Файл: Контрольная работа дисциплина Социология кр 23. 05. 04. 50. 01. Сзи14опм студент.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социальная статика - учение о порядке (= социальная анатомия). Задача: изучать взаимодействия, которые постепенно происходят между различными частями общества. Основные категории: солидарность (устойчивая взаимозависимость людей на основе альтруизма, присуща только человеческому обществу); консенсус (взаимодействие вообще, направленное воздействие частей общества друг на друга). Закон социальной статики- принцип солидарности и гармонии общественных явлений, взятых одновременно, т.е. порядок во взаимодействиях между всеми элементами общества на определенном промежутке времени. Базовые элементы социальной статики - это 4 базовых социальных института - семья, государство, религия, разделение труда.
2.2Культура: понятие и основные элементы.
В социологическом понимании культура выступает прежде всего как ценностно-нормативная система социальной регуляции. Эта сложноорганизованная система состоит из взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию. От развития структурных элементов культуры во многом зависит ее способность эффективно выполнять свою роль в обществе. В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры выделяют:
1. Язык — система знаков и символов, наделенных определенным значением. Будучи исходным условием образования любых сообществ, предпосылкой любого социального взаимодействия, язык выполняет разнообразные функции, главная из которых — создание, хранение и передача информации.
2. Социальные ценности — это социально одобряемые и принятые убеждения относительно того, к чему человек должен стремиться.
В социологии ценности рассматриваются как важнейший элемент социальной регуляции. Они определяют общую направленность этого процесса, задают нравственную систему координат, в которых существует и на которые ориентируется человек. На основе общности социальных ценностей достигается согласие (консенсус) как в малых группах, так и в обществе в целом.
-
Социальные нормы — это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
Социальные нормы обеспечивают повторяемость, устойчивость и регулярность взаимодействий людей в обществе. Благодаря этому поведение индивидов становится прогнозируемым, а развитие социальных отношений и связей приобретает предсказуемый характер, что способствует стабильности общества в целом.
-
Обычаи, традиции и обряды — это воспринятые из прошлого формы социальной регуляции поведения людей.
Таким образом, культура, представляя собой сложную систему функционально взаимосвязанных элементов, выступает как важный механизм человеческого взаимодействия, определяющий социальное пространство деятельности людей, их образ жизни и главные ориентиры духовного развития.
2.3. Социальное неравенство и социальное равенство: понятие и причины.
Социальная стратификация всегда связана с социальным неравенством, т.е. неравным доступом к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж, образование и проч. Социальное неравенство находит свое выражение в неравенстве условий жизни, в неравенстве возможностей при достижении желаемых целей и в неравенстве результатов. В различных обществах те или иные аспекты неравенства расценивались как несправедливые, и потому требующие устранения или смягчения.
Представление о справедливости возникает в процессе социального взаимодействия, взаимообмена деятельностью и ее результатами. В самом общем виде понятие справедливости связано с пониманием меры, масштаба, критериев соотнесения действий одних людей с действиями других. Справедливость предполагает воздаяние: преступление должно быть наказано, добрые дела вознаграждены, почести должны быть по заслугам, правам соответствуют обязанности.
Понятию справедливости близко понятие равенства, поскольку неравенство или равенство социальных групп может расцениваться как справедливое и как несправедливое. И все же в отличие от понятия справедливости понятие равенства акцентирует внимание на совпадении, одинаковости, сходности, взаимозаменяемости целей, ценностей, позиций, престижа, доступности благ различных социальных групп. Конкретный смысл понятий справедливости и равенства всегда изменчив и зависит от исторических обстоятельств.
Возможно ли преодоление социального неравенства? Ответ на этот вопрос связан с пониманием причин стратификации общества. К. Маркс полагал, что причиной разделения общества на классы является частная собственность, выступающая источником эксплуатации имущими классами неимущих. Поэтому справедливо, что уничтожение частной собственности приведет к ликвидации социального неравенства. В случае реализации марксистской программы отмены частной собственности вместе с социальным неравенством должна уйти в небытие сама социальная стратификация. Все люди будут
занимать совершенно одинаковое положение, а само общество станет одномерным, "плоским". Отношения между социальными группами в таком обществе должны будут строиться по принципу не подчинения, а координации.
Теория Э. Дюркгейма. Одним из первых социологов, обратившихся к теме социального, неравенства, был Э. Дюркгейм. В работе «О разделении общественного труда», опубликованной в 1893 г., он изложил свою точку зрения на этот вопрос.
Теория классов. Понятие социального класса было введено и разработано экономистами, философами и историками (А. Смит, Э. Кондильяк, К.-А. Сен-Симон, Ф. еще в XVIII в.
Теория М. Вебера.Решающее влияние на формирование современных представлений о сущности, формах и функциях социальной.
Теория элит возникла и формировалась в значительной степени как реакция на радикальные и социалистические учения и была направлена против разных течений социализма, прежде всего марксистского и анархистского.
ВОПРОС 3. Основные социологические термины
-
Первичная группа - это небольшая ассоциация людей, связанных узами эмоциональной природы (например, семья, группа друзей). -
Молодёжь – это наиболее динамичная возрастная группа, находящаяся в стадии социального самоопределения, получения высшего и специального образования, овладения основами профессиональной деятельности, обретения мировоззрения. -
Массовая культура - это определенный тип культуры, который ориентирован на максимальное распространение стандартизированных и унифицированных продуктов материального и духовного потребления. -
Социальная структура – это совокупность различных относительно устойчивых социальных групп и коллективов людей, а также определенный порядок их взаимодействия и управления. -
Социальная роль — это модель поведения, ориентированная на данный статус.
ВОПРОС 4. Тест
1. Начало формирования социологии как самостоятельной науки:
-
30 г.г. XIX в. -
30 г.г. XX в. -
конец XIX в. -
Античность
2. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:
понятия | определения |
|
|
|
|
|
|
|
|
А- когда индивид ориентируется прежде всего на поведение других людей, и эти ориентации, или экспектаций (предвосхищения), он использует как средства, или инструменты, в своей стратегии действий
В-1
С-5
D- 4
3. Субкультура - это ...
-
специфическая культура различных групп -
совокупность норм, ценностей, которые разделяет общество -
культурные нормы и ценности, которые люди принимают в силу их прошлой полезности и которые могут быть переданы по наследству
4. Социальная организация не включает в себя подсистему:
-
техническая -
экономическая -
управленческая -
социальная -
психологическая
5. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу
понятия | определения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А-3
В-4
С-1
D-2
E-5 (ВЛАСТЬ)
6. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу
1. Сословие - это ... |
|
2. Неравенство - это ... |
|
3. Каста - это ... |
|
4. Социальная структура |
|
1-А
2-D
3-C
4-В
7. Когда дети достигают более высокой социальной позиции или опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители, - это ...
-
межпоколенная мобильность -
горизонтальная мобильность -
групповая мобильность -
внутрипоколенная мобильность
8. Люмпены - это:
-
безработные -
пограничные социальные слои -
мигранты -
представители "социального дна"
9. Укажите, какие приведенные ниже понятия и определения соответствуют друг другу:
понятия | определения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
F. ________________(написать) |
|
А-4
В-5
С-1
D-6
E-3
F – 2 (Ролевое напряжение)
10. Каким понятием обозначается в социологии совокупность прав и обязанностей, а также положение в социальной группе:
-
роль -
статус -
социальная идентификация -
адаптация
11. Ученые называют пять фундаментальных общественных потребностей. Отметьте, какие социальные институты призваны выполнять указанные потребности.
Общественные потребности | Социальный институт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|