Файл: Проблемы формирования системы непрерывного образования.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
развиваться как за счет новых потребителей, так и за счет поиска опытными потребителями улучшений существующих систем.

По данным CNews Analytics, в России корпоративный сегмент непрерывного образования развивается более быстрыми темпами, в то время как росту государственного сектора препятствуют консервативность представителей ВУЗов, отсутствие четко прописанного законодательства в этой области и финансовые затруднения.

Согласно прогнозам участников рынка, рост рынка непрерывного образования с использованием инновационных форматов (в первую очередь, в сфере неформального образования) образования в России составит 20-25% ежегодно.
3. Современные тенденции непрерывного образования


3.1 Основные трудности организации непрерывного образования



Ключевая идея непрерывного образования - идея развития, раскрытия индивидуального творческого потенциала, совершенствования человека. В потере идеи самоценности развития, слабости мотивации к развитию «во имя развития» и заключается одна из основных проблем непрерывного образования. Одна из причин - в избыточном прагматизме сегодняшней жизни и трансформации ценностей современного человека в мире, где все продается и имеет свою цену, все большем рассмотрении образования как совокупности «образовательных услуг», забвении фундаментальных исследований. Однако как ни относиться к современным тенденциям, следует признать, что в сегодняшних условиях идее конкурентоспособности как условию обеспечения благосостояния человека и национальной безопасности государства пока альтернативы нет. Потому одна из задач непрерывного образования как раз и состоит в том, чтобы, формируя конкурентоспособность, изменить ее содержательную сторону, сделать ее более «человечной», подчинить вектору развития во имя развития.

Существует и техническая проблемная составляющая непрерывного образования, которая состоит в создании необходимых условий для реализации гражданами индивидуальных образовательных траекторий посредством введения различных уровней и ступеней образования, форм и методов освоения образовательных программ в пространстве и во времени, унификацией инструментов учета и оценивания результатов. Успешность решения этой составляющей во многом зависит от успешности решения задачи создания единого национального образовательного пространства, необходимого оснащения образовательных учреждений, межгосударственной интеграции образовательных пространств.

Одной из базисных проблем непрерывного образования является проблема обеспечения целостности и преемственности образовательных программ. Частично эту проблему можно отнести к предыдущей технической проблеме. Главная сложность состоит в использовании на разных уровнях различных (в силу наличия естественных психофизиологических возрастных особенностей человека) подходов, их авторском многообразии, слабом представлении обучающих о содержательной стороне возрастных особенностей и целевых установок развивающегося человека и, как следствие, о том, что, во имя чего и с помощью каких механизмов реализуется на предыдущем и последующем (а тем более на отдаленных) уровнях образования, различной трактовке базисных понятий. Состав дисциплин в рамках той или иной специальности, последовательность их освоения и, главное, содержательная часть часто далеки от системности и оптимальности.



Разрешить эту проблему можно посредством формирования единых образовательных метапрограмм по базисным направлениям профессионального становления (своеобразных программных деревьев профессионального роста) с законченными, завершенными ответвлениями-уровнями (начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного) и ступенями профессионального образования. Наличие такой образовательной метапрограммы, связанной с соответствующими государственными образовательными и профессиональными стандартами, требованиями потенциальных работодателей, позволит «состыковать» входы-выходы уровней детсада, школы, техникума (колледжа), вуза, аспирантуры, программ дополнительного образования, исключить избыточное дублирование материала на различных уровнях, оптимизировать состав, содержание и последовательность освоения дисциплин для формирования желаемых компетентностей обучающихся в соответствии с запросами и перспективами развития рынка труда. Очевидно, что наиболее эффективным здесь может быть региональный подход, максимально учитывающий местную специфику. Наличие таких метапрограмм позволит успешно осуществить взаимовыгодную интеграцию интеллектуальных и материальных ресурсов всех участников ее реализации (государство, общество, бизнес), создать единую информационно-образовательную среду на основе современных информационно-коммуникационных технологий, использовать единые базисные показатели развивающейся личности, действительно реализовать личностно-ориентированное образование на каждом уровне.

Идея преемственности в сочетании с возможностями современных средств информатизации позволит еще в детском саду начать формировать и развивать в течение всего периода формального образования (во всяком случае, до выпуска из вуза или аспирантуры) своеобразный электронный паспорт обучающегося, содержащий информацию об оценках по предметам, достижениях и успехах, проблемах и трудностях (конечно, при этом должен соблюдаться принцип конфиденциальности и ограниченного доступа к хранящейся информации). Наличие этой информации - непременное условие эффективной реализации индивидуализации обучения. Однако разработка такого паспорта, а также компьютерных систем обеспечения индивидуальных условий освоения дисциплин требует немалых дополнительных ресурсов.

Серьезнейшая проблема - проблема сохранения и воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в системе послевузовского образования - главной составляющей системы непрерывного образования. Ситуация с научными и научно-педагогическими кадрами сегодня почти катастрофическая. Средний возраст кандидатов наук - за 50 лет, докторов наук - за 60 лет (лишь 14 % докторов и кандидатов наук моложе 50 лет). Профессорско-преподавательский состав ведущих вузов (особенно технических) - предпенсионного и пенсионного возраста. Внешняя и внутренняя, в том числе и скрытая «утечка умов» по-прежнему высока.
Количество кандидатов и докторов наук растет, но качество научных исследований падает. Мало диссертаций технической направленности. Многие из аспирантов не завершают обучение, из завершивших только 30 % защищается в срок, причем после защиты лишь малая часть идет работать в вузы или НИИ. Если в США профессия ученого по престижности занимает первое место, то в России эта профессия попадает лишь в третий десяток. Наука и преподавание не прельщают современную молодежь, пропитанную идеей потребления. Считается, что через 10 лет ситуация может стать катастрофической, поскольку указанные проблемы будут усугублены последствиями очередного и очень глубокого демографического спада и естественной убылью ученых старшего поколения. Под вопрос может быть поставлено существование высокотехнологичного сектора страны. В этой связи крайне актуальна задача раннего поиска и сопровождения талантливой молодежи, будущей интеллектуальной элиты страны. Причем этого человека надо соответствующим образом воспитать, привить ему необходимые качества гражданина и патриота. Ведь не секрет, что столько средств в науку, сколько вкладывают, например, США или другие страны, Россия себе принципиально позволить не может. Там всегда для талантов-космополитов будет лучше. И начинать эту работу надо с детского сада, бережно передавая таких детей с одного уровня на другой, развивая их природные способности и учитывая все их особенности. Это задача - государственного уровня.

К важнейшей следует отнести проблему здоровьесбережения и здоровьеразвития обучающихся и обучающих. Чтобы пройти весь путь системы формального непрерывного образования, современный ребенок должен непрерывно учиться около 25 лет. И потом, всю оставшуюся жизнь периодически повышать свою квалификацию, переучиваться. К тому же сама жизнь в современных условиях с все ускоряющимся темпом, стрессами, плохой экологией, изменяющимися ценностями становится все более экстремальной и «опасной для здоровья». Состояние здоровья современных детей вызывает все большую озабоченность. Прежде всего, физическая составляющая. Очень много детей сегодня имеют психофизиологические показатели здоровья, выходящие за пределы нормы. Раннее выявление таких детей, разработка и применение специальных коррекционных мероприятий, реализация дополнительных действий по эффективной социализации детей с ограниченными возможностями и детей, находящихся на грани нормы, обучение всех детей методам самоконтроля и самокоррекции - важнейшая задача системы непрерывного образования.
Требует переосмысления само понимание здоровья, которое есть интегральное качество человека как существа биопсихосоциального, в котором важны все составляющие здоровья: физическая, психическая, социальная, духовно-нравственная, причем последняя составляющая является во многом определяющей все остальные.

Проблемой является разработка и внедрение ГОСов ВПО нового поколения, ориентированных на компетентностный подход. Являясь в целом справедливой, но вынужденной мерой на ускоряющийся процесс производства новой информации, идея компетентностей направлена на интегральное вбирание в себя необходимых междисциплинарных знаний и ориентирована на потребности практики. Однако проверенных механизмов и методик определения качества формирования тех или иных компетентностей сегодня не существует, да и вряд ли их можно создать в научном (метрологическом), плане. В связи с необычайной сложностью этот вопрос сегодня благополучно отдан на откуп вузам, которые должны сами создавать необходимые методики формирования и оценки компетентностей, эффективность которых, как считается, проверит рынок. Однако без регулирующей роли государства это приведет к путанице, появлению возрастающего множества трудно сопоставимых между собой понятий, методик и технологий.

Все большая проблема - проблема восстановления и развития в новых экономических условиях интеграционных связей образования, науки и производства. Непрерывное образование призвано (в том числе и через систему дополнительного образования) в значительной степени решить эту проблему. Отметим необходимость возврата к идеям целевой подготовки, производственных практик, распределения обучающихся на бюджетной основе студентов и аспирантов (с обязательной отработкой на предприятии 3-5 лет), социальной «привязки» специалиста к предприятию и др.

Существенная проблема - в мотивации труда учителей и преподавателей на повышение качества труда, на использование прогрессивных методик и технологий обучения, на непрерывное собственное развитие. Воспитатель детского сада, учитель, детский врач, преподаватель - эти профессии являются самыми важными и должны высоко оцениваться обществом и государством.