Файл: Экзаменационные вопросы по философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 324

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
отдельное свойство или признак предмета, если он берется в своей индивидуальной неповторимости.

Однако бесконечное многообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их структур, свойств и отношений. С той же определенностью, с какой мы утверждали, что нет двух абсолютно тождественных вещей, мы можем говорить, что нет и двух абсолютно различных вещей. Нельзя не согласиться с тем, что, хотя все люди и индивидуальны, мы тем не менее без труда фиксируем присущую им всем родовую сущность, выделяя тем самым за их уникальностью, неповторимостью и нечто общее им всем, выражаемое в общем понятии “человек”. Общее - это единое во многом. Или, по - другому, общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Над единичным “властвует” общее, которое безжалостно “заставляет” последовательно гибнуть единичное как преходящее во имя сохранения общего как чего - то устойчивого: единичное умирает, но род живет.

+Почему же общее внутренне “привязано” к единичному? Да потому, что в силу дискретности мира общее не существует и не дано нам иначе, как через единичное. Они не рядоположенные вещи, и диалектика заключается не в том, что одно существует и другое существует и как - то они между собой взаимодействуют, а в том, что нечто существует и проявляет себя как существующее (тем или иным способом) в силу материального единства мира. Поэтому общее существует не отдельно, а как закон рождения и жизни единичного. Оно содержит в себе закономерность протекания процессов в любом единичном явлении данного класса. Действие закономерности, анонимная власть общего выражается только в единичном и через единичное. Таким образом, как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего.


  1. Причина и следствие.

Категории «причины» и «следствия» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина – это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествующее ему. Само понятие «причинность» в буквальном смысле этого термина означает активное действие,
вызывающие изменение, порождение новых явлений и свойств у объекта, не который направлено действие. В понятии «следствие» фиксируются результаты причинения, то новое, что возникает в процессе взаимодействия.

Причина и следствие есть лишь частичка всемирной связи. Специфика причинной связи состоит именно в генетическом порождении следствия причиной. Беспричинных явлений не бывает.

+Результат причинения зависит не только от порождающей причины, но и от условий. Хотя условия и влияют на следствие, они в отличие от причины не порождают следствие. Условия влияют на следствие опосредовано, они направлены на создание соответствующих фоновых обстоятельств, при которых причина порождает следствие: порождающие начало, постоянно взаимодействуя с условиями, производит следствие.

Несколько причин могут вызвать одно следствие (огонь может быть порождён и трением, и ударом молнии, и спичками). В свою очередь одна и та же причина может порождать несколько следствий (тот же огонь может выступать не только разрушителем).при этом связь причины и следствия ассиметрична. Следствие не может вызвать причины. Но возникну, следствие, вернее, носитель следствия, может влиять на носителя причины в процессе взаимодействия с ним. К тому же следствие всегда оказывается причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно следственные цепи. Они носят преимущественно вероятностный характер, и только в сфере техники преобладает однозначная детерминация.


  1. Необходимость и случайность.

Очень часто люди задаются вопросом: каким образом происходит то или иное событие - случайно или по необходимости? Одни утверждают, что в мире господствует только случайность и нет места необходимости, другие же - что никакой случайности не существует и все происходит по необходимости. Однако, по нашему мнению нельзя однозначно ответить на этот вопрос, потому что и случайность и необходимость обладают своей долей “права” на бытие. Что же подразумевается под тем и другим понятием?

Начнем с понятия “случайности”. Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Как правило, такая связь носит неустойчивый характер. Иными словами случайность - это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, это то, что в данных условиях может быть, а

может и не быть, может произойти так, а может и иначе.

Различают несколько видов случайности:

Внешняя. Она находится за пределами власти данной необходимости. Она определяется привходящими обстоятельствами. Человек наступил на арбузную корку и упал. Налицо причина падения. Но она отнюдь не вытекает из логики поступков пострадавшего. Тут имеет место внезапное вторжение в жизнь слепого случая.

