Кузьмичева Е. И. Непрерывное образование взрослых для устойчивого развития общества / Е. И. Кузьмичева // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2013. - № 7. - С. 123-124.

. Кулисевич Г. Проблемы непрерывного образования / Г. Кулисевич// ВВШ. - 2012. - № 1. - С. 89-94.

. Лиферов А. П. Непрерывное образование - ведущий фактор формирования «экономики знаний» / А. П. Лиферов // Психолого-педагогический поиск. - 2012. - № 11. - С. 38-47

. Маслов В.И. Непрерывное образование: подходы к сущности / Маслов В.И., Зволинская Н.Н., Корнилов В.М. // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М.: Инфра-М, 2013. - С. 102-117.

. Наумова Т. Б. Дополнительное профессиональное образование в системе непрерывного образования / Т. Б. Наумова // Компетентность. - 2012. - № 5. - С. 10-16.

. Непрерывное педагогическое образование: состояние, тенденции, перспективы развития: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 16-18 ноября 2014 г. / Междунар. акад. наук пед. образования и др.; Редкол.: В. А. Сластенин (науч. ред.) и др.Ч.1. - 2014. - 67с.

. Непрерывное образование и потребность в нем / Рос.акад. наук, Ин-т комплекс. социал. исследований; отв. ред. Г.А. Ключарев. - М.: Наука, 2015. - 172 с.

. Носков В. А. Роль непрерывного образования в современном производстве / В. А. Носков, Н. О. Михалёнок // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 4. - С. 14-21.

. Пережовская А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития / А.Н. Пережовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 38-41.

. Рослякова Н. И. Непрерывное образование в условиях рыночной экономики / Н. И. Рослякова // Преподаватель ХХI век. - 2013. - № 4. - С. 71-76.

. Севостьянов В. С. Непрерывное профессиональное образование / В. С. Севостьянов // Высшее образование в России. - 2014. - № 12. - С. 108-112.

. Синицкая Н. Непрерывное профессиональное образование / Н. Синицкая // Высшее образование в России. - 2014. -№ 6. - С. 15-21.

. Токмовцева М.В. Многоуровневое профессиональное образование в России / М. В. Токмовцева // Закон. - 2012. - №4. - С. 27-35.

. Цибизова Т. Ю. К вопросу о преемственности научно-исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного профессионального образования / Т. Ю. Цибизова // Образование и общество. - 2012. - № 6 (65). - С. 14-17.

. Чубик П. С. Система непрерывного профессионального образования / П. С. Чубик, Д. Г. Демянюк, М. Г. Минин, И. А. Сафьянников // Высшее образование в России. - 2015. - № 5. - С. 38-45.

. Шленов Ю. Непрерывное образование в России / Ю. Шленов, И. Мосичева, В. Шестак // Высшее образование в России. - 2015. - №3. - С. 43-49.
1   2   3   4   5   6   7