Внутренняя. Данная случайность вытекает из самой природы объекта, она является как бы “завихрениями” необходимости. Случайность рассматривается как внутренняя, если ситуация рождения случайного явления описывается изнутри какого - то одного причинного ряда, а совокупное действие других причинных последовательностей описывается посредством понятия “объективные условия” осуществления основного причинного ряда.

Субъективная, то есть такая, которая возникает вследствие наличия у человека свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объективной необходимости.

Объективная. Отрицание объективной случайности ложно и вредно и с научной, и с практической точек зрения. Признавая все одинаково необходимым, человек оказывается не способным отделить существенное от несущественного, необходимое от случайного. При таком взгляде сама необходимость низводится до уровня случайности.

Итак, говоря кратко, случайное - это возможное при соответствующих условиях. Оно противостоит закономерному как необходимому в соответствующих условиях. Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Необходимость, таким образом, есть проявление, момент закономерности, и в этом смысле она есть синоним ее. Поскольку закономерность выражает общее, существенное в явлении, постольку необходимость неотделима от существенного. Если случайное имеет причину в другом - в пересечении различных рядов причинно - следственных связей, то необходимое имеет причину в самом себе.

Необходимость, так же как и случайность, может быть внешней и внутренней, то есть порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или только для единичного объекта. Необходимость - это существенная черта закона. Как и закон, она может быть динамической и статистической.


+Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени детерминированности их возникновения и существования. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. Почему? Потому что она реализуется только через единичное. И в этом смысле случайность соотносима с единичностью. Именно случайности оказывают влияние на ход необходимого процесса: ускоряют или замедляют его. Итак, случайность находится в многообразных связях с необходимостью, и граница между случайностью и необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление развития определяет именно необходимость.

Учет диалектики необходимости и случайности - важное условие правильной практической и теоретической деятельности. Основная цель познания - выявить закономерное. В наших представлениях мир раскрывается как бесконечное многообразие вещей и событий, цветов и звуков, иных свойств и отношений. Но чтобы его понять, необходимо выявить определенный порядок. А для этого нужно проанализировать те конкретные формы случайности, в которых проявляется необходимое.


  1. Возможность и действительность.

Вероятность органически связана не только с необходимостью и случайностью, но и с возможностью и действительностью, характеризуя степень превращения первой во вторую. В результате проявления действия причинных факторов развивается объект, с той или иной долей вероятности реализуются его необходимые связи. Данный процесс развития и характеризуют категории «возможность» и «действительность».

На уровне категорий „возможность" и „действительность" человек познает вещь не только с точки зрения ее существования, но и с точки зрения ее еще не существующих состояний. Таким образом, познание выходит на уровень целостного, конкретного, многообразного отражения объекта, когда вещь представлена во всем богатстве своих связей, как целое, закономерно развивающееся и порождающее свои новые состояния. На этой стадии человек не просто видит наличные состояния, но знает прошлое и прогнозирует будущее. Он знает то, чего еще нет, но что закономерно наступит.

Это потенциально осуществимое, но еще не осуществленное (хотя уже во многом предвидимое человеком) бытие, которое при определенных условиях реализуется, и называется возможностью. Действительность же можно рассматривать как реализованную возможность. Иными словами, возможность коренится в самой действительности как потенциальное бытие.


+Категории „возможность" и „действительность" являются глубокими, содержательными, богатыми категориями. Когда человек глубоко и всесторонне познает тот или иной объект, процесс, выявляет его возможные состояния в будущем, он в состоянии целенаправленно строить свою деятельность, создавать условия для реализации именно тех возможностей вещи, заложенных в ней самой, которые отвечают его целям и потребностям. Скажем, в случае хирургической операции врач учитывает не только возможности современной медицины и свои собственные (субъективный фактор), но и объективные условия проведения операции, состояние, психофизиологичес­кие потенции больного и т. п.

Важно, конечно, отличать возможность абстрактную, для реализации которой нет еще необходимых предпосылок, от возможности реальной, когда такие предпосылки уже имеются, и, конечно же, от невозможности. (Невозможно, например, обходиться без пищи, создать вечный двигатель, ибо это противоречит законам физики.)

  1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